Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть объявлена 11 февраля 2016 года
Мотивированное решение составлено 15 февраля 2016 года
11 февраля 2016 года пос. Сокольское
Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сморчкова А.Ф., при секретаре судебного заседания Гороховой М.Г., с участием истца и представителя истца Шумиловой Т.Н., представителей истца Жаркова В.В. и Ершовой С.А., представителя ответчика администрации городского округа Сокольский Нижегородской области Каретниковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумиловой Т. Н., Шумиловой Н.В. и Шумилова А. В. к администрации городского округа Сокольский Нижегородской области о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения и об обязании его предоставить,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании за ними права на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма и об обязании его предоставить вне очереди. В обоснование заявленных исковых требований ссылаются на то, что проживают в жилом помещении на основании договора социального найма по адресу: *** До *** года семья стояла на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии со ст. 51 ЖК РФ под № ***. После смерти супруга и отца истцов семью сняли с очереди, поскольку, обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи стала больше учетной нормы, установленной в *** области – *** кв.м. *** года истцы обратились к ответчику с заявлением о признании жилого помещения, где они проживают, непригодным для проживания, но получили отказ, поскольку, вышеуказанный многоквартирный жилой дом в *** году уже признан аварийным (непригодным для проживания). Истцы просят признать за ними право на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, обязать ответчика предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, ссылаясь на положения ст. 57 ЖК РФ как основание иска.
В судебном заседании истец Шумилова Т.Н., являясь так же представителем истца Шумилова А.В., исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснила, что ранее до смерти мужа семья стояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как на каждого члена семьи приходилось менее учетной нормы жилой площади. В настоящее время семья не стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, так как со смертью мужа изменись обстоятельства на основании которых семья признавалась нуждающейся в жилом помещении, обеспеченность жилой площадью стала выше учетной нормы. Дом находится в аварийном состоянии, поэтому семья нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. Никто из членов ее семьи не подавал заявление и документы для принятия на учет по данным основаниям.
В судебном заседании представитель истца Жарков В.В. исковые требования поддержал, в пояснениях сослался на доводы искового заявления, дополнительных пояснений не имеет.
В судебном заседании представитель истца Ершова С.А. исковые требования поддержала, в пояснениях сослалась на доводы искового заявления, дополнительно пояснила, что основанием иска могли быть положения ст. 85 ЖК РФ, однако изменять основания и предмет иска ее доверитель в данном судебном заседании не желает, поэтому основания и предмет иска остаются прежними.
В судебное заседание не явились истцы Шумилов А.В. и Шумиловой Н.В., извещены о времени и месте судебного заседания (л.д.81,82). Шумилов А.В. просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования просил удовлетворить, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя Шумиловой Т.Н. (л.д.67,88). Истец Шумиловой Н.В. сведений о причинах неявки суду не представила.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов.
В судебном заседании представитель ответчика Каретникова К.А. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы возражений, представленных ответчиком, согласно которым, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
*** года распоряжением администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области многоквартирный дом по адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу.
Аварийный многоквартирный дом по адресу: *** в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 19.06.2013 года №383 «Об утверждении государственной региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на *** годы» переселение граждан из вышеуказанного аварийного многоквартирного дома включен в 4 этап реализации программы и подлежит расселению в *** году.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
В настоящее время Порядок оспаривания соответствующих решений установлен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
Истцы не оспаривали решение органа местного самоуправления ни в порядке гражданского судопроизводства, ни административного судопроизводства. Из чего следует, что права нанимателя не нарушены.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
При рассмотрении таких дел судами, как правило, учитываются разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009). Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, будет установлено, что помещение, в котором проживает наниматель и члены его семьи, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Доказательств об угрожающей опасности для жизни и здоровья по причине аварийного состояния дома истцы не представили.
Кроме того в ч.2 ст. 16 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)
3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;
4) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи».
Определением Сокольского районного суда Нижегородской области от 19.0.12016 года по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Поляков С.П., Поляков А.С. и Березина Н.С. (л.д. 77-78), которые в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив доводы искового заявления, доводы возражений, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства.
Истцы являются членами одной семьи и пользуются жилым помещением, находящимся по адресу: *** на основании договора социального найма от *** года (л.д. 7-10, 22). Жилое помещение состоит в реестре муниципальной собственности городского округа Сокольский, что подтверждается выпиской из реестра (л.д.31), находится в жилом многоквартирном доме, который распоряжением администрации Сокольского муниципального района от *** года №*** признан аварийным, подлежащим расселению и включен в государственную региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории Нижегородской области, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на *** годы» состоит в этой программе до настоящего времени, с учетом изменений внесенных распоряжением от *** года №***, которым установлены сроки отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу дома до *** года, что подтверждается справкой УИЗО от *** года, выпиской из распоряжения № ***, выпиской из распоряжения № ***, актом обследования помещения от *** года, техническим и кадастровым паспортами (л.д.12,14-16,17-18,70). Решением комиссии по жилищным вопросам от *** года № *** и распоряжением администрации от *** года № *** истцы были сняты с учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с общей очереди № ***, т.к. обеспечены общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более нормы предоставления, о чем истцы были уведомлены *** года (л.д. 13). На момент рассмотрения дела истцы не стоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, что подтверждается так же справкой УИЗО городского округа Сокольский от *** года № ***.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п.п. 10, 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области № 179-З от 16 ноября 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования отнесенные в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 этого же Закона, в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) признаются
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям
Согласно ч. 1 ст. 7 этого же Закона, в соответствии с частью 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Приведенные выше нормы закона связывают наличие права гражданина на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди с обязательной процедурой постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при наличии к тому определенных обстоятельств, а так же с наличием волеизъявления дееспособного гражданина на это, которое носит заявительный характер.
Суду не представлено доказательств данным обстоятельствам, поэтому у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов суд руководствуется положениями ст.ст. 88, 98 ГПК РФ, согласно которым, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судебными расходами по настоящему делу, являются государственная пошлина, оплаченная истцами в сумме *** рублей (л.д. 4), и расходы на представителя истца, который участвовал в деле в порядке Федерального закона № 324-ФЗ от 21.11.2011 года «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Закона Нижегородской области №144-З от 02.11.2012 года «О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области» за два дня участия в судебном заседании, в сумме 2600 рублей. В связи с отказом в иске данные расходы возмещению с ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шумиловой Т. Н., Шумиловой Н.В. и Шумилова А. В. к администрации городского округа Сокольский Нижегородской области о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения и об обязании его предоставить, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: