дело № 2-46/2024 (2-656/2023)
УИД 19RS0010-01-2023-000995-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 января 2024 г. Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Марков Е.А.,
при секретаре судебного заседания Переясловой С.А.,
с участием старшего помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Ильиной И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании иск прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Соленоозерного сельсовета Ширинского района, о понуждении устранения нарушений антикоррупционного законодательства, -
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Республики Хакасия обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Соленоозерный сельсовет Ширинского района о возложении обязанности в срок до 01 мая 2024 г. разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию, предусмотренную Едиными требованиями к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07 октября 2013 г. № 530н, а именно:
- в подразделе «Нормативные правовые акты» разместить список гиперссылок на действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции для последовательного перехода на официальный портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), структурированный по видам нормативных правовых актов. Разместить в указанном подразделе следующие муниципальные правовые акты: перечень должностей, при замещении которых служащие (работники) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственными органами, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный государственным органом; порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений; положение о подразделении по профилактике коррупционных или иных правонарушений; порядок сообщения о получении служащими подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа); перечень должностей, при замещении которых служащим (работникам) запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; кодекс этики и служебного поведения служащих (работников);
- обеспечить полноту заполнения подраздела «Антикоррупционная экспертиза»;
- подраздел «Формы документов, связанных с противодействием коррупции» дополнить ссылками на доступ к следующим формам документов: обращение гражданина, юридического лица по фактам коррупционных нарушений; уведомление представителя нанимателя (работодателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу; уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений; уведомление представителя нанимателя (работодателя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; заявление служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; уведомление о получении подарка: заявление о выкупе подарка. Дополнить указанный подраздел гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к специальному программному обеспечению «Справки БК»;
- в подразделе «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» создать вкладки «Состав комиссии», «Положение о комиссии» и разместить соответствующие документы;
- в подразделе «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» создать гиперссылку для перехода к подразделу «Обращения граждан», в котором должна содержаться информация о нормативном правовом акте, регламентирующем порядок рассмотрения обращений граждан, способах для граждан и юридических лиц беспрепятственно направлять обращения.
Представитель ответчика администрации Соленнозерный сельсовет, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не явился, ходатайствуя о рассмотрении заявленных исковых требований в его отсутствие, согласившись с заявленными исковыми требованиями.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ширинского района Ильина И.К. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Открытость и доступность информации о деятельности органа местного самоуправления является одним из важнейших условий для анализа эффективности его деятельности и, в частности, такого направления, как взаимодействие с гражданами.
В соответствии с федеральным законодательством государственные органы и органы местного самоуправления обязаны выстраивать информационную политику в сфере взаимодействия с населением по определенным критериям.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации).
Определяя открытость информации о деятельности государственных органов и свободный доступ к такой информации, одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, п. 3 ст. 3 Закона об информации, ограничивает такую открытость и доступность возможностью установления изъятий федеральным законом.
Такое правовое регулирование соотносится с конституционным правом каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации), которому корреспондирует положение ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов, регулируются Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Во исполнение п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 530н утверждены требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов.
В Требованиях прописывается, в том числе, порядок размещения гиперссылок на подразделы, которые должны обязательно присутствовать в разделе «Противодействие коррупции», и основная информация по наполнению данных подразделов (п. 6), в частности:
- нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции;
- антикоррупционная экспертиза;
- методические материалы;
- формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения;
- сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия);
- обратная связь для сообщений о фактах коррупции.
По результатам мониторинга официально сайта администрации Соленоозерный сельсовет Ширинского района (далее по тесту – Администрация) выявлены нижеизложенные нарушения Требований.
В подразделе «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» органа местного самоуправления не в полной мере исполняется п/п «а» п. 8 Требований, а именно отсутствуют гиперссылки для последовательного перехода на официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
В нарушении п/п «б» п. 8 Требований не размещен список гиперссылок нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов по вопросам противодействия коррупции с приложением файлов, содержащих полный текст актов, перечисленных в названной подпункте, а именно:
- перечень должностей, при замещении которых федеральные государственные служащие, служащие Банка России, работники фондов, корпораций, организаций (далее - служащие (работники) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственными органами, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный государственным органом;
- порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений;
- положение о подразделении по профилактике коррупционных или иных правонарушений;
- порядок сообщения о получении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и федеральными государственными служащими подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа);
- перечень должностей, при замещении которых служащим (работникам) запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
- кодекс этики и служебного поведения служащих (работников);
В подразделе «Антикоррупционная экспертиза» отсутствует перекрестная гиперссылка, нажатие на которую переводит пользователя на официальный сайт, созданный для размещения сведений о подготовке администрацией органа местного самоуправления проектов нормативных актов и результатов антикоррупционной политики, что является прямым нарушением п. 10 Требований.
Согласно п. 10 Требований подраздел «Антикоррупционная экспертиза» должен содержать гиперссылку, перекрестную с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к официальному сайту, созданному для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru).
Таким образом, Администрации в подразделе «Антикоррупционная экспертиза» необходимо опубликовать информацию об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов администрации (вид и название нормативного правового акта, даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы и разработчик проекта) либо добавить гиперссылку на уже имеющийся раздел на сайте «Проекты нормативных актов», а кроме того, добавить ссылку на официальный сайт, созданный для прохождения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов (http://regulation.gov.ru);
Подраздел «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения», осуществляющий доступ к списку гиперссылок форм обращений, заявлений, справок о доходах, расходах, об имуществе, на официальном сайте Администрации не заполнен по категориям, установленных п. 12 Требований.
Подраздел «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» обеспечивающий доступ к информации о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в нарушении п. 25 Требований не содержит информации о составе комиссии, положения о комиссии.
Подраздел «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» в нарушении п. 28 Требований не содержит гиперссылку, перекрестную с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к подразделу «Обращения граждан».
Все вышесказанное позволяет утверждать, что в части соблюдения норм антикоррупционного законодательства официальный сайт Администрации не полностью соответствует федеральным требованиям и должен быть обновлен.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в частности, неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд полагает, что данное обращение прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц правомерно, заявленные требования основаны на законе и обоснованы по сути.
В силу требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Рассматривая требование прокурора об установлении сроков исполнения обязанности, суд приходит к выводу, что названный срок до 01 мая 2024 г., является достаточным с учетом объема работы, который надлежит выполнить органу местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Соленоозерный сельсовет Ширинского района устранить нарушение антикоррупционного законодательства, разместив в срок до 01 мая 2024 г. на официальном сейте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию, предусмотренную Едиными требованиями к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07 октября 2013 г. № 530н, а именно:
- в подразделе «Нормативные правовые акты» разместить список гиперссылок на действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции для последовательного перехода на официальный портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), структурированный по видам нормативных правовых актов. Разместить в указанном подразделе следующие муниципальные правовые акты: перечень должностей, при замещении которых служащие (работники) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственными органами, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный государственным органом; порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений; положение о подразделении по профилактике коррупционных или иных правонарушений; порядок сообщения о получении служащими подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа); перечень должностей, при замещении которых служащим (работникам) запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; кодекс этики и служебного поведения служащих (работников);
- обеспечить полноту заполнения подраздела «Антикоррупционная экспертиза»;
- подраздел «Формы документов, связанных с противодействием коррупции» дополнить ссылками на доступ к следующим формам документов: обращение гражданина, юридического лица по фактам коррупционных нарушений; уведомление представителя нанимателя (работодателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу; уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений; уведомление представителя нанимателя (работодателя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; заявление служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; уведомление о получении подарка: заявление о выкупе подарка. Дополнить указанный подраздел гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к специальному программному обеспечению «Справки БК»;
- в подразделе «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» создать вкладки «Состав комиссии», «Положение о комиссии» и разместить соответствующие документы;
- в подразделе «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» создать гиперссылку для перехода к подразделу «Обращения граждан», в котором должна содержаться информация о нормативном правовом акте, регламентирующем порядок рассмотрения обращений граждан, способах для граждан и юридических лиц беспрепятственно направлять обращения.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: Марков Е.А.