Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3616/2023 ~ М-1963/2023 от 28.03.2023

№ 2-3616/2023

10RS0011-01-2023-003494-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2023 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,

при секретаре Клепининой А.А.,

с участием представителя истца Мироновой Д.Ю., представителя ответчика Горбуновой К.В., представителя третьего лица Васильевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Главрыбвод» о возложении обязанности разработать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения,

установил:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Главрыбвод» последующим основаниям. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства выявлены нарушения в деятельности ФГБУ «Главрыбвод» (далее - Учреждение). Установлено, что на основании договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ФГБУ «Главрыбвод», Учреждению предоставлено право пользования акваторией Путкинского водохранилища в целях забора (изъятия) водных ресурсов для производственных и хозяйственно-бытовых нужд Кемского рыбоводного завода, являющегося обособленным (структурным) подразделением Учреждения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения. Требования о разработке, согласованию и утверждению проекта зоны санитарной охраны в срок до ДД.ММ.ГГГГ содержатся также в условиях договора водопользования, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ФГБУ «Главрыбвод» (п.п. «х» п. 18 Договора). Вместе с тем, по информации, полученной в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, а также от Карельского филиала ФГБУ «Главрыбвод», до настоящего времени обозначенные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены. Отсутствие проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения создает угрозу загрязнения водного объекта, причинения ущерба окружающей среде, нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, истец просит обязать ФГБУ «Главрыбвод» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - Путкинского водохранилища и предоставить данный проект на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

В судебном заседании представитель истца Миронова Д.Ю. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Горбунова К.В. в судебном заседании не оспаривала необходимость разработки проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения - Путкинского водохранилища, полагала, что срока 1 год недостаточно для исполнения требований истца.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по <адрес> Васильева Е.А. полагала иск подлежащим удовлетворению.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством по природопользованию и экологии РК и ФГБУ «Главрыбвод» заключен договор водопользования, согласно которому уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а водопользователь принимает в пользование Путкинское водохранилище, бассейн Белого моря.

Согласно пп. х, п. 18 указанного договора, водопользователь обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать, согласовать в установленном законом порядке проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-бытового водоснабжения, и представить его вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением в Уполномоченный орган.

Согласно пояснениям истца и третьего лица, указанный проект ответчиком до настоящего времени не представлен. Данный факт в судебном заседании ответчиком не оспорен.

Частью 1 статьи 7.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Частью 3 статьи 6 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02» (далее - СанПиН 2.1.41110-02).

Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.41110-02 организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь вышеназванными положениями закона, суд приходит к выводу о неисполнении ответчиком возложенных на него действующим законодательством обязанности по разработке проекта зоны санитарной охраны и иных действий, связанных с получением санитарно-эпидемиологических заключений и подачей документов для установления зоны санитарной охраны в уполномоченный орган, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, ответчиком не представлено.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению в полном объеме. Учитывая дату заключения договора, 2016 год, срок исполнения обязательства по составлению проекта, 2019 год, период просрочки – более 3 лет, суд приходит к выводу, что срок исполнения обязательства, 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, является достаточным и разумным.

Руководствуясь статьями 198-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░ 7708044880) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09.06.2023.

2-3616/2023 ~ М-1963/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайроный природоохранный прокурор
Ответчики
ФГБУ "Главрыбвод"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Карельский филиал ФГБУ "Главрыбвод"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Саврук Юлия Леонидовна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2023Дело оформлено
24.07.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее