Дело №2а-2483/2022
УИД 73RS0013-01-2022-004571-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11.11.2022 г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Ванюковой Е.Н., с участием прокурора Фомичева Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Худайбердина И. Р. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, понуждении к устранению нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Худайбердин И.Р. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что он с 13.08.2022 отбывает наказание в ФКУ Т в камере №*. Условия содержания и материально-бытовое обеспечение не соответствуют установленным нормам и требованиям закона. В камере сыро, отсутствует принудительная вентиляция, питание не соответствует нормам, что наносит существенный ущерб его здоровью. Просил обязать администрацию учреждения устранить нарушения и признать за ним право на возмещение в материальном плане 99000 руб.
При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России».
Административный истец Худайбердин И.Р. участвовал в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи; исковые требования поддержал, суду дал пояснения аналогичные изложенным в иске, дополнительно пояснил, что вентиляция в камере, где он содержится, захламлена, из-за чего воздух спертый, камера не проветривается, развивается грибок. Полы в камере вскрыты, виден земляной пол. В камере грязно. Он заболел и из-за незаконных действий сотрудников учреждений не может вылечиться, поскольку в камере сырость, теплые вещи ему не выдают, те вещи, которые он привез, у него забрали и также не отдают. Для того чтобы проветрить камеру надо открыть форточку, от чего становится холодно. Кроме того, питание недостаточно, порции по массе гораздо ниже, чем предусмотрено правилами. К качеству питания он претензий не имеет, только к количеству. Кроме того, ему не передают таблетки, чтобы вылечиться, хотя он ни к врачу, ни к родным для передачи ему медицинской посылки не обращался. Он неоднократно жаловался на условия содержания, однако ничего предпринято не было. Просил об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Будилова Е.Н., действующая на основании доверенности (л.д.14-15), в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что условия содержания Худайбердина И.Р. соответствуют действующим нормам. Вентиляция в камере, где он содержится, находится в исправном состоянии, в камере сделан ремонт в целях исполнения судебного решения. Каких-либо замечаний и претензий по поводу ненадлежащего содержания осужденных руководству учреждения не поступало. Питание осужденным выдается по действующим нормам и раскладкам, калиброванными половниками, что подтверждено записями в соответствующем журнале. Кроме того, истец обеспечен теплой одеждой по сезону, что также подтверждено его подписью. Камера, где содержится Худайбердин И.Р., находится на 4 этаже, в связи с чем в ней не может быть земляного пола. Периодически в учреждении проводятся осмотры камер, в том числе №*, в ходе которых каких-либо нарушений не выявлено. Также указала, что осужденные сами обязаны поддерживать порядок в камерах. Кроме того, на Худайбердина И.Р. выдано разрешение на получение медицинской посылки, однако на его имя она не поступала. Поскольку доказательств нарушения прав административного истца не имеется, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ФСИН России Никишин В.В., действующий на основании доверенности (л.д.99-101), в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, поддержав доводы представителя ФКУ Т УФСИН России.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области, представитель заинтересованного лица ФКУЗ «МСЧ №73 ФСИН России» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении иска надлежит отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).
В соответствии со ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно ч.2 ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу положений п.1 и п.7 ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и режим содержания подозреваемых и обвиняемых в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Судом установлено, что Худайбердин И.Р. осужден 14.11.2013 Первоуральским городским судом Свердловской области по <данные изъяты> УК РФ к 10 годам лишения свободы. Осужден 22.06.2017 Невьянским городским судом Свердловской области по <данные изъяты> УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы в ИК строгого режима. Постановлением Верхотурского районного суда Свердловской области от 21.03.2022 переведен в тюрьму на 2 года. Прибыл 13.08.2022 из ФКУ ГУФСИН России по Свердловской области на основании наряда ФСИН России от 07.07.2022.
Указанное обстоятельство подтверждено справкой, представленной административным ответчиком (л.д.22).
Обращаясь в суд с указанным административным иском, Худайбердин И.Р. ссылается на ненадлежащие условия содержания в камере №* за время его нахождения в учреждении, а именно плохую вентиляцию в камере, ненадлежащие санитарные условия в камере, недостаточность питания, отсутствие надлежащего вещевого довольствия; указывает на невозможность получения посылки с медикаментами. Кроме того, административный истец указывает на то, что на его жалобы администрация учреждения не реагирует.
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, при этом под унижающим достоинство обращением и наказанием понимаются, в частности, ненадлежащие условия содержания под стражей, в исправительных колониях.
Из представленной суду копии книги количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области (л.д.44-50), справки отдела режима и надзора (л.д.23) следует, что Худайбердин И.Р. с момента прибытия в учреждение – 13.08.2022 содержался в камере №* учреждения: с 13.08.2022 по 31.08.2022 – один, с 31.08.2022 по 03.10.2022 – содержалось двое осужденных, с 03.10.2022 по настоящее время – четверо осужденных.
Согласно техническому паспорту на здание режимного корпуса №* (л.д.16-18) следует, что камера №* имеет общую площадь 13,8 кв.м, расположена на 4 этаже здания.
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п.3 ст.39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Суду представлены комиссионные акты от 18.08.2022 (л.д.19), 22.09.2022 (л.д.20), 20.10.2022 (л.д.21), из которых следует, что представителями учреждения совместно с представителем медицинской части №1 МСЧ-73 ФСИН России неоднократно обследовалась жилая камера №*, и в ходе проверок было установлено, что жилая камера находится в удовлетворительном состоянии, лимит ее наполнения 4 осужденных. Коммунально-бытовые и санитарные условия камеры в удовлетворительном состоянии, помещение обеспечены централизованным отоплением, электропроводка и осветительные приборы в исправном состоянии. Уровень искусственной освещенности в камере соответствует требованиям санитарных правил. Камера обеспечена ночным освещением. Оконный блок из ПВХ, фрамуга (форточка) закрывается плотно, имеется функция проветривания; вытяжная вентиляция в санузле имеется, удаление воздуха обеспечивается через внутристенные вытяжные каналы; приточная вентиляция в наличии (над входной дверью имеется вентиляционное отверстие для поступающего воздуха). Осужденные, содержащиеся в камере, обеспечены индивидуальным спальным местом, а также постельными принадлежностями в полном объеме. Полы имеют деревянный настил, окрашены масляной краской ; стены окрашены водоэмульсионной краской (имеются следы потертостей). Указанная камера №* оборудована в соответствии с приказом ФСИН России от 27.07.2006 и пригодна к эксплуатации и содержанию осужденных.
То обстоятельство, что в камере и в коридоре 4 этажа имеются вентиляционные каналы подтверждено и представленным суду фотоматериалом (л.д.24-29).
Доказательств тому, что указанные вентиляционные системы не функционируют, суду не представлено.
В 2022 году спецпрокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности в камерах тюрьмы выявлялись нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм, в целях устранения которых 04.05.2022 в адрес начальника учреждения вносилось представление. Кроме того, в суд был подан административный иск к учреждению об устранении нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области (л.д.115-120), вступившим в законную силу, уточненный административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворен: суд обязал ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, в том числе, произвести ремонт настенного и потолочного покрытия в камере №*, а УФСИН по Ульяновской области организовать материально-техническое и финансовое обеспечение учреждения для проведения, в том числе, указанных работ.
Справкой, выданной ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области (л.д.127) подтверждено, что во исполнение указанного судебного постановления в камере №* режимного корпуса №* произведен ремонт настенного и потолочного покрытия (устранено отслоение и вздутие окрасочного слоя стен и потолка, трещин штукатурки), а именно: произведена зачистка потолка и стен от вздувшейся краски, трещин, произведено ошпаклевание и покраска водоэмульсионной краской. Работы завершены 28.07.2022.
Таким образом, судом установлено, что выявленные проверкой нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил в камере №* к моменту прибытия в учреждение Худайбердина И.Р. – 13.08.2022 устранены. При этом при проведении проверки оценивалось общее санитарно-гигиеническое состояние режимных зданий, однако нарушение работы вентиляции в камере №* не выявлено, что прямо следует из содержания судебного постановления.
В соответствии с п.10.10. Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 N110 осужденные к лишению свободы обязаны содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные, учебные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду.
Пунктом 11.1-11.3 указанных Правил предусмотрено, что осужденные к лишению свободы, назначенные дежурными по камере в ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночной камере, ТПП, ПКТ строгих условий отбывания наказания в ИК особого режима, тюрьме и ИК особого режима для размещения осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, обязаны: расписываться в журнале назначения дежурных по камерам об ознакомлении с обязанностями дежурного по камере; получать и сдавать инвентарь для уборки камеры; следить за чистотой в камере, мыть бачок для питьевой воды (при его наличии), производить уборку камерного санитарного узла, а по окончании прогулки - прогулочного двора.
Из представленной суду копии журнала назначения дежурных в камерах внутреннего поста №* корпусного отделения №* ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области (л.д.131-142) следует, что в камере №* за все время отбывания наказания Худайбердина И.Р. назначались дежурные, которые в соответствии с действующими Правилами обязаны производить уборку в камере и санитарном узле.
Учитывая изложенное, суд относится критически к доводам административного истца о том, что учреждением не обеспечено надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние камеры, поскольку обязанность по поддержанию чистоты в камере лежит именно на дежурных осужденных, а не на представителях администрации учреждения.
Доводы административного истца о том, что полы в камере вскрыты, в результате чего он вынужден ходить по земляному полу, суд оценивает критически, поскольку, как следует из технического паспорта камера расположена на 4 этаже, что исключает указанное Худайбердиным И.Р. нарушение.
В соответствии с п.10.12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные к лишению свободы обязаны носить одежду установленного образца (образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными к лишению свободы, их распорядка дня и других особенностей исполнения наказания, определяется приказом начальника ИУ или лица, его замещающего, в соответствии с нормами вещевого довольствия.
Пунктом 42 Правил предусмотрено, что осужденные к лишению свободы обеспечиваются одеждой и обувью по сезону в соответствии с нормами вещевого довольствия и с учетом климатических условий.
В соответствии с п.53 Правил во время проведения спортивно-массовых мероприятий (за исключением физической зарядки) осужденным к лишению свободы разрешается находиться в спортивной одежде (спортивных костюмах и спортивной обуви).
Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах утверждены соответствующим Приказом Минюста России от 03.12.2013 №216, в соответствии с п.1 которых отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности. На зимний период: в районах с холодным и особо холодным климатом - до 1 октября; в районах с умеренным климатом - до 15 октября; в районах с жарким климатом - до 1 ноября (п.1.2). В зависимости от местных климатических условий руководители учреждений УИС могут принимать решения о переходе на зимнюю и летнюю форму одежды ранее или позднее установленных сроков (п.1.3).
Из представленной суду ведомости на выдачу вещевого имущества спецконтингенту в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области следует, что Худайбердин И.Р. обеспечен зимней одеждой по сезону 27.10.2022, что подтверждено его подписью. В судебном заседании административный истец не отрицал факт обеспечения его зимней одеждой, однако указал, что обеспечили его только 10.11.2022. Вместе с тем, доказательств указанным доводам административный истец не представил, не имеется каких-либо отметок об иной дате выдаче в ведомости (л.д.130).
В соответствии с п.595 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (приложение №2) осужденные к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающие наказание в строгих условиях или отбывающие пожизненное лишение свободы, а также осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьме, могут иметь при себе комплект одежды в соответствии с нормами вещевого довольствия, два полотенца установленного образца, кружку из алюминия или пластмассы, индивидуальные средства гигиены (мыло, зубную щетку, зубную пасту (зубной порошок), туалетную бумагу), тапочки, литературу в количестве до 10 экземпляров книг и журналов, за исключением учебников осужденных к лишению свободы, проходящих обучение в общеобразовательной организации, в профессиональной образовательной организации ФСИН России или в образовательной организации высшего образования, до 5 экземпляров газет, до 10 фотографий размером не более 10 x 15 см, предметы религиозного культа индивидуального пользования, предназначенные для карманного или нательного ношения (по одному предмету), копии приговоров (определений, постановлений) судов, документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо по вопросам реализации прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, копии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, а также ответы по результатам их рассмотрения.
Пунктом 596 Правил предусмотрено, что разрешенные осужденным к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающим наказание в строгих условиях или отбывающим пожизненное лишение свободы, а также осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в тюрьме, личные вещи и предметы сверх нормы, установленной в пункте 595 настоящих Правил, хранятся в специально отведенном месте и выдаются данным осужденным к лишению свободы взамен вещей и предметов, указанных в пункте 595 настоящих Правил, младшим инспектором, осуществляющим за ними надзор, во время, определенное распорядком дня осужденных к лишению свободы с соблюдением комплектности, установленной в пункте 595 настоящих Правил.
Как следует из акта приема личных вещей, денег и ценностей (л.д.129) при поступлении у Худайбердина И.Р. имелись личные вещи, в том числе, и зимняя обувь и теплая одежда. Указанное обстоятельство подтверждено и копией камерной карточки (л.д.126), из которой также следует, что при поступлении в учреждение административный истец был обеспечен необходимыми предметами быта, а также одеждой.
Худайбердин И.Р. неоднократно обращался к начальнику учреждения с заявлением о выводе его на склад личных вещей, что подтверждено копиями соответствующих заявлений (л.д.128), выпиской из журнала учета личного приема осужденных в учреждении (л.д.33-41), и указанные заявления руководством учреждения удовлетворялись.
Таким образом, в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы административного истца о его ненадлежащем вещевом обеспечении со стороны учреждения.
Приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии с п.41 которого режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время. На завтрак и ужин готовятся по одному второму блюду и чай, на обед - первое, второе блюда и компот из сухофруктов (или кисель). По дням недели в течение месяца предусматривается к выдаче компот из сухофруктов или кисель в равных соотношениях (через день).
Норма питания распределяется по энергетической ценности (калорийности): на завтрак - 30 - 35%, на обед - 40 - 45% и на ужин - 20 - 30%, а для воспитательных колоний - суточная калорийность распределяется: на завтрак - 20%, на второй завтрак 15%, обед - 30 - 35%, полдник - 5 - 10%, ужин - 25% (п.44). Завтрак состоит из крупяного (овощного) гарнира или молочной каши, хлеба, сахара и чая.
На обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель. В следственных изоляторах, тюрьмах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, холодные закуски могут не планироваться (п.45). Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая, а для несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, планируется к выдаче масло коровье (п.46).
Пунктом 48 указанного Порядка предусмотрено, что требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций.
Объем первых блюд устанавливается в количестве 0,5 - 0,6 л. Масса вторых блюд - в зависимости от количества заложенных продуктов, но не менее 200 г. Объем третьих блюд составляет 0,25 л. (п.56).
Суточные нормы мяса, рыбы, жиров, сахара ежедневно доводятся до осужденных, подозреваемых и обвиняемых в полном объеме без замен. Суточные нормы мяса и рыбы планируются к выдаче в один прием пищи: рыба - на завтрак или ужин, мясо - только на обед ко второму блюду (п.59).
Еженедельно начальник учреждения УИС или по его указанию один из заместителей проводит контроль полновесности готовых порций (определение массы первых, мясных (рыбных) порций, вторых, третьих блюд и холодных закусок) (п.106). Результаты контроля полновесности готовых порций записывают в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи.
Определение фактической массы готовых блюд, мясных и рыбных порций производится начальником (заведующим) столовой в присутствии дежурного помощника начальника учреждения УИС или представителя администрации учреждения УИС (п.119).
В дело представлена справка по организации питания в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, из которой следует, что питание осужденных в учреждении осуществляется согласно норм положенности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 и на основании вышеуказанного Порядка организации питания (л.д.51). Доставка и раздача пищи производится под наблюдением младшего инспектора отдела режима и надзора. В камеры режимных корпусов пища доставляется в термосах с плотно закрывающимися крышками, раздача готовой пищи в камеры осуществляется калиброванными половниками из термосов в тарелки (миски).
Из книги учета контроля за качеством приготовления пищи (л.д.52-75) следует, что в учреждении ежедневно проверяется приготовленная пища медицинским работником совместно с дежурным помощником начальника тюрьмы и ответственным по учреждению, а именно качество приготовленной пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов, фактический выход блюд, масса мясных и рыбных порций. Из указанной книги следует, что масса порций соответствует установленным Правилам определения качества и количества выдаваемых осужденным порций.
Доказательств тому, что масса выдаваемых осужденным порций не соответствует установленным нормам, суду не представлено.
Пунктом 6.13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (Приложение №2) установлено право осужденных получать в посылках и передачах лекарственные препараты и медицинские изделия при наличии подтвержденных лечащим врачом (фельдшером) медицинской организации УИС медицинских показаний по их приему и использованию.
Пунктом 122 Правил установлено, что посылки и передачи с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными к лишению свободы в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок и передач, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 УИК. Они направляются в медицинскую организацию УИС для последующего применения при лечении соответствующего осужденного к лишению свободы. Больные осужденные к лишению свободы могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с заключением врачебной комиссии или лечащего врача (фельдшера) медицинской организации УИС (п.123).
Лекарственные препараты и медицинские изделия, поступающие в передачах или посылках либо приобретаемые осужденными к лишению свободы за счет собственных средств, хранятся в медицинской организации УИС и не позднее 3 суток со дня их поступления в ИУ выдаются осужденному к лишению свободы при наличии подтвержденных лечащим врачом (фельдшером) медицинской организации УИС медицинских показаний по их приему и использованию (п.176).
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что на имя Худайбердина И.Р. 12.10.2022 выдано разрешение на получение медицинской посылки, которое находится в комнате приема передач, каких-либо препятствий в получении такой посылки при ее поступлении в учреждении не имеется.
Указывая на то, что ему не передаются лекарственные препараты, административный истец не отрицал того обстоятельства, что на день рассмотрения дела в суде медицинская посылка в его адрес не поступала, в связи с чем у суда не имеется оснований для вывода о нарушении прав Худайбердина И.Р. в связи с невыдачей ему лекарственных препаратов из медицинской посылки.
Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.14 постановления от 25.12.2018 №47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В соответствии с пунктом 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Суду не представлено доказательств тому, что условия содержания Худайбердина И.Р. в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в период его нахождения в учреждении – с 13.08.2022 по 11.11.2022 не соответствовало установленным нормам, напротив, из представленных стороной административного ответчика доказательств следует, что санитарные нормы при его содержании в исправительном учреждении, в частности, в камере №* режимного корпуса №*, соблюдены.
Доводы административного истца о том, что он неоднократно жаловался администрации учреждения на ненадлежащие условия содержания в судебном заседании также какими-либо доказательствами не подтверждены.
Так, в журнале учета предложений, заявлений и жалоб (л.д.33-41) указанные жалобы не зафиксированы. В период с 13.08.2022 от осужденных, отбывающих либо отбывавших наказание в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области по факту нарушения условий содержания в камере №* в УФСИН России по Ульяновской области каких-либо обращений не поступало, что следует из представленного на запрос суда сообщения (л.д.98).
Худайбердин И.Р., обосновывая в судебном заседании исковые требования, указал, что действиями административного ответчика ему причинен и моральный вред; указал, что в требуемую им сумму 99000 руб. он включил как компенсацию за нарушение условий содержания, так и компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом
фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку административным истцом не представлено суду соответствующих доказательств нарушения его прав, оснований для удовлетворения заявленного административного иска о понуждении к устранению нарушений его прав и о взыскании как компенсации за ненадлежащие условия содержания, так и компенсации морального вреда не имеется, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 18.11.2022.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░