Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 3 марта 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Филатовой К.П.,
с участием представителя административного истца Сафонова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-714/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АЗС Регион Поволжье» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «АЗС Регион Поволжье» (далее также ООО «АЗС Регион Поволжье», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 1 591 890 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором названного земельного участка, кадастровая стоимость которого, установленная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер его действительной рыночной стоимости, определенной Отчетом об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества, как плательщика арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости участка.
С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.
Представитель административного истца Сафонов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненный административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Административные ответчики - Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица - ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрация муниципального района Красноярский Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, ТУ Росимущество в Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлены дополнительные пояснения, в которых, ознакомившись с откорректированным отчетом об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Администрацией муниципального района Красноярский Самарской области представлен письменный отзыв, в котором разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Как следует из материалов дела, ООО «АЗС Регион Поволжье» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 258 кв.м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для размещения АЗС, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 22.02.2023, копиями договоров аренды земельного участка № № от 16.10.2012, № 26-2022(2020-2040) от 15.09.2022, заключенных с ТУ Росимущество в Самарской области.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Самарской области от 6 ноября 2019 года № 797 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Самарской области» по состоянию на 01.01.2019 и составляет 2 445 572,06 рубля, о чем представлена выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 12.09.2022.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из условий договора аренды спорного земельного участка следует, что размер арендной платы исчисляется с учетом его кадастровой стоимости, в связи с чем административный истец заинтересован в установлении действительной рыночной стоимости участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований представлен скорректированный Отчет об оценке № № от 13.02.2023, выполненный оценщиком ООО «Независимый кадастровый центр».
Как видно из отчета, рыночная стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на дату кадастровой оценки - 01.01.2019 определена в размере 1 591 890 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Определение рыночной стоимости земельного участка с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения доходного и затратного подходов в отчете обоснован.
Оценщик правильно определил сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложениях с земельными участками из этого сегмента рынка.
В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Как следует из письменного отзыва Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый земельный участок.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости спорного земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 27.12.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск общества с ограниченной ответственностью «АЗС Регион Поволжье» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 258 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 1 591 890 рублей.
Датой обращения с заявлением в суд считать 27.12.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.03.2023.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –