Дело № 2-61/2024
УИД: ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
******* 11 января 2024 года
Нижегородской области
Навашинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Опарышевой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цирульниковым И.С.,
с участием представителя истца – помощника Навашинского районного прокурора Нижегородской области Капотовой Н.П., законного представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» Пичугина М.Л., ответчика Морозовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Навашинского района Нижегородской области к Морозовой Н.Н. о взыскании денежных средств, полученных в виде единовременной денежной выплаты на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Прокурор Навашинского района Нижегородской области обратился в Навашинский районный суд Нижегородской области с иском к Морозовой Н.Н. о взыскании денежных средств, полученных в виде единовременной денежной выплаты на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Навашинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при реализации национального проекта «Демография», проекта «Содействие занятости». Программа «Содействие занятости» реализуется в период с 2019 по 2024 год в рамках национального проекта «Демография» с целью создания для жителей Российской Федерации из незащищенных социальных групп условий для формирования устойчивого климата для открытия собственного дела или работы в качестве самозанятого. Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). В соответствии с законом Нижегородской области от 08.01.2004 года № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 года № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» (далее по тексту – Порядок), государственная социальная помощь на основании социального контракта осуществляется, в том числе, в виде единовременной денежной выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе, являющимся самозанятыми, при условии соблюдения требований федеральных законов от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 27.11.2018 года №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход».
Размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствий с бизнес-планом, предусматривающим сумму запланированной прибыли в размере не менее 1 ВПМ на каждого члена семьи, сметой планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности, для закупки основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов назначаемой выплаты) (для индивидуальных предпринимателей (далее по тексту – ИП) и самозанятых), создания и оснащения дополнительных рабочих мест (для ИП).
На основании заявления гражданина, анкеты о семейном и материально-бытовом положении, листа собеседования и акта материально-бытового обследования специалисты УСЗН составляют проект социального контракта по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку – при отсутствии оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. К проекту социального контракта прилагается проект программы социальной адаптации, которая устанавливается на срок действия социального контракта. Заявление гражданина, анкета о семейном и материально-бытовом положении, лист собеседования и акт материально-бытового обследования формируются в личное дело и с проектом социального контракта, к которому прилагается проект программы социальной адаптации, после проведения проверки сведений передаются на заседание межведомственной комиссии (далее по тексту –Комиссия), сформированной органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области из представителей УСЗН, образования, здравоохранения, органов службы занятости населения, общественных и иных заинтересованных организаций.
Комиссия по каждому заявителю выносит рекомендации о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта (или об отказе в ее оказании) в порядке, предусмотренном положением о Комиссии. Социальный контракт с прилагаемой программой социальной адаптации оформляется в двух экземплярах. После подписания один экземпляр остается в УСЗН, второй экземпляр выдается на руки гражданину.
Проверкой установлено, что ../../....г. между ответчиком Морозовой Н.Н. и ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» (далее по тексту – ГКУ НО «УСЗН г.о. Навашинский») заключен социальный контракт *** на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Предметом социального контракта является сотрудничество между УСЗН и Заявителем по реализации программы социальной адаптации и выхода из трудной жизненной ситуации. В силу п. 6.1 социального контракта он вступает в силу с момента подписания и действует по 30.11.2023г.
На основании указанного социального контракта на счет Морозовой Н.Н. было перечислено 350 000 руб. Денежные средства Морозова Н.Н. должна была потратить на приобретение оборудования и инструментов для осуществления деятельности по пошиву одежды согласно представленной смете. Срок приобретения оборудования до ../../....г., что отражено в программе социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта. Приобретение оборудования подтверждено.
Согласно п. 3.2. социального контракта Морозова Н.Н. обязана:
– выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации;
– встать на учет в налоговом органе ******* в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
– предоставить в УСЗН документы, подтверждающие факт постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
– приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в УСЗН подтверждающие документы;
– возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе);
– ежемесячно представлять в УСЗН документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации:
– уведомить УСЗН в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении мероприятий программы социальной адаптации, предпринимательской деятельности в период действия социального контракта;
– представлять по запросу УСЗН информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина), в том числе об осуществлении гражданином предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания действия социального контракта.
Морозова Н.Н. обязанности, установленные п.3.2 социального контракта, в полном объеме не выполнила. После получения денежных средств Морозова Н.Н. не предоставляет в ГКУ НО «УСЗН г.о. Навашинский» сведения об осуществлении ею заявленной деятельности, документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации. Бездействие со стороны ответчика противоречит условиям социального контракта, факт осуществления предпринимательской деятельности и извлечения дохода не подтвержден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. 26, 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просил суд взыскать с ФИО2 полученную единовременную денежную выплату на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе, являющемуся самозанятым, в размере 350 000 рублей в пользу Государственного казенного учреждения ******* «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский».
В судебном заседании представитель истца – помощник Навашинского районного прокурора Нижегородской области Капотова Н.П. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Морозова Н.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем представила суду письменное заявление о признании иска. При этом ответчик просил суд предоставить ей рассрочку исполнения решения суда до 30 ноября 2024 года на условиях уплаты ежемесячных платежей в размере по 31 800 рублей в месяц с последним платежом в размере 32 000 рублей.
Законный представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ НО «УСЗН г.о. Навашинский» Пичугин М.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, против предоставления ответчику Морозовой Н.Н. рассрочки не возражал.
Заслушав пояснения истца, ответчика, законного представителя третьего лица, исследовав в судебном заседании материалы гражданского дела, оценив, согласно ст.67 ГПК РФ, относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с законом ******* от ../../....г. ***-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в *******», постановлением ******* от ../../....г. *** «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан», государственная социальная помощь на основании социального контракта осуществляется, в том числе, в виде единовременной денежной выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе, являющимся самозанятыми, при условии соблюдения требований федеральных законов от ../../....г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от ../../....г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход».
Согласно п.4 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в *******, утвержденного Постановлением ******* от ../../....г. *** «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан»:
«Размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствии с бизнес-планом, предусматривающим сумму запланированной прибыли в размере не менее 1 величины прожиточного минимума на каждого члена семьи, сметой планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности, для закупки при необходимости основных средств, материально-производственных запасов, получения лицензии на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (не более 10 процентов назначаемой выплаты), имущественных обязательств (не более 15 процентов назначаемой выплаты) (для индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и самозанятых), создания и оснащения дополнительных рабочих мест (для ИП)».
Пунктами 12, 16 вышеуказанного порядка предусмотрено:
«12. На основании заявления гражданина, анкеты о семейном и материально-бытовом положении, листа собеседования и акта материально-бытового обследования специалисты УСЗН составляют проект социального контракта по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку - при отсутствии оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
К проекту социального контракта прилагается проект программы социальной адаптации.
Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
…16. Заявление гражданина, анкета о семейном и материально-бытовом положении, лист собеседования и акт материально-бытового обследования формируются в личное дело и с проектом социального контракта, к которому прилагается проект программы социальной адаптации, в течение 5 рабочих дней после проведения проверки сведений в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка передаются на заседание межведомственной комиссии (далее - Комиссия), сформированной органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) ******* из представителей УСЗН, образования, здравоохранения, органов службы занятости населения, общественных и иных заинтересованных организаций.
Комиссия в течение 5 рабочих дней с момента передачи сформированного дела по каждому заявителю выносит рекомендации о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта (или об отказе в ее оказании) в порядке, предусмотренном положением о Комиссии.
Одновременно Комиссией в сроки, установленные выше, рассматривается и утверждается программа социальной адаптации».
Таким образом, программа социальной адаптации является неотъемлемой частью социального контракта, разрабатывается учреждением совместно с заявителем. Мероприятия программы социальной адаптации направлены на преодоление трудной жизненной ситуации и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
УСЗН осуществляет сопровождение социального контракта и контроль за выполнением гражданами и членами их семей программы социальной адаптации на всех этапах выполнения социального контракта, проводит оценку его эффективности.
Как следует из материалов дела, ../../....г. между Морозовой Н.Н. (заявитель) и ГКУ НО «УСЗН г.о. Навашинский» был заключен социальный контракт ***.
Согласно п. 1.1 контракта его предметом является сотрудничество между УСЗН и заявителем по реализации программы социальной адаптации в соответствии с ******* от ../../....г. ***-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в *******», в целях максимальной социальной адаптации заявителя и выхода из трудной жизненной ситуации (л.д.16-18).
В соответствии с п. 3.2 контракта, «Заявитель обязан:
– выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации;
– встать на учет в налоговом органе ******* в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
– предоставить в УСЗН документы, подтверждающие факт постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
– приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в УСЗН подтверждающие документы;
– возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе);
– ежемесячно представлять в УСЗН документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации;
– уведомить УСЗН в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении мероприятий программы социальной адаптации, предпринимательской деятельности в период действия социального контракта;
– представлять по запросу УСЗН информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина), в том числе, об осуществлении гражданином предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания действия социального контракта.
Как следует из программы социальной адаптации, в период с ../../....г. по ../../....г. Морозова Н.Н. должна была исполнить следующие мероприятия:
– составить и утвердить бизнес-план;
– приобрести основные средства материально-производственных запасов, предусмотренных сметой,
– информировать УСН о выполнении мероприятий социальной адаптации, об осуществлении заявленной деятельности (л.д.19-20).
Согласно платежным поручениям *** от ../../....г. и *** от ../../....г. ответчику была перечислена единовременная денежная выплата по социальному контракту в размере 350 000 рублей.
