Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-484/2022 ~ M416/2022 от 19.04.2022

Дело № 2-484/2022

39RS0022-01-2022-000790-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года                                                       г.Черняховск

    Черняховский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Асадовой И.С.,

при секретаре судебного заседания Бондаревой О.А.,

с участием истца Полниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полниковой <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Полникова Е.А. обратилась в Черняховский городской суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное), в котором указывает, что она имеет право на получение материнского (семейного) капитала на основании государственного сертификата <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Истец и её несовершеннолетняя дочь являются собственниками жилого дома блокированной застройки по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, также находящегося в их собственности. Жилой дом был образован как самостоятельный объект путем реконструкции индивидуального жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, на основании разрешения на строительство, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Светловский городской округ». Решением Светловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом сохранен в реконструированном, перепланированном состоянии, как разделенный на два самостоятельных объекта. Истец обратилась в Управление пенсионного фонда РФ с заявлением о распоряжениями средствами материнского (семейного) капитала. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что не представлен акт освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта ИЖС; дом блокированной застройки не предусмотрено реконструировать по 256-ФЗ, только индивидуальное жилищное строительство. Истец обратилась в администрацию МО «Светловский городской округ» с заявление о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта, в выдаче которого ей отказано, так как в настоящее время индивидуальный жилой дом разделен на два дома блокированной застройки, а акт освидетельствования выдается только в отношении объектов индивидуального жилого строительства. Полникова Е.А. считает, что отказ ответчика необоснован, нарушает её права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, при рассмотрении заявления ответчиком проявлен формальный подход без учета всех обстоятельств. Не принято во внимание то, что реконструкция была направлена на улучшение жилищных условий семьи, в результате которой истец с дочерью стали собственниками самостоятельного объекта со значительным увеличением общей площади жилого помещения. С учетом изложенного, Полникова Е.А. просит суд признать незаконным решение Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий – на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС, и обязать ответчика направить денежные средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий - на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС.

В судебном заседании Полникова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что решение о реконструкции дома в объект блокированной застройки было принято с учетом разъяснений, данных работниками Пенсионного фонда ранее. Согласно действующему ранее законодательству дом должен был быть перестроен именно в объект блокированной застройки, чтобы истец смогла реализовать право на компенсацию затрат на его реконструкцию за счет средств материнского капитала.

Ответчиком по делу заявлено ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное).

В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ п произведена реорганизация Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ Калининградской области в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов, в том числе и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное).

С 01 июня 2021 года на территории Калининградской области действует одно юридическое лицо - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Калининградской области, которое привлечено к участию в деле в качестве надлежащего ответчика по данному исковому заявлению.

Представитель ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Калининградской области по доверенности Гойшик Е.Н. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без её участия. В представленном в адрес суда заявлении возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

В соответствии с п.2 ст.2 указанного Федерального закона материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона N 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе использовать их на улучшение жилищных условий.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона N 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Пунктом 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановленим Правительства РФ от 12.12.2007 года №862, лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Пунктом 10(4) указанных Правил предусмотрено, что в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства с учетом требований, предусмотренных пунктом 10(1) настоящих Правил, лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении:

а) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства;

б) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 г., либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга на реконструированный после 1 января 2007 г. объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права);

в) сведения из документа, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

г) сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Полниковой Е.А. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии <данные изъяты>

Полниковой Е.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию принадлежала <данные изъяты> доля индивидуального жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Иными собственниками жилого дома являлись: <данные изъяты> доли - ФИО4 (дочь истца) на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> доли – ФИО5 Право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Полниковой Е.А. выдано разрешение администрации муниципального образования «Светловский городской округ» <данные изъяты> на реконструкцию жилого дома по адресу: <адрес> в целях образования из существующего объекта двух жилых домов блокированной застройки, каждый из которых по завершении реконструкции будет расположен на отдельном земельном участке.

Постановлением администрации муниципального образования «Светловский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому, блокированной застройки, расположенному на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> присвоен адрес: <адрес>.

Решением Светловского городского суда Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> сохранен в реконструированном, перепланированном (переустроенном) состоянии как разделенный на два самостоятельных объекта. Произведен раздел жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, выделено в общую долевую собственность по <данные изъяты> доли каждой, Полниковой Е.А. и ФИО4 часть дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. Прекращено право общей долевой собственности ФИО6 (новый собственник доли, принадлежавшей ранее ФИО5), Полниковой Е.А. и ФИО4 на индивидуальный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. В ходе рассмотрения гражданского дела судом установлено, что перевод статуса индивидуального жилого дома в жилой дом блокированной застройки возможен и правомерен.

На основании решения суда за Полниковой Е.А. и ФИО4 зарегистрировано право собственности на жилой дом блокированной застройки площадью <данные изъяты> кв.м по <данные изъяты> доли за каждой.

Жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, с видом разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома, право собственности на который также зарегистрировано за Полниковой Е.А. и ФИО4 по <данные изъяты> доли за каждой.

Истец Полникова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию муниципального образования «Светловский городской округ» с заявлением о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта ИЖС.

Письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ Полниковой Е.С. отказано в выдаче акта в силу того, что акт выдается исключительно в отношении объектов индивидуального жилищного строительства. Законных оснований для выдачи акта освидетельствования проведения работ по строительству (реконструкции) ИЖД не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ Полникова Е.А. обратилась МИЦ ПФР с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС.

Решением ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Полниковой Е.А. отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий – на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС в соответствии с п.2 ч.2 ст.8 ФЗ от 29.12.2006 №256-ФЗ нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении (на основании ст.10 п.2,1.2 256-ФЗ от 29.12.2006, ст.10(4) п.(в) Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 №862: не представлен акт освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта ИЖС; дом блокированной застройки не предусмотрено реконструировать по 256-ФЗ, только индивидуальное жилищное строительство).

Постановлением Правительства от 18.08.2011 года №686 утверждены Правила выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала.

Пунктом 1 указанных Правил установлено, что акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства – это документ, подтверждающий проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если:

в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме;

в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

При обращении в Пенсионный фонд РФ Полниковой Е.А. было представлено техническое заключение <данные изъяты> по результатам определения технического состояния индивидуального жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, а также копия решения Светловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми достоверно установлен факт проведения Полниковой Е.А. основных работ по реконструкции жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, в результате которой площадь жилого помещения увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения. Общая площадь жилого дома, принадлежащего Полниковой Е.А., после проведенной реконструкции составила 129,2 кв.м. Жилой дом пригоден для постоянного проживания граждан.

В п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 40 ст.1 ГрК РФ указано, что дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

Учитывая цель реализации средств материнского капитала, указанную в п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", улучшение жилищных условий, а также то толкование норм ст. 10 этого закона, которое дает законодатель, суд приходит к выводу, что и в случае реконструкции части дома в жилой дом блокированной застройки, имеющий отдельный выход, не имеющий помещений общего пользования с другой частью дома, средства материнского капитала могут направляться на эти цели.

Такой вывод основан и на опубликованном в справочно-правовой системе "КонсультантПлюс" заключении Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей от 22.05.2014 N 3.6-5/83 по проекту Федерального закона N 36395-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Этим проектом предусматривалось указание на направление средств материнского капитала на реконструкцию жилых домов блокированной застройки. Отклоняя законопроект, Комитет, в частности, указал на мнение Минстроя России, выраженное в письме от 20.03.2014 N 4202-АП/07, согласно которому средства (часть средств) материнского капитала могут направляться на строительство (реконструкцию) отдельного блока жилого дома блокированной застройки, предназначенного для проживания одной семьи, в связи с чем внесение изменений в ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не требуется. Аналогичное мнение (о возможности, в силу действующей редакции нормы, удовлетворения заявления владельцев сертификатов о распоряжении средствами на улучшение жилищных условий в случае направления их на строительство (реконструкцию) части жилого дома) высказано Минрегионразвития России в письме от 20.10.2011 N 28796-АП/07.

Таким образом, сам законодатель полагает, что не требуется внесения изменений в норму ст. 10 названного выше Федерального закона, с целью уточнения права на направление средств материнского капитала на реконструкцию частей домов блокированной застройки, считая возможным реализацию этого права и в отношении домов блокированной застройки (ссылаясь при этом на мнение федеральных органов исполнительной власти).

Таким образом, судом установлено, что на момент подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала и до настоящего времени, земельный участок, предназначенный для эксплуатации жилого дома и на котором реконструирован объект недвижимости, принадлежит истцу Полниковой Е.А. и её несовершеннолетней дочери, право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.

Пенсионному фонду РФ представлены сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве Полниковой Е.А. на реконструированный объект – жилой дом блокированной застройки.

    Представленные техническое заключение и копия решения Светловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают проведение работ по реконструкции объекта, в результате которого общая площадь жилого помещения реконструируемого объекта увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения (<данные изъяты> кв.м - для Светловского городского округа).

С учетом изложенного, решение ответчика об отказе в удовлетворении заявления Полниковой Е.А. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконно, так как отсутствуют основания полагать, что в собственности Полниковой Е.А. находится жилое помещение, не являющееся объектом, на реконструкцию которого не могут быть направлены средства материнского капитала.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Полниковой <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления Полниковой <данные изъяты> о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий – на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области направить денежные средства материнского (семейного) капитала Полниковой <данные изъяты> на улучшение жилищных условий - на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта – жилого дома блокированной застройки по адресу: <адрес>.

Апелляционная жалоба может быть подана в Калининградский областной суд через Черняховский суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

        Судья                                                    И.С. Асадова

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2022 года.

Судья                                                  И.С. Асадова

2-484/2022 ~ M416/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Полникова Елена Александровна
Ответчики
ГУ – УПФ РФ в Черняховском районе КО (межрайонное)
Суд
Черняховский городской суд Калининградской области
Судья
Асадова И.С.
Дело на странице суда
cherniahovsky--kln.sudrf.ru
19.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2022Передача материалов судье
22.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2022Подготовка дела (собеседование)
11.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2022Судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2022Дело оформлено
26.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее