Дело №12-89/2024
УИД: 03RS0001-01-2024-001231-92
РЕШЕНИЕ
09 июля 2024 года г.Уфа
Судья Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Захарова В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего Башкирского республиканского отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» ФИО8 на постановление начальника Демского РОСП г.Уфы ГУФССП России по Республике Башкортостан ФИО4 от 13.03.2024 по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Демского РОСП г.Уфы ГУФССП России по РБ Христель Е.В. от 13.03.2024 ФИО8 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб. за то, что являясь конкурсным управляющим должника Башкирского республиканского отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе неимущественного характера в срок вновь установленный после наложения административного штрафа, а именно в срок до 21.02.2024 не освободил земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4303 кв.м, от незаконно размещенной автомобильной стоянки со стоящими на территории автотранспортными средствами, и вспомогательного объекта (будка) согласно исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП
Не согласившись с данным постановлением, ФИО8 обратился с жалобой, просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, на том основании, что имущество, находящееся на земельном участке реализовано на торгах ФИО5
ФИО8 на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ФИО8 по доверенности ФИО6 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил постановление от 13.03.2024 отменить, производство по делу прекратить на том основании, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 23.05.2024 постановление начальника Демского РОСП г.Уфы ГУФССП России по РБ Христель Е.В. от 13.02.2024 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Начальник Демского РОСП г.Уфы ГУФССП России по Республике Башкортостан ФИО4 на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа серии №, выданного Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-15194/20, постановлением судебного пристава-исполнителя Демского РОСП г.Уфы ГУФССП России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Башкирского Республиканского отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» возбуждено исполнительное производство № 221069/23/02001-ИП, предмет исполнения: освободить земельный участок с кадастровым номером 02:55:050491:2305, площадью 4303 кв.м, от незаконно размещенной автомобильной стоянки со стоящими на территории автотранспортными средствами.
Определением Арбитражного суда РБ от 10.01.2022 конкурсным управляющим Башкирского республиканского отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» утвержден арбитражный управляющий ФИО8
16.01.2024 заместителем начальника Демского РОСП г. Уфы ГУФССП по РБ ФИО7 Башкирскому республиканскому отделению общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» вынесено требование в срок до 31.01.2024 исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе ФС 038358636 от 25.04.2022.
01.02.2024 заместителем начальника Демского РОСП г. Уфы ГУФССП по РБ ФИО7 в отношении ФИО8 составлен протокол № 34 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника Демского РОСП г. Уфы ГУФССП по РБ ФИО4 от 13.02.2024 конкурсный управляющий Башкирского республиканского отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» ФИО8 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа 10000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением ФИО8 обратился в суд с жалобой. Решением Демского районного суда г. Уфы от 28.03.2024 постановление от 13.02.2024 о привлечении ФИО8 к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба ФИО8 без удовлетворения.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановление начальника Демского РОСП г. Уфы ГУФССП по РБ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО8 к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ФИО1 г. Уфы ГУФССП по РБ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Демского РОСП г. Уфы ГУФССП по РБ ФИО7 Башкирскому республиканскому отделению общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» вынесено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить требования содержащиеся в исполнительном документе ФС 038358636 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Демского РОСП г. Уфы ГУФССП по РБ ФИО7 в отношении ФИО8 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника Демского РОСП г. Уфы ГУФССП по РБ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий Башкирского республиканского отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штраф в размере 20 000 руб.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (часть 2 статьи 4, части 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц устанавливаются данным Федеральным законом, иными федеральными законами (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 3). Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном данным Федеральным законом, возлагается на ФССП России и ее территориальные органы (часть 1 статьи 5). Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений ФССП России и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России (часть 2 статьи 5).
В силу названного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 3 и часть 1 статьи 6). В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются помимо иных субъектов государственными органами, органами местного самоуправления (статья 7), притом что взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (часть 1 статьи 1, часть 2 статьи 49). Обязательность исполнения судебного акта и выполнения законных требований судебного пристава-исполнителя обеспечены средствами как административной, так и уголовной ответственности (статьи 17.8, 17.14, 17.15 КоАП РФ, статья 315 УК РФ) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2012 № 2008-О).
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает, в частности, условия исполнения требований неимущественного характера (требования совершения определенных действий, воздержания от совершения определенных действий), содержащихся в исполнительных документах (гл. 13).
К числу исполнительных действий, направленных на обеспечение исполнения содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера, относится установление судебными приставами-исполнителями срока для исполнения должниками таких требований; неисполнение последних в указанный срок может влечь применение к должникам мер ответственности, в том числе административных наказаний (статья 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", статья 17.15 КоАП Российской Федерации). Указанные действия направлены на правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). При этом устанавливаемый судебным приставом-исполнителем срок для исполнения требований неимущественного характера должен обеспечивать сбалансированность прав и законных интересов взыскателей и должников и быть разумным, т.е. объективно достаточным и необходимым для исполнения конкретных требований с учетом их особенностей.
В системе действующего правового регулирования, основанного на положениях Конституции Российской Федерации, установление и применение мер административной ответственности к должникам за неисполнение ими в установленный срок содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в единстве с положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Если такими должниками являются органы публичной власти, в том числе органы местного самоуправления, то они привлекаются к административной ответственности в качестве юридических лиц (ст.ст. 2.1 и 2.10 КоАП РФ).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, выражается в неисполнении должником (бездействие) содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения на должника административного штрафа на основании части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение им названных требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора за предыдущий срок или после наложения на должника административного штрафа на основании самой части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
В случаях неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно ч. 2 ст. 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок (т.е. в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании с этого должника исполнительского сбора) должностным лицом ФССП России составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Данное положение в его системной связи с положениями частей 1 и 2 статьи 17.15 КоАП РФ означает, что в указанном случае новый срок для исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, неисполнение которых может влечь для него административную ответственность на основании оспариваемого законоположения, устанавливается после наложения на должника административного штрафа на основании части 1 или части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 17.15 КоАП РФ, отнесено к подведомственности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, каковым является ФССП России (часть 1 статьи 23.68 данного Кодекса). Рассматривать дела о таких административных правонарушениях от имени названного органа вправе: руководитель ФССП России, его заместители, руководители территориальных органов ФССП России, их заместители, руководители подразделений ФССП России, его территориальных органов, их заместители (часть 2 статьи 23.68 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Совершение предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ административного правонарушения выражается в виновном бездействии должника. Когда в качестве последнего выступает юридическое лицо, то оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Совпадающими для составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 17.15 КоАП РФ, являются способ правонарушающего поведения (бездействие в форме неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера), привлекаемое к административной ответственности лицо (должник) и наличие его вины в неисполнении требования неимущественного характера.
Вместе с тем это разные составы административных правонарушений, поскольку с объективной стороны они выражаются в противоправном неисполнении одним должником одного и того же содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в разные периоды (сроки исполнения требования). При этом срок исполнения требования, указанный в ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предшествует сроку исполнения требования, указанному в ч. 2 ст. 17.15 данного Кодекса. Названные составы административных правонарушений различает и размер санкций. Так, ч. 1 ст. 17.15 указанного Кодекса предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а ее часть 2 - в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей. Следовательно, федеральный законодатель исходит из необходимости применения повышенной штрафной ответственности к должникам, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера после их привлечения к административной ответственности за это на основании ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, а также для всех последующих случаев неисполнения указанных требований во вновь установленные сроки.
Это означает, что наложение на должника административного штрафа на основании ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение им требования неимущественного характера во вновь установленный срок может иметь место только после вступления в законную силу постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 данной статьи. С указанным пониманием оспариваемого законоположения согласуется подход, изложенный в Методических рекомендациях по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России (утверждены Директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 04.06.2012 № 07-12). В соответствии с пунктом 4.14 этих Методических рекомендаций часть 2 статьи 17.15 КоАП РФ применима только в том случае, если лицо ранее подвергалось наказанию по части 1 данной статьи.
Однако этим не исключается право судебного пристава-исполнителя установить новый срок исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера после вынесения постановления о привлечении такого должника к административной ответственности на основании части 1 или 2 статьи 17.15 КоАП РФ, не дожидаясь его вступления в законную силу. Указанное право судебного пристава-исполнителя вытекает из системной взаимосвязи оспариваемой нормы с положениями ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 6 и ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Иное нарушало бы баланс прав и законных интересов взыскателей и должников, создавая преимущества для должника, не исполнившего в установленный срок содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера, исключая в период от вынесения соответствующего постановления судебным приставом-исполнителем до вступления этого постановления в законную силу установление и течение срока, неисполнение в который такого требования создавало бы возможность применения ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, т.е. немотивированно ограничивая применение административно-деликтных средств понуждения к исполнению судебного решения и ущемляя тем самым право взыскателя на эффективное исполнение судебного решения в разумные сроки как один из элементов его права на судебную защиту.
Таким образом, ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ предполагает, что судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 либо части 2 статьи 17.15 КоАП РФ установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Так как апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 23.05.2024 постановление начальника Демского РОСП г. Уфы ГУФССП по РБ ФИО4 от 13.02.2024 о привлечении ФИО8 к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Демское РОСП г. Уфы ГУФССП по РБ, материалы дела не содержат сведений о повторном рассмотрении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления ФИО8 к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 не привлечен.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника Демского РОСП г.Уфы ГУФССП России по Республике Башкортостан ФИО4 от 13.03.2024 по делу об административном правонарушении о привлечении конкурсного управляющего Башкирского республиканского отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Юсупова А.Л. к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись Захарова В.С.
Копия верна: судья: Захарова В.С.