УИД №...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,
при секретаре Мусс Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
** ** ** года гражданское дело по заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, возмещении убытков,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района РК обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах ФИО2., с заявлением о возложении на Министерство здравоохранения Республики Коми обязанности обеспечить истца лекарственными препаратами <данные изъяты>, возмещении убытков; ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по обеспечению истца лекарственными средствами.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований ст.помощник прокурора Сыктывдинского района настаивает по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика требования прокурора не признает по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Истец, представители третьих лиц, в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще. Представителем <данные изъяты> представлен письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело без их участия.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относится, в т.ч. установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
Обязанности по обеспечению граждан необходимым лекарством, как по федеральной, так и по региональной льготе, возложены на Министерство здравоохранения Республики Коми на основании сведений лечебных и фармацевтических организаций в соответствии с заявками, согласно выписанных рецептов.
Таким образом, Министерство здравоохранения РК является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО3 наблюдается в <данные изъяты>; состоит на диспансерном учете с диагнозом: <данные изъяты>; в качестве медикаментозного лечения нуждается в бесперебойном приеме лекарственных препаратов <данные изъяты>
Доказано также, что вышеуказанные препараты были включены <данные изъяты> в заявки на ** ** ** годы на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан в Республике Коми, направленные в адрес Министерства здравоохранения РК
В этой связи, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В приложении № 1 к указанному Постановлению представлены категории заболеваний, при лечении которых гражданам гарантировано право на получение всех лекарственных средств бесплатно, в т.ч. болезнь Паркинсона.
Согласно Приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", действующего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01.03.2022; в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Материалами дела установлено, что в связи с имеющимся заболеванием, ФИО5. выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов, в т.ч.:
- ** ** ** ... на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 2 упаковок (по региональной программе);
- ** ** ** ... на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 2 упаковок (по региональной программе);
- ** ** ** ... на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 3 упаковок (в рамках федеральной программы).
При обращении ФИО6 в аптеку ...» (** ** ** соответственно), данные рецепты поставлены на отсроченное обслуживание ввиду отсутствия вышеуказанных лекарственных препаратов в аптечной сети.
Доказано также, что впоследующем, рецепты:
- серии ... от ** ** ** признан недействительным, заменен рецептом от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 1 упаковки (по региональной программе; лекарство отпущено ** ** **
- серии ... от ** ** ** отпущен ** ** **
- серии ... от ** ** ** признан недействительным, заменен рецептом от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата <данные изъяты> в количестве 3 упаковок (в рамках региональной программы); лекарство получено ** ** **.
Таким образом, фактически указанными препаратами истец была обеспечена: ** ** ** соответственно.
Между тем, поданное прокурором заявление датировано ** ** **, в суд предъявлено ** ** **; гражданское дело возбуждено судом ** ** **
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в т.ч. путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как доказано в ходе судебного разбирательства, нарушенное право истца на бесплатное получение лекарственных препаратов <данные изъяты> было восстановлено еще до подачи прокурором настоящего заявления и возбуждения судом производства по делу; и в этой связи оснований для предъявления иска в указанной части требований (по состоянию на ** ** **) не имелось по причине отсутствия предмета спора; заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Что касается заявленных требований о взыскании убытков в размере 4 563 рубля, затраченных истцом на самостоятельное приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> суд исходит из следующего.
Основания права требования и соответственно обязанности возмещения вреда, возникают согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ, вследствие причинения вреда другому лицу, который подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение вреда в полном объеме, в свою очередь, согласно ст. 12 ГК РФ, предполагает возмещение убытков, понесенных собственником, как способа защиты гражданского права.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Кодекса).
Материалами дела установлено, что согласно назначенной схеме применения лекарственного препарата <данные изъяты> таблетки 3 раза в день, истец нуждается в приеме 1,5 таблеток препарата ежедневно.
Следовательно, с учетом представленных выписок из Реестра предъявленных рецептов, принимая во внимание количество ранее полученного по льготным рецептам препарата, лекарственным средством <данные изъяты>» ФИО7. должна была быть обеспечена до ** ** **
Доказано также, что фактически лекарственный препарат <данные изъяты> был получен материальным истцом лишь ** ** **
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что ввиду отсутствия лекарственного препарата <данные изъяты> в аптечных учреждениях <данные изъяты> в рамках льготного обеспечения, и необходимости регулярного приема препарата, ФИО8. была вынуждена приобрести лекарство за счет собственных денежных средств.
Согласно чеку № №... от ** ** **, ФИО9. приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 1 упаковки на сумму 2080 руб.; согласно чеку № №... от ** ** ** приобретен <данные изъяты> в количестве 1 упаковки на сумму 2483руб.; всего на общую сумму 4 563 рубля.
Поскольку с ** ** ** истец не была обеспечена необходимым ей лекарственным препаратом <данные изъяты>»; суд приходит к выводу о том, что образовавшийся дефицит в отношении вышеуказанного лекарственного препарата, привел к тому, что лекарственное средство приобреталось истцом на коммерческой основе и за свой счет. Между тем, данный лекарственный препарат был необходим ФИО10 по жизненным показаниям; его отсутствие могло поставить истца в опасность, осложнить течение её заболевания и, поэтому, последняя не имела возможности отказаться от использования данного лекарства, а соответственно, и от его покупки. В связи с чем, приобретение истцом лекарственного препарата <данные изъяты>» на коммерческой основе (в период отсутствия льготного обеспечения) являлось вынужденной мерой.
Таким образом, по мнению суда, в пользу ФИО11 надлежит взыскать денежные средства в размере 4 563 рубля, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственного препарата <данные изъяты>». Указанные денежные средства следует взыскать с республиканского бюджета в лице Министерства здравоохранения РК, как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства здравоохранения и реализацию возложенных на него функций.
При этом судом учитывается также, что в соответствии со ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах ФИО12 к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, возмещении убытков – удовлетворить в части.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу ФИО13 убытки в размере 4 563 (четыре тысячи пятьсот шестьдесят три) рубля.
В удовлетворении требований, заявленных к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить ФИО14 лекарственными препаратами <данные изъяты> в количестве 4 упаковок, «<данные изъяты>» в количестве 3 упаковок; прокурору Сыктывдинского района Республики Коми – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено ** ** **