Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 6 сентября 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Красильниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1665/2022 по административному исковому заявлению Ямщикова Сергея Викторовича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Ямщиков С.В. (далее также административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных на территории г. Самара, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере, соответственно, 20 608 600 рублей, 15 021 900 рублей, 26 794 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, и собственником 8/10 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которых, определенная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в Отчетах об оценке, затрагивая права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного истца Вяльцева М.В., действующая на основании доверенности, уточнила заявленные требования, представив новый отчет № 2022.01-07/5 от 29.08.2022 об оценке рыночной стоимости нежилого помещения кадастровым номером №, выполненный ООО «<данные изъяты>». Просила установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами № и №, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере, соответственно, 18 340 400 рублей и 26 794 300 рублей, отказалась от административных исковых требований в части оспаривания результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №.
Определением суда от 06.09.2022 производство по административному делу № 3а-1665/2022 по административному исковому заявлению Ямщикова С.В. в части требований об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 прекращено, в связи с отказом от административного иска.
Представители административных ответчиков Правительства Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрации городского округа Самара, заинтересованные лица Внукова К.С., Ямщиков А.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлены письменные отзывы, в которых разрешение требований в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами № и № оставлено на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частями 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела Ямщикову С.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 542,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, а также 8/10 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 984 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 01.02.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в размере:
- с кадастровым номером № – 44 356 397,76 руб.,
- с кадастровым номером № – 24 945 565,52 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 01.02.2022, 01.08.2022.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 01.01.2015 административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость спорных помещений затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования и исчисляемого из кадастровой стоимости объектов.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлены отчеты об оценке № 2022.01-07/7 от 16.02.2022, № 2022.01-07/5 от 29.08.2022, выполненные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Забегаловым И.А., которыми рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на дату кадастровой оценки в размере:
- с кадастровым номером №– 26 794 300 руб.,
- с кадастровым номером № – 18 340 400 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка рыночной стоимости спорных нежилых помещений выполнена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Давая оценку представленным доказательствам, суд отмечает, что приведённые в отчетах выводы оценщика не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался законодательством об оценочной деятельности, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, отчеты содержат сведения об определении рыночной стоимости нежилых помещений на основе их качественных и количественных характеристик, анализа рынка недвижимости в исследуемом сегменте и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчеты величины рыночной стоимости, приведенные в рамках выбранных оценщиком и обоснованных им подходов. Суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости нежилых помещений на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 02.08.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Ямщикова Сергея Викторовича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 542,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 18 340 400 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 984 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 26 794 300 рублей.
Датой обращения Ямщикова С.В. с заявлением в суд считать 02.08.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.09.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№