Дело <данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
Октябрьский районный суд г<данные изъяты> в составе:
председательствующего судьи Стародубовой М.Б.,
при секретаре Уклеиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Останиной Ольги Александровны к Министерству социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> о возложении обязанности по предоставлению специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Останина О.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных требований указав, что она, Останина О.А. <данные изъяты> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Уваровского районного суда <данные изъяты>, ее мать Гарину Татьяну Евгеньевну, <данные изъяты> рождения, лишили родительских прав. Решением Уваровского районного суда <данные изъяты>, лишили родительских прав ее отца – Гарина Александра Васильевича, <данные изъяты> рождения.
Согласно постановлению администрации г.<данные изъяты>, над ней, ее братом и сестрой была отменена опека. Кондыреву Любовь Осиповну, освободили от обязанностей опекуна и дети были направлены в государственное детское учреждение. Данным постановлением за несовершеннолетними закрепили жилое помещение расположенное по адресу<данные изъяты> Однако закрепленное жилое помещение было непригодно для постоянного проживания в нем, так как не отвечало установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам.
С <данные изъяты>, она обучалась в Тамбовском областном государственном бюджетном общеобразовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ТОГБОУ «Сосновская школа-интернат» и находилась на полном государственном обеспечении.
В 2022 году истец обращалась с жилищным вопросом в администрацию <данные изъяты>. В соответствии с ответом, ей сообщили, что она имела право на подачу заявления и документов для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижении возраста 23-х дет. Однако, до достижении указанного возраста заявление от ее имени в администрацию <данные изъяты> не поступало, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении истец не состояла. Соответственно, учетное дело в отношении истца не оформлялось и не направлялось в Управление социальной защиты <данные изъяты>
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. До настоящего времени истица не реализовала свои жилищные права как лицо, ранее относившееся к категории детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация <данные изъяты>, МКУ «Дирекция Жилищных Услуг», Данилова (Гарина) Любовь Александровна, Марец (Кольцова) Елена Алексеевна.
Истец Останина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерство социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> – Шапкина И.Ю. (по доверенности) в судебном заседании иск не признала, представив письменные возражения на иск, дополнительно пояснив, что на момент подачи искового заявления истцу исполнилось 36 лет. В соответствии с действующим законодательством в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включаются лица в возрасте от 14 до 23 лет. Пояснил, что истец по достижении 23-летнего возврата утратила свой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании истцом непредставлено уважительных причин несвоевременной постановки ее на учет нуждающихся в жилом помещении. Полагает, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, так как в силу закона предоставление жилых помещений данной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы, для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Согласно имеющихся документов истица ранее с заявлением не обращалась, соответственно и не состояла на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Представитель ответчика администрации г<данные изъяты> – Бурлина С.Ю. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала.
Третье лицо представитель Администрации г<данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление.
Представитель третьего лица МКУ «Дирекция Жилищных Услуг», Данилова (Гарина) Л.А., Марец (Кольцова) Е.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и доказательства в их совокупности, суд приходит в следующему.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Улучшение жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с ФЗ от <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями, внесенными ФЗ от <данные изъяты> вступившими в силу с <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от <данные изъяты>
Согласно абз.4 ст.1 Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель распространил действие Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты>О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичная норма содержится в <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 29 кв.м. и не более 42 кв. м.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом <данные изъяты> в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом <данные изъяты> меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, в связи с чем, подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. И в случае признания таких причин уважительными, требования истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Останина О.А. <данные изъяты> года рождения, относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Уваровского районного суда <данные изъяты>, ее мать Гарину Татьяну Евгеньевну, <данные изъяты> рождения, лишили родительских прав. Решением Уваровского районного суда <данные изъяты>, лишили родительских прав ее отца – Гарина Александра Васильевича, <данные изъяты> рождения.
Согласно постановлению администрации <данные изъяты> над ней, ее братом и сестрой была отменена опека. Кондыреву Любовь Осиповну, освободили от обязанностей опекуна и дети были направлены в государственное детское учреждение. Данным постановлением за несовершеннолетними закрепили жилое помещение расположенное по адресу: <данные изъяты>
С <данные изъяты>, Останина О.А. обучалась в Тамбовском областном государственном бюджетном общеобразовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ТОГБОУ «Сосновская школа-интернат» и находилась на полном государственном обеспечении.
В 2022 году истец обращалась с жилищным вопросом в администрацию г<данные изъяты>. В соответствии с ответом, ей сообщили, что она имела право на подачу заявления и документов для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижении возраста 23-х дет. Однако, до достижении указанного возраста заявление от ее имени в администрацию г.<данные изъяты> не поступало, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении истец не состояла. Соответственно, учетное дело в отношении истца не оформлялось и не направлялось в Управление социальной защиты <данные изъяты>
Согласно выписки из ЕГРН от <данные изъяты> выданной ФППК «Роскадастр» по <данные изъяты>, Останина О.А. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <данные изъяты>. В соответствии с письмом администрации <данные изъяты>, данное жилое помещение непригодным для проживания в установленном законом порядке не признавалось. Согласно акту осмотра жилого помещения расположенного по адресу: <данные изъяты> составленному комиссией администрации <данные изъяты>, жилое помещение требует текущего ремонта.
На основании вышеизложенного, судом установлено, что до достижения 23-летнего возраста, т.е. до <данные изъяты> Останина О.А. не обращалась по поводу предоставления ей социальной гарантии в виде обеспечения вне очереди жилой площадью по действовавшему законодательству; впервые с таким заявлением обратилась в марте 2022 года.
Суду не представлено доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствовавших обращению истца в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, например незаконный отказ органа местного самоуправления, состояние здоровья ограничивающее возможность совершать юридически значимые действия, недееспособность и т.д. Как установлено судом, каких-либо попыток встать на учет, начиная с 18 летнего возраста и до достижения 23 летнего возраста, Останина О.А. не предпринимала. Доказательствами иного суд не располагает.
Отсутствие доказательств наличия у Останиной О.А. уважительных причин не обращения до достижения 23-х летнего возраста в компетентные органы по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилье по Списку очереди «Дети оставшиеся без попечения родителей» является одним из оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Более того, в судебном заседании Останина О.А. подтвердила о том, что знала о своем праве на обеспечение жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей. Однако, как следует из материалов дела, с заявлением о постановке на учет как нуждающейся в жилье по Списку очереди «Дети, оставшиеся без попечения родителей» Останина О.А. не обращалась.
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <данные изъяты>., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии их письменного обращения в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Судом при рассмотрении дела не установлено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца в тот период, когда она была несовершеннолетней, ее опекуном, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых она обучалась и воспитывалась; кроме того, истцом не представлено доказательств того, что состояние ее здоровья в возрасте от 18 до 23 лет не позволяло ей встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также не представлено доказательств, что она до достижении возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но не была поставлена на учет из-за отсутствия всех необходимых документов
В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона № 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее праве, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда были несовершеннолетними.
Кроме того, из материалов дела следует, что за истцом постановлением Администрации г.<данные изъяты> закреплено жилое помещение по адресу<данные изъяты>, которое предоставлено на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от <данные изъяты> и согласно сообщению, поступившему по запросу суда от Администрации г.<данные изъяты>, принадлежит Кольцовой Е.А., Гариной О.А., Гарину Е.А., Гариной Л.А. и Кондыревой Л.О. в равных долях и не является муниципальной собственностью. В судебном заседании истец пояснила, что указанные лица являются ее близкими родственниками, при этом Гарин Е.А. и Кондырева Л.О. уже умерли, однако в наследство после их смерти никто не вступал, ранее в указанном жилом помещении она была зарегистрирована и проживала вместе с бабушкой Кондыревой Л.О., сестрами Кольцовой Е.А., Гариной Л.А. и братом Гарину Е.А., до отстранения Кондыревой Л.О. от обязанностей опекуна.
Как видно из представленного суду Администрацией <данные изъяты> акта осмотра жилого помещения по адресу: <данные изъяты> жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, требует ремонта, непригодным для проживания в установленном законом порядке не признавалось, многоквартирный дом, в котором находится указанное жилое помещение аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном законом порядке также не признавалось. Таким образом, можно сделать вывод, что названное жилье сохранялось в пригодном для проживания состоянии до совершеннолетия истца. При этом истец поясняла в судебном заседании, что с 2006 года до настоящего времени не имела намерений проживать в закрепленном за ней помещении.
В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент издания постановления Администрации г.<данные изъяты>, при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев (часть 1).
Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 2).
Следует отметить, что Постановление Администрации г<данные изъяты> части закрепления за истицей права на жилую площадь соответствовало действующему на момент его издания законодательству и до настоящего времени никем не оспорено.
О наличии каких - либо обстоятельств, объективно препятствовавших истцу при достижении совершеннолетия и до 23 лет реализовать свои жилищные права, обратиться в компетентный орган с заявлением об установлении факта невозможности проживания в закрепленном жилье и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках реализации положений ФЗ от <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Останина О.А. доказательств суду не представила.
Поскольку до достижения 23 лет, Останина О.А., имея возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, не предпринимала попыток обратиться с заявлением о признании ее нуждающейся в жилье и постановке на учет для получения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, при этом материалами дела не подтверждена невозможность возвращения истца в закрепленное за нею жилое помещение, в том числе по причине непригодности жилого помещения для проживания, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Останиной Ольги Александровны к Министерству социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договор найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма вне очереди – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <данные изъяты> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>
Судья М.Б. Стародубова