№ 2-1025/2023
64RS0043-01-2023-000227-16
решение
Именем Российской Федерации
13 апреля 2023 г. г. Саратов
Волжский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,
при секретаре Исайеве И.Р.,
с участием представителя истца администрации муниципального образования "Город Саратов" Степановой А.Н.,
ответчика Перетенко В.С. и его представителя Саркисяна А.С.,
законного представителя ответчика Перетенко Э.С. – Борисовой Ю.Н.,
представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом г.Саратова – Поята Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования "Город Саратов" к Перетенко Э.С., Перетенко В.С. об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд,
установил:
администрация муниципального образования "Город Саратов" обратилась в суд с иском к Перетенко Э.С., Перетенко В.С. об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд. В обоснование заявленных требований указано, что в целях обеспечения устойчивого развития территории города, упорядочения транспортных и пешеходных потоков, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории для реконструкции линейного объекта – автомобильной дороги по ул.Б.Горной, ул.Чернышевского, ул.Рогожкина, ул.Б.Затонской, 1-му Мало-Северному проезду, ул.Хвесина, ул.Лермонтова, Славянской площади, ул.М.Горной, ул.М.Затонской, ул.Соколовой и ул.Весенней в Волжском районе г.Саратова постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.02.2022 №562 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для муниципальных нужд" принято решение об изъятии объекта недвижимости с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. На основании договора Союзом "Торгово-промышленная палата Саратовской области" подготовлены отчеты об оценке жилого помещения с кадастровым номером №. Ответчики с проектами соглашений об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд были ознакомлены, от подписания соглашения отказались. Учитывая, что соглашения с ответчиками не достигнуто, имеются основания для принудительного изъятия недвижимого имущества на основании решения суда. Согласно отчетов №0084300233/1 от 12.12.2022 и №0084300233/2 от 12.12.2022 рыночная стоимость 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером № составляет иные данные руб. В связи с тем, что спорный объект подлежит изъятию, с момента выплаты каждому из ответчиков указанной выкупной цены их право на данный объект подлежит прекращению и должно быть признано за муниципальным образованием.
В судебном заседании представители истца и третьего лица поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.
Ответчик и его представитель возражали против удовлетворения требований в заявленной сумме.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, неявка представителя истцов признана судом неуважительной, на основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав, явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ст.35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
На основании ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.
В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу п.1, 2, 4 ст.281 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При определении размера такого возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В соответствии со ст.282 ГК РФ если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Согласно пп. 2 ст.49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с п.1 ст.56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Согласно п.4 ст.56.6 ЗК РФ в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В соответствии со ст.12 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Как предусмотрено ст.62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Как следует из ст.15 ГК РФ с учетом ее толкования, данного в п.11 и 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", допускается возмещение как непосредственно понесенных расходов, так и расходов, которые будут понесены в будущем. При этом будущие расходы требующей их стороны должны быть необходимыми и подтверждаться соответствующими расчетами, сметами и калькуляциями, а ответчик вправе представлять доказательства того, что расходы могут быть уменьшены.
Согласно п.1, 2 ст.56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В случае, если не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п.10 ст.56.10 ЗК РФ, ст.282 ГК РФ).
Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч.5 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, если сведения о таких объектах недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.Как следует из материалов дела, Перетенко Э.С. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>; Перетенко В.С. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
В целях обеспечения устойчивого развития территории города, упорядочения транспортных и пешеходных потоков, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории для реконструкции линейного объекта – автомобильной дороги по ул.Б.Горной, ул.Чернышевского, ул.Рогожкина, ул.Б.Затонской, 1-му Мало-Северному проезду, ул.Хвесина, ул.Лермонтова, Славянской площади, ул.М.Горной, ул.М.Затонской, ул.Соколовой и ул.Весенней в Волжском районе г.Саратова постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.02.2022 №562 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для муниципальных нужд" принято решение об изъятии объекта недвижимости с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Согласно отчету №0084300233/2 от 12.12.2022 об оценке доли в праве на жилое помещение, подготовленному Союзом "Торгово-промышленная палата Саратовской области", рыночная стоимость 1/4 доля в праве на жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером №, общей площадью 33,9 кв.м, по адресу: <адрес> составляет иные данные руб.
На основании данного отчета были подготовлены и вручены для подписания ответчикам проекты соглашений об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд с указанием размера возмещения в соответствии с названным отчетом об оценке рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимого имущества.
Однако подписанное соглашение ни одним из ответчиков представлено не было.
С учетом изложенного, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что истцом была соблюдена процедура, предшествующая изъятию недвижимого имущества у собственника, распоряжение об изъятии имущества принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству, в связи с чем требования администрации муниципального образования "Город Саратов" об изъятии как у Перетенко Э.С., так и у
Перетенко В.С. спорного объекта недвижимости путем выкупа являются обоснованными.
Размер возмещения за недвижимое имущество в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд определяется по правилам, установленным ст.56.8 ЗК РФ, в соответствии с которыми, в том числе, при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством; в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению; в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Поскольку соглашения о размере возмещения стороны не достигли, размер возмещения подлежит определению судом.
Судом по ходатайству истца была назначена судебная товароведческая экспертиза, производство которой было поручено ООО "РусЭксперт".
Согласно заключению эксперта ООО "РусЭксперт" №111/2023 от 22.03.2023 размер возмещения за изымаемый земельный участок для муниципальных нужд с учетом рыночной стоимости прав на земельный участок, подлежащих прекращению, убытков, причиненных изъятием земельного участка, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода – доли в праве общей долевой собственности, пропорциональной 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № с кадастровым номером №, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, составляет иные данные руб.; размер возмещения за изымаемый объект недвижимости для муниципальных нужд с учетом рыночной стоимости и неотделимых улучшений этого объекта недвижимого имущества, право частной собственности на которое подлежит прекращению, в том числе размер убытков, причиняемых в результате изъятия для государственных нужд указанного объекта недвижимости, – жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, составляет иные данные руб. – стоимость изымаемого жилого помещения с учетом стоимости доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме и без учета доли в праве на земельный участок, иные данные руб. – возможные убытки в связи с изъятием жилого помещения, иные данные руб. – стоимость надземного сарая находящегося в пользовании, иные данные руб. – стоимость навеса металлического находящегося в пользовании.
Опрошенный в судебном заседании эксперт Ш. выводы заключения поддержал в полном объеме, ответив на поставленные судом и сторонами вопросы, при этом пояснил, что стоимость сарая и навеса рассчитана им без учета долей истцов.
Данное экспертное заключение, с учетом пояснений эксперта, суд расценивает как объективное, поскольку оно проведено на основании определения суда, заключение экспертов содержит подробное описание проведенного исследования. Сделанные в результате исследования выводы мотивированны и ясны, соответствуют поставленным перед экспертом вопросам. Эксперты предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований сомневаться в правильности и обоснованности заключения эксперта у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы, сторонами не представлено. При таких обстоятельствах суд считает возможным принять указанное заключение в качестве доказательства по делу.
Таким образом, суд считает необходимым установить сумму возмещения за изымаемые объекты недвижимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы ООО "РусЭксперт" №111/2023 от 22.03.2023, в сумме ?иные данные ?руб. (иные данные руб. + иные данные руб. + иные данные руб. + иные данные руб. / 2 + иные данные руб. / 2).
После выплаты администрацией муниципального образования "Город Саратов" указанного возмещения право ответчика на спорный объект недвижимости следует прекратить, признать право собственности муниципального образования "Город Саратов" на данный объект недвижимости.
Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В силу ч.3 ст.95 ГПК РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Как следует из представленного ООО "РусЭксперт" ходатайства и счета №112 от 22.03.2023 стоимость проведенного экспертного исследования составила иные данные руб.
Согласно материалов дела ответчиками решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка не оспаривалось. При наличии не оспоренного решения об изъятии земельного участка спор между сторонами по существу возник и разрешался судом относительно определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости как составной и неотъемлемой части процедуры изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. При этом вопрос об определении выкупной цены передан на разрешение суда в силу прямого указания закона (ст.281, 282 ГК РФ).
Данный спор разрешен в пользу ответчиков, поскольку выкупная цена была определена судом в сумме, превышающей сумму, предложенную истцом в соглашении и указанную в исковых требованиях, которые исходя из характера спорных правоотношений не могут быть вычленены в самостоятельные требования по принципу пропорциональности.
Следовательно, судом разрешены исковые требования с учетом судебной экспертизы по стоимости возмещения в пользу ответчиков.
При таких обстоятельствах в силу ст.94, 98 ГПК РФ суд находит подлежащей возмещению стоимость проведенной по делу судебной экспертизы в пользу экспертного учреждения в сумме 54900 руб. путем взыскания с истца администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
решил:
изъять для муниципальных нужд муниципального образования "Город Саратов" у Перетенко В.С. (ИНН №) с установлением суммы выкупа в размере иные данные рублей:
– долю в праве общей долевой собственности, пропорциональной размеру 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № с кадастровым номером №, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>;
– 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
После выплаты администрацией муниципального образования "Город Саратов" указанного размера возмещения прекратить право собственности Перетенко В.С. (ИНН №) на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, признать право собственности муниципального образования "Город Саратов" на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Изъять для муниципальных нужд муниципального образования "Город Саратов" у Перетенко Э.С. (ИНН №) с установлением суммы выкупа в размере иные данные рублей:
– долю в праве общей долевой собственности, пропорциональной размеру 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № с кадастровым номером №, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>;
– 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
После выплаты администрацией муниципального образования "Город Саратов" указанного размера возмещения прекратить право собственности Перетенко Э.С. (ИНН №) на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, признать право собственности муниципального образования "Город Саратов" на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Взыскать с администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280) за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "РусЭксперт" (ИНН 6451410723) стоимость производства судебной экспертизы в размере иные данные рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 20 апреля 2023 года.
Судья