Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-29/2024 (2-1326/2023;) ~ М-796/2023 от 09.03.2023

Дело №2-29/2024

УИД: 58RS0018-01-2023-001124-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2024 года                                                                            г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Кашиной Е.А.,

при секретаре Пилясовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Министерства по охране памятников истории и культуры Пензенской области к Самсонкиной Н.Г. о признании неправомерным бездействия, признании объекта культурного наследия бесхозяйственно содержимым и его изъятии,

установил:

    Департамент Пензенской области по охране памятников истории и культуры обратился в суд с вышеуказанным иском указав, что здание, расположенное по адресу: Адрес , кадастровый номер Номер , является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой». Данный статус присвоен этому зданию на основании решения исполнительного комитета Пензенского областного Совета народных депутатов от 28 сентября 1987 года № 417 «О постановке на государственный учет объектов, имеющих историко-культурную ценность» и пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21 октября 2015 года № 9929-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», XIX в. (Пензенская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» данному объекту культурного наследия регионального значения присвоен регистрационный номер Номер .

    Сославшись на нормы права в исковом заявлении, истец указал, что Самсонкиной Н.Г. принадлежит Номер доля в праве собственности на квартиру площадью 29,5 кв.м с кадастровым номером Номер , право собственности зарегистрировано Дата . Указанная квартира расположена в вышеуказанном объекте культурного наследия «Дом жилой» и является его составной частью. Со времени регистрации права собственности Самсонкина Н.Г. не предпринимает действия по осуществлению расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Результатом этого стало возникновение угрозы повреждения и дальнейшего уничтожения объекта культурного наследия.

    Кроме того в исковом заявлении указано, что 19 августа 2022 года на адрес регистрации Самсонкиной Н.Г. от истца направлялось письмо Номер , в котором содержится просьба до 12 сентября 2022 года предоставить информацию о мерах, предпринимаемых ею по исполнению возложенных на неё обязанностей по сохранению и содержанию объекта культурного наследия, поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. До настоящего времени ответ от ответчика не поступил.

    Истец полагает, что Самсонкина Н.Г. не выполняет требования по сохранению объекта культурного наследия, что создает угрозу разрушения и утраты объекта культурного наследия «Дом жилой» (Адрес ) и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого на доступ к культурным ценностям и обеспечение сохранности объектов культурного наследия.

    Сославшись на нормы права, истец просил признать неправомерным бездействие Самсонкиной Н.Г. в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» по адресу: Адрес , выразившееся в невыполнении требований по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»; признать объект культурного наследия, а именно Номер доли в праве собственности на квартиру площадью 29.5 кв.м с кадастровым номером Номер , расположенную в объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой» по адресу: Адрес , бесхозяйно содержимым объектом культурного наследия и изъять его у собственника Самсонкиной Н.Г.

В связи с переименованием истца в ходе рассмотрения дела произведена замена истца Департамента Пензенской области по охране памятников истории и культуры на Министерство по охране памятников истории и культуры Пензенской области.

Представитель истца Министерства по охране памятников истории и культуры Пензенской области Бойко Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить с учетом их уточнения.

Ответчик Самсонкина Н.Г. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, заявлений и ходатайств не представила. Ранее в представленных возражениях просила исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика Самсоникной Н.Г. – Думанов М.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель третьего лица администрации г. Пензы Кочетова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, просила удовлетворить исковые требования.

Представитель третьего лица Управления муниципального имущества г. Пензы в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещался. Заявлений и ходатайств не представил. В отзыве на исковое заявление, просили его удовлетворить.

Третье лицо Павлушкин А.Г. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался. Заявлений и ходатайств не представил.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Пензенской области, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены. Заявлений и ходатайств не представили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на доступ к культурным ценностям и обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 6 указанного Федерального закона определено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В силу ст. 54 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, федеральный либо региональный орган охраны объектов культурного наследия обращаются в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия либо регионального органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает указанный объект либо указанный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, возмещается стоимость выкупленного имущества в размере, установленном соглашением между соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и собственником выкупаемого имущества, а в случае спора судом.

При продаже с публичных торгов объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, их собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в пункте 2 статьи 40 настоящего Федерального закона.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании решения исполнительного комитета Пензенского областного Совета народных депутатов от 28 сентября 1987 года № 417 «О постановке на государственный учет объектов, имеющих историко-культурную ценность» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес , кадастровый номер Номер , Дата года постройки, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой» (т.1 л.д. 26-35).

17 января 2012 года между ФИО1, действующим в интересах ФИО2 и ФИО3, и ФИО4, действующей в интересах Самсонкиной Н.Г. заключен договор купли-продажи Номер доли в квартире Номер по адресу Адрес (т.2 л.д. 101-102). Сведений о том, что Самсонкина Н.Г, приобретает долю в объекте культурного наследия договор не содержит.

Право собственности на Номер доли в праве на квартиру Номер по адресу Адрес подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия Номер Номер (т.2 л.д. 105).

29 марта 2013 года между Управлением культуры и архива Пензенской области и муниципальным образованием город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации г. Пензы заключено охранное обязательство Номер р в отношении здания общей площадью 434 кв.м. (за исключением квартиры Адрес ) по адресу: Адрес , в соответствии с которым собственник принял на себя обязательства соблюдать правила охраны, реставрации и использования объекта культурного наследия, нести полную ответственность за сохранность объекта и использовать его по назначению; содержать объект культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать уборку прилегающей к нему территории от бытовых и промышленных отходов, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии и др. (т.1 л.д. 183-184).

В этот же день актом № 1 зафиксировано техническое состояние объекта культурного наследия регионального значения (т.1 л.д. 185-186).

Из технического паспорта на жилой дом следует, что жилой дом по адресу Адрес кадастровым номером Номер Дата года постройки, состоит из 3-х этажей, площадь здания составляет 670,9 кв.м., строительный объём 4 751,2 кв.м. Общая площадь квартир 348,9 кв.м., в том числе жилая площадь 267,1 кв.м. (т.1 л.д. 39-52).

Согласно инженерно-техническому обследованию объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой 19в.», расположенного по адресу: Адрес , составленному ООО НПЦ «Цера» в 2014 г., обследуемое здание – объект культурного наследия регионального значения находится в «недопустимом состоянии». Эта категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (т.1 л.д. 173-182).

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21 октября 2015 года № 9929-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», XIX в. (Пензенская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» данный объект культурного наследия регионального значения зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, присвоен регистрационный номер Номер (т.1 л.д. 36).

Согласно акту обследования помещения от 13 января 2017 года межведомственная комиссия обследовав многоквартирный дом по адресу: Адрес сделала заключение, что в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, выявить основания для признания указанного дома аварийным и подлежащим реконструкции (т.1 л.д. 165-166).

Заключениями межведомственной комиссии от 01 февраля 2017 года № 29, 137 данный жилой дом по Адрес признан аварийным и подлежащим реконструкции (т.1 л.д. 155-156, 167-168).

Постановлением администрации г. Пензы от 12 апреля 2017 года № 613 собственникам помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Адрес , рекомендовано принять решение о реконструкции дома и провести реконструкцию в срок до 31 декабря 2025 года.

Постановлением Главы администрации г.Пензы от 16 апреля 2017 года № 412 «О порядке расселения жилых домов №Номер по Адрес в связи с признанием их непригодными для проживания» принято решение о расселении граждан, проживающих в доме Адрес (т.1 л.д. 163-164).

Управлением муниципального имущества администрации г. Пензы 06 июля 2017 года проводилось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу сохранения объекта культурного наследия и проведения его реконструкции. Собственники квартиры Номер Павлушкин А.Г. и Самсонкина Н.Г. на собрание не явились.

В связи с невозможностью проведения реконструкции жилого дома без согласия 100 % собственников помещений в многоквартирном доме, в целях сохранения объекта культурного наследия регионального значения администрация г.Пензы обращалась в Комитет Пензенской области по охране памятников истории и культуры с предложением об изъятии жилого дома в порядке ст. 54 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

27 февраля 2018 года в адрес ответчика по адресу: Адрес направлялось извещение физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), о посещении и обследовании занимаемых или используемых ими жилых помещений, являющихся объектами культурного наследия, частями объектов культурного наследия, частями объекта культурного наследия либо расположенных на территории объектов культурного наследия или в зонах их охраны (т.1 л.д. 60-61).

В этот же день в адрес Самсонкиной Н.Г. по вышеуказанному адресу направлено уведомление о проведении плановой проверки по охране памятников истории и культуры, назначенной на 10 часов 00 минут 12 марта 2018 года (т.1 л.д. 62).

Аналогичные извещения и уведомление о проведении плановой проверки, назначенной на 10 часов 19 апреля 2018 года направлены Самсонкиной Н.Г. по адресу: Адрес . (т.1 л.д. 63-65).

На основании приказа № 8-н от 05 апреля 2018 года (т.1 л.д. 37-38) Комитетом Пензенской области по охране памятников истории и культуры проводилась плановая проверка в отношении Самсонкиной Н.Г., задачей которой являлось обеспечение сохранности объекта культурного наследия «Дом жилой» (Адрес ).

В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований по сохранению и использованию объекта культурного наследия. Согласно акту проверки от 25 апреля 2018 года квартира, в которой Номер доли права собственности принадлежит Самсонкиной Н.Г., находится в ненадлежащем техническом состоянии: в помещении отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, строительные конструкции имеют множественные повреждения, отсутствуют заполнения оконных и дверных проемов, покрытие пола; визуально определено, что помещение не используется для проживания.

Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Адрес от 03 апреля 2020 года следует, что принято решение о получении задания в Комитете Пензенской области по охране памятников истории и культуры на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также принято решение по разработке проектной документации на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия. На собрание присутствовал Павлушкин А.Г. (т.1 л.д. 192-195).

27 августа 2020 года на внеочередном собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Адрес до собственников МКД доведена информация о намерении муниципального образования Адрес передать в арендное пользование посредством аукциона имущество, принадлежащее на праве собственности, в целях его реконструкции (т.1 л.д. 196-199).

19 августа 2022 года истцом в адрес Самсонкиной Н.Г. направлялся запрос о необходимости проинформировать Департамент о мерах, предпринимаемых по исполнению обязанностей по сохранению и содержанию объекта культурного наследия (т.1 л.д. 53-54). Факт направления указанного письма подтверждается выпиской из журнала учёта исходящих документов (т.1 л.д. 119) и реестром отправляемой корреспонденции за август 2022 года (т.1 л.д. 120).

    В акте Департамента Пензенской области по охране памятников истории и культуры от 04 августа 2022 года о техническом состоянии объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», XIX в., закреплено, что объект находится в неудовлетворительном состоянии, фасадная штукатурка имеет множество отслоений с обнажением кирпичной кладки, имеются многочисленные трещины, а также участки с разрушенной кладкой фасадов и стен, вызванные атмосферно-климатическими воздействиями (дождь, снег, многочисленные циклы замораживания и оттаивания), массовые скопления грибка и плесени на стенах и перекрытиях, образовавшиеся вследствие температурно-влажностного режима в помещениях, межэтажная лестница находится в аварийном состоянии, наблюдаются следы гниения, частично отсутствуют ступени (на чердачное помещение и крышу), коридоры и помещения объекта захламлены мусором, обвалившимся материалом с перекрытий и стен, территория вокруг объекта поросла дикорастущим кустарником и деревьями, ввод инженерных коммуникаций визуально отсутствует, внутри объекта электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение отсутствуют, в помещении Адрес инженерных коммуникаций не обнаружено, фундамент здания осмотреть не представилось возможным ввиду технической особенности осмотра фундамента, цоколь и отмостка попериметру здания имеет повсеместное разрушение, наблюдается частичное отсутствие отмостки, на видимой части фасада объекта имеются многочисленные трещины, повсеместное разрушения отделочных слоев и кирпичной кладки, также имеется сквозное отверстие (восточная часть фасада), подпорные кирпичные стенки (контрфорсы) имеют расхождение с фасадом объекта, стены в помещениях имеют разрушение отделочных слоев, в помещении Адрес стены имеют разрушение отделочных слоев, участки со следами протечек атмосферной воды и плесенью, кровля металлическая (фальцевая), имеются следы коррозии, просветы, наблюдаются прогибы кровельного материала, а также неплотное примыкание кровельного материала в стыковых соединениях, кирпичные дымоходы имеют разрушение кирпичной кладки, перекрытия имеют повсеместные разрушения, наблюдаются следы намокания и гниения конструкций перекрытий в помещениях, в оконных проемах частично отсутствует расстекловка и полное отсутствие остекления, часть окон снаружи забита листовым металлом, входная дверь в объект отсутствует, входные двери в помещения частично разрушены либо отсутствуют, в помещении Адрес стекла побиты, часть окон забита изделиями из дерева (т.1 л.д. 69-77).

В судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что со времени регистрации права собственности Самсонкина Н.Г. не имела возможности содержать объект культурного наследия и поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, поскольку данные мероприятия нецелесообразны ввиду незначительной доли в объекте недвижимости и не принятия мер основным собственником по сохранению объекта культурного наследия.

Истцом каких-либо мер по привлечению ответчика к ответственности за ненадлежащее содержание объекта культурного наследия не предпринималось. Довод стороны истца о направлении почтовой корреспонденции в адрес ответчика обсуждался в судебном заседании, однако, достоверных данных, свидетельствующих о вручении направленной в адрес истца корреспонденции суду не представлено.

Из представленных суду документов, следует, что Самсонкина Н.Г. приобретала указанную недвижимость как жилое помещение, в договоре купли-продажи и регистрирующих документах сведений о наличие каких-либо ограничений или обременений не содержится. Какого-либо охранного обязательства между ответчиком и истцом не заключалось, которое в свою очередь заключено с муниципальным образованием город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации г. Пензы.

Таким образом, достоверных сведений о том, что Самсонкиной Н.Г. было известно о наличии у неё в собственности объекта культурного наследия, а также необходимости бережного отношения к нему, суду не представлено. В материалах дела также отсутствуют доказательства в подтверждение того, что ответчиком, как собственником спорного объекта, совершены действия, выражающиеся в невыполнении требований к сохранению объекта или совершении действий, угрожающих сохранности данного объекта, в результате которых объект утрачивает свое культурное значение, в связи с чем, требование Министерства по охране памятников истории и культуры Пензенской области о признании неправомерным бездействия Самсонкиной Н.Г. в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» по адресу: Адрес , выразившееся в невыполнении требований по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями ст.47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России» удовлетворению не подлежит.

Кроме того, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком случае в силу п.3 ст.2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года).

Включение жилых помещений в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объём жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 подпункта «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Таким образом, в случае не включения многоквартирного дома в региональную адресную программу собственник жилого помещения в жилом доме, признанным аварийным ограничен в выборе способа обеспечения своих жилищных прав, имеет право только на возмещение стоимости изымаемого жилого помещения и земельного участка, предоставление же другого, равнозначного, жилого помещения возможно лишь в случае согласия на это органа местного самоуправления.

В материалах дела отсутствуют сведения о включении дома Адрес в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также не имеется сведений о заключении между сторонами соглашения.

Учитывая, что объект культурного наследия в то же время является объектом жилищных прав ответчика, со стороны муниципального образования в силу вышеприведенных положений Закона, каких-либо действий по урегулированию жилищных правоотношений по отношению к Самсонкиной Н.Г. не предпринималось, в связи с чем, суд полагает, что не имеется оснований для применения положений абзаца 1 статьи 240 Гражданского кодекса Российской Федерации и удовлетворения требований истца в части признания объекта культурного наследия бесхозяйственно содержимым и изъятии его у собственника, с целью дальнейшего выкупа или организации его продажи с публичных торгов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Министерства по охране памятников истории и культуры Пензенской области к Самсонкиной Н.Г. о признании неправомерным бездействия, признании объекта культурного наследия бесхозяйственно содержимым и его изъятии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                                                 Е.А. Кашина

Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2024 года.

2-29/2024 (2-1326/2023;) ~ М-796/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство по охране памятников истории и культуры Пензенской области
Ответчики
Самсонкина Наталья Григорьевна
Другие
Управление муниципального имущества города Пензы
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
Управление Росреестра Пензенской области
Павлушкин Анатолий Григорьевич
Администрация города Пензы
Суд
Ленинский районный суд г. Пензы
Судья
Кашина Екатерина Анатольевна
Дело на странице суда
leninsky--pnz.sudrf.ru
09.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Подготовка дела (собеседование)
10.05.2023Подготовка дела (собеседование)
12.05.2023Подготовка дела (собеседование)
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2023Судебное заседание
14.06.2023Судебное заседание
04.04.2024Производство по делу возобновлено
04.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее