УИД№RS0№-57
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
19 октября 2023 года <адрес>
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Калиниченко Н.В.,
с участием:
прокурора – ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> Республики Крым, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым, об обязании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану зданий, имущества и прилегающей территории МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым во время процесса обучения работниками с квалификацией, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций; об обязании МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым обеспечить во время учебного процесса пропускной и внутриобъектовый режим в МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым работниками с квалификацией, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций; об обязании администрацию <адрес> Республики Крым предусмотреть финансирование для обеспечения охраны зданий, имущества и прилегающей территории, а также обеспечения пропускного и внутриобъектового режима в МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым Республики Крым во время процесса обучения работниками с квалификацией, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций.
Свои исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой района в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, а также о противодействии терроризму, по результатам которой выявлены нарушения закона, а именно на объекте (территории) МБОУ Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым в дневное время суток не обеспечена охрана, пропускной режим во время учебного процесса осуществляется техническим персоналом. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес директора МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым внесено представление об устранении нарушений закона, которое не было удовлетворено. Указывают на то, что непринятие всех мер по антитеррористической защищенности объекта образования со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья малолетних, что является недопустимым. При таких обстоятельствах руководством учебного заведения не обеспечено право детей на защиту их жизни, здоровья и имущества.
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц поддержала, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым Республики Крым ФИО6 возражал против заявленных требований, указал на то что общеобразовательное учреждение согласно паспорта безопасности имеет 4 категорию опасности, в связи с чем, заявленные прокурором требования являются необоснованными, поскольку указанная категория не предусматривает обеспечение учреждения охраной, пропускным и внутриобъектовым режимом. Пояснил, что охрана здания обеспечивается силами сотрудников школы.
Представитель ответчика – <адрес> Республики Крым ФИО7 в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО4, их доводы, исследовав материалы дела в их совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Кроме того, согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены обязательные для выполнения требования, организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 того же Постановления, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
В силу положений пункта 17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности установлены ФИО8 58485-2019.
Требования указанного Стандарта распространяются также на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Охранные мероприятия следует организовать на всех объектах образования в зависимости от степени угрозы совершения на них террористических актов и возможных последствий их совершения (п. п. 1.1, 4.1 ФИО8 58485-2019).
Помимо общих требований по обеспечению безопасности обучающихся и работников, образовательные организации также должны обеспечить выполнение Требований по обеспечению антитеррористической защищенности.
Охрану объектов образования следует осуществлять путем оказания охранных услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима на объектах образования и по охране имущества образовательной организации.
В договоре на оказание охранных услуг надлежит указывать основания и условия для введения режимов усиления охраны, а также должностных лиц, полномочных принимать решение на их введение
Работники охранной организации, исполняющие обязанности охранников образовательной организации (работников по обеспечению охраны образовательных организаций) и выполняющие охранные функции на объектах образования, а также начальники охраны таких объектов или участков должны иметь документ, подтверждающий прохождение дополнительной подготовки и (или) свидетельство о квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения образовательных организаций (при их наличии).
Судом установлено, что МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1.6. Устава учредителем образовательного учреждения является <адрес> Республики Крым.
В соответствии с п. 1.7 Устава, образовательное учреждение в своей деятельности подведомственно и подконтрольно Управлению образования.
Судом установлено, что согласно акту категорирования здания, МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым, расположенное по адресу: <адрес>, отнесено к 4 категории опасности.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в здании МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым по адресу: <адрес>, не обеспечена охрана, пропускной режим во время учебного процесса осуществляется техническим персоналом.
По результатам проверки в адрес директора МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ. Представление прокурора рассмотрено, нарушения не устранены.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждены совокупностью материалов дела.
Таким образом, установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Согласно положениям п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Поскольку в отношении МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым должна обеспечиваться антитеррористическая защищенность путем соблюдения требований, предусмотренных, в том числе, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Общими требованиями к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности установленными ФИО8 58485-2019, суд приходит к выводу о необходимости возложить на образовательную организацию такие обязанности.
Доводы представителя ответчика МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым о том, что образовательная организация отнесена к 4 категории опасности, в связи с чем, охрана здания и прилегающей территории обеспечиваться не должна, судом во внимание не берутся, поскольку указанная организация должна руководствоваться, в том числе Общими требованиями к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности установленными ФИО8 58485-2019, в которых установлена обязанность организации обеспечивать охранные мероприятия.
Согласно п. 2 Положения об управлении образования, молодежи и спорта администрации <адрес> Республики Крым, утвержденного решением 36-я сессия 1-го созыва 1-го созыва <адрес> советом от ДД.ММ.ГГГГ №, одной из основных задач управления образования, молодежи и спорта администрации <адрес> Республики Крым является организация, планирование, регулирование деятельности муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в сфере образования, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований в пределах своей компетенции на территории района для реализации установленного законодательством Российской Федерации права граждан на получение образования.
Кроме того, п. 3.2 Положения закреплено, что Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Крым
В соответствии с п. 3.2 Положения Управление осуществляет в установленном порядке за счет средств бюджета района финансирование деятельности подведомственных образовательных учреждений, содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества.
В соответствии с Бюджетным кодексом как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за эффективным расходованием бюджетных средств подведомственными распорядительными и получателями бюджетных средств.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что непринятие всех мер по антитеррористической защищенности объекта образования со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья малолетних, что является недопустимым.
Учитывая вышеизложенное, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковое заявление <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга, о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 233 - 235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес> Республики Крым – удовлетворить.
Обязать МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым в течение 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану зданий, имущества и прилегающей территории МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым во время процесса обучения работниками с квалификацией, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций.
Обязать МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым обеспечить во время учебного процесса пропускной и внутриобъектовый режим в МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым работниками с квалификацией, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций.
Обязать администрацию <адрес> Республики Крым предусмотреть финансирование для обеспечения охраны зданий, имущества и прилегающей территории, а также обеспечения пропускного и внутриобъектового режима в МБОУ «Ароматновская средняя школа» <адрес> Республики Крым Республики Крым во время процесса обучения работниками с квалификацией, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Калиниченко