Во исполнение условий социального контракта Морозова Н.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ../../....г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП № ИЭ*** от ../../....г. (л.д. 12-13).
Согласно п. 5.1 контракта, УСН вправе досрочно расторгнуть социальный контракт, в случаях нарушения заявителем условий социального контракта, невыполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации, нецелевого использования гражданином денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта.
В ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, и не оспорено лицами, участвующими в деле, что отчеты о расходовании выделенных денежных средств в сумме 350 000 рублей с подтверждающими документами ответчиком Морозовой Н.Н. в орган социальной защиты населения представлены не были.
Указанное явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчик Морозова Н.Н. предоставила в суд письменное заявление, в соответствии с которым признает исковые требования прокурора Навашинского района Нижегородской области в полном объеме.
Признание иска ответчиком принято судом.
С учетом изложенного, проанализировав материалы дела и сопоставив их с пояснениями сторон, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Навашинского района Нижегородской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
«Суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения».
В ходе судебного заседания Морозова Н.Н. ходатайствовала перед судом о предоставлении рассрочки исполнения решения суда на срок до ../../....г., поскольку единовременно вернуть денежные средства в сумме 350 000 рублей она не сможет. В обоснование ходатайства заявителем в материалы дела предоставлены:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Представитель истца помощник Навашинского районного прокурора Нижегородской области Капотова Н.П. также не возражала против предоставления ответчику Морозовой Н.Н. рассрочки выплаты на срок по 30 ноября 2024 года включительно.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявителем представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что в настоящее время исполнение решения будет затруднено ввиду неблагоприятного материального положения должника.
Ответчик просит предоставить ей рассрочку исполнения решения суда на срок по 30 ноября 2024 года. Исходя из того, что по состоянию на момент разрешения заявления продолжительность срока исполнения решения суда (на условиях, предложенных заявителем) составляет 11 месяцев, размер ежемесячного платежа составит 31 800 руб. 00 коп. в месяц, размер последнего платежа – 32 000 руб. 00 коп.
Сопоставив размер задолженности Морозовой Н.Н. и предложенные заявителем условия рассрочки, а также проанализировав имеющиеся данные о материальном положении ответчика, суд считает целесообразным предоставить Морозовой Н.Н. рассрочку исполнения решения суда на срок 11 месяцев на условиях выплаты ежемесячных платежей согласно следующему графику:
– до ../../....г. – 31 800 руб. 00 коп.;
– до ../../....г. – 31 800 руб. 00 коп.;
– до ../../....г. – 31 800 руб. 00 коп.;
– до ../../....г. – 31 800 руб. 00 коп.;
– до ../../....г. – 31 800 руб. 00 коп.;
– до ../../....г. – 31 800 руб. 00 коп.;
– до ../../....г. – 31 800 руб. 00 коп.;
– до ../../....г. – 31 800 руб. 00 коп.;
– до ../../....г. – 31 800 руб. 00 коп.;
– до ../../....г. – 31 800 руб. 00 коп.;
– до ../../....г. – 32 000 руб. 00 коп.
Определяя продолжительность периода предоставляемой ответчику рассрочки, суд полагает, что рассрочка на вышеуказанный срок является разумной, при этом сумма ежемесячного платежа соразмерна сумме долга Морозовой Н.Н.. При этом, по мнению суда, предоставление рассрочки вышеуказанной продолжительности не приведет к существенному нарушению прав взыскателя.
Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом частью 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при признании ответчиком иска (административного иска) возврату истцу подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.
С учетом изложенного суд находит необходимым взыскать с ответчика Морозовой Н.Н. государственную пошлину за рассмотрение дела судом в размере 2 010 рублей в доход бюджета муниципального образования городской округ Навашинский Нижегородской области, что составляет 30 % от суммы государственной пошлины, подлежавшей уплате за рассмотрение дела судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 203 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Навашинского района Нижегородской области к Морозовой Н.Н. удовлетворить.
Взыскать с Морозовой Н.Н. (ИНН ***) в пользу Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» (ИНН ***) денежные средства в сумме 350`000 (Триста пятьдесят тысяч) рублей, составляющие сумму единовременной денежной выплаты на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Взыскать с Морозовой Н.Н. (ИНН *** государственную пошлину за рассмотрение дела судом в доход местного бюджета – муниципального образования городской округ ******* в сумме 2`010 (Две тысячи десять) рублей 00 копеек.
Предоставить Морозовой Н.Н. рассрочку исполнения решения суда в части уплаты долга в размере 350`000 (Триста пятьдесят тысяч) рублей на срок по ../../....г. включительно на условиях уплаты ежемесячных платежей в срок до последнего числа каждого месяца в следующем размере:
1) в период с января по октябрь 2024 года включительно – в размере 31 800 рублей ежемесячно;
2) в ноябре 2024 года – в размере 32 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Опарышева
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2024 года.
Судья С.В. Опарышева