Дело № 2а-1448/2024
73RS0001-01-2024-001242-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд города Ульяновска в составе:
судьи Анциферовой Н.Л.,
при секретарях Айметдиновой А.Э., Бондарь А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кологреева Ивана Анатольевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании незаконным отказа в уточнении платежа, в возврате платежа, возложении обязанности уточнить (зачислить) платеж,
УСТАНОВИЛ:
Кологреев И.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее УФНС России по Ульяновской области) о признании незаконным отказа в уточнении платежа, в возврате платежа, возложении обязанности уточнить (зачислить) платеж.
В обоснование требований указано, что 24.04.2023 произведен платеж по декларации от продажи квартиры в размере 102 319 руб. Платеж производился через онлайн банк. Вместо своего ИНН № был указан ошибочно ИНН №, который был взят из образца заполнения платежа в интернете. Таким образом, платеж не был зачислен на его счет и учтен налоговым органом.
21.07.2023, когда обнаружил ошибку, им было написано заявление в УФНС России по Ульяновской области о зачете уплаченной суммы на его ИНН.
УФНС 09.08.2023 было отказано. Он обратился с жалобой на решение УФНС пол Ульяновской области в Межрегиональную инспекцию ФНС России по Приволжскому федеральному округу. Решением от 216.12.2023 жалоба также оставлена без удовлетворения.
22.08.2023 повторном обратился к административному ответчику с заявлением о возврате уплаченных денежных средств, однако Управлением 28.08.2023 было отказано. Он обратился с жалобой на решение УФНС по Ульяновской области от 28.08.2023 в Межрегиональную инспекцию ФНС по Приволжскому федеральному округу. Решением от 26.12.2023 жалоба оставлена без удовлетворения.
Считает, что своими действиями УФНС по Ульяновской области нарушает его права, свободы и законные интересы как налогоплательщика, поскольку уплаченные денежные средства должны направляться на оплату его обязательств по налогу и в случае ошибочного перечисления, он должен иметь право скорректировать платеж.
Просит признать незаконным отказ УФНС по Ульяновской области от 09.08.2023 в уточнении платежа, совершенного 24.04.2023 на сумму 102 319 руб. на ИНН № отказ от 28.08.2023 в возврате платежа, обязать уточнить (зачислить) платеж от 24.04.2023 в сумме 102 319 руб. на ИНН №
Административный истец Кологреев И.А. в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель административного истца Городилова И.А. в судебное заседание не явилась, извещалась. Ранее в судебном заседании административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика Золотова Т.С. в судебном заседании административный иск не признала. Пояснила, что Кологреевым И.А. 24.04.2023 уплачен единый налоговый платеж в сумме 102 319 руб. В платежном документе в поле «60» (ИНН налогоплательщика) Кологреевым И.А. указан ИНН №, который принадлежит иному налогоплательщику Федорову А.В. Денежные средства зачислены в качестве ЕНП на ИНН № Положения ст. 45 НК РФ, действующие в период совершения платежа, а также в настоящее время, не предусматривает возможности уточнения ЕНП. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо Федоров А.В. в судебное заседание не явился, извещался.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела, 24.04.2023 Кологреев И.А. произвел платеж по декларации от продажи квартиры в размере 102 319 руб. через онлайн банк. Вместо своего ИНН № Кологреевым И.А. был указан ИНН № (л.д. 6,7).
21.07.2023 Кологреев И.А. обратился в УФНС России по Ульяновской области с заявлением о зачете платежа в сумме 102 319 руб. на его ИНН № (л.д. 8).
09.08.2023 УФНС России по Ульяновской области направило ответ, в соответствии с которым по данным неинформационного ресурса налоговых органов денежные средства, перечисленные в бюджет платежным поручением от 24.04.2023 в сумме 102 319 руб., зачислены в качестве ЕНП налогоплательщику с ИНН № в соответствии с реквизитами, указанными в платежном поручении. В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ ст. 45 Налогового кодекса РФ изложена в новой редакции – с 01.01.2023 уточнение налоговых платежей не предусмотрена законодательством.
Кологреевым И.А. подана жалоба на решение № № от ДД.ММ.ГГГГ
26.12.2023 Межрегиональная инспекция ФНС по Приволжскому федеральному округу в соответствии со ст. 140 Налогового кодекса РФ, оставило жалобу на ответ Управления от ДД.ММ.ГГГГ № № – без удовлетворения (л.д. 12-13).
22.08.2023 Кологреев И.А. обратился в УФНС России по Ульяновской области с заявление о возврате ошибочно переведенной суммы 102 319 руб. (л.д. 14).
28.08.2023 УФНС России по Ульяновской области в ответ на обращение от 22.08.2023, оставило заявление без исполнения (л.д. 15).
Кологреевым И.А. подана жалоба на решение № № от ДД.ММ.ГГГГ
26.12.2023 Межрегиональная инспекция ФНС по Приволжскому федеральному округу в соответствии со ст. 140 Налогового кодекса РФ, оставило жалобу на ответ Управления от ДД.ММ.ГГГГ № № – без удовлетворения (л.д. 18-19).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Порядок зачета, возврата налогоплательщику налоговым органом сумм излишне уплаченных налогов установлен в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 1).
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8).
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотренные сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Согласно п. 15 ст. 45 НК РФ при перечислении суммы денежных средств в качестве единого налогового платежа иным лицом за налогоплательщика в платежном поручении указывается идентификационный номер налогоплательщика, за которого перечислен единый налоговый платеж.
Абзац 4 п. 1 ст. 45 НК РФ предусматривает, что иное лицо не вправе требовать возврата уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ ст. 45 НК РФ с 01.01.2023 изложена в новой редакции, согласно которой уточнение налоговых платежей не предусмотрено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26 марта 2020 года № 549-О разъяснил, что в порядке реализации конституционного требования платить законно установленные налоги, абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом абзац четвертый пункта 1 этой же статьи устанавливает, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Приведенное регулирование, будучи направленным на развитие конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, не запрещает осуществлять уплату налогов за другое лицо, а потому само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
При этом в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации иное лицо уже не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
На это указано и в письме от 14 июня 2017 года № 03-05-06-03/36715 Министерства финансов Российской Федерации, которым разъяснено, что если государственная пошлина уплачена иным лицом, то на основании пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины должен обратиться плательщик государственной пошлины (т.е. лицо, в отношении которого должно быть совершено юридически значимое действие) в орган, уполномоченный совершать данное действие.
Из приведенных выше положений закона, конституционно-правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что основания для признания незаконными решений налогового органа об отказе в возврате ошибочно уплаченной суммы налога, отсутствуют, поскольку в силу закона, налогоплательщик обязан самостоятельно от своего имени требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации ошибочно уплаченного налога.
Таким образом, в силу императивного указания законодательства, правом истребовать возврат из бюджетной системы Российской Федерации ошибочно уплаченного налога, в силу закона обладает только налогоплательщик Федоров А.В., а уплативший данный налог Кологреев И.А. не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных Кологреевым И.А. требований о признании незаконным отказа в уточнении платежа, в возврате платежа, возложении обязанности уточнить (зачислить) платеж.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.04.2024.