Дело ...
...
Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Богучаны Красноярского края 06 мая 2024 года
Богучанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Яхиной Е.С., при секретаре Баюровой А.М., с участием:
- истца Карнауховой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карнауховой В.Ю. к индивидуальному предпринимателю Пухта Е.А. о взыскании выплаты при увольнении, денежной компенсации за нарушение сроков выплат при увольнении,
УСТАНОВИЛ:
Карнаухова В.Ю. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Пухта Е.А. о взыскании выплат при увольнении, денежной компенсации за нарушение сроков выплат при увольнении, компенсации морального вреда, судебных издержек за оплату услуг юриста.
Иск мотивирован тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, состояла в трудовых отношениях с ИП Пухта Е.А., - работала продавцом в магазине «Мечта» по адресу: <адрес>
За период работы истец не использовала полагающийся ей отпуск.
Заработная плата истца составляла 30 000 рублей ежемесячно.
При увольнении ДД.ММ.ГГГГ, ответчик не выплатила ей компенсацию за неиспользованный отпуск, что послужило основанием для её жалобы в прокуратуру Богучанского района.
ДД.ММ.ГГГГ работодатель по представлению прокурора, произвела выплату ей компенсации за неиспользованный отпуск в размере 109 418, 40 рублей.
С размером компенсации за неиспользованный отпуск истец не согласна, произвела свой расчет компенсации за неиспользованный отпуск на сумму 191 612, 52 рублей, за вычетом налога на доходы физических лиц в размере 24 909,62 рублей, выплаченной ДД.ММ.ГГГГ компенсации за неиспользованный отпуск в размере 109 418, 40 рублей, просит взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 57 284, 50 рублей.
В порядке ст. 236 ТК РФ, произвела расчёт денежной компенсации за неиспользованный отпуск : за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 166 702, 90 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 57 284, 50 рублей, согласно произведённого истцом расчёта, размер денежной компенсации за нарушение сроков выплат при увольнении, составляет 8 017, 40 рублей, который также просит взыскать с ответчика.
Кроме того, просит взыскать денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты при увольнении на сумму выплат в размере 57 284, 50 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда.
Кроме того, допущенными работодателем нарушением её прав, - невыдачей выплат при увольнении, её причинён моральный вред, компенсацию которого она оценивает в 50 000 рублей, которые также просит взыскать с ответчика.
Кроме того, при обращении в суд, ею понесены судебные расходы на оплату услуг юриста в размере 5 000 рублей, которые она также просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании истец Карнаухова В.Ю. уточнила, что заработная плата при увольнении ей была выдана своевременно, указание в иске о взыскании сумм заработной платы, является ошибочным, иск предъявлен лишь о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск. Исковые требования поддержала в полном объёме.
В судебное заседание ответчика, - индивидуальный предприниматель Пухта Е.А., не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Кроме того, представила отзыв на иск, из которого следует, что истец Карнаухова Е.Ю. работала у неё продавцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за весь период работы отпуск истцу не предоставлялся.
Трудовая книжка с отметками о периоде работы, была выдана истцу в день увольнения.
ДД.ММ.ГГГГ Карнауховой Е.Ю. была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за весь отработанный период, в размере 109 418, 40 рублей, задолженности перед Карнауховой Е.Ю., у неё не имеется. Представлен расчёт компенсации за неиспользованный отпуск на выплаченную сумму.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В этой связи, полагая, что не явившиеся лица, участвующие в деле, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учётом приведённых выше норм права, рассмотрел дело в их отсутствие, в силу ст. ст. 167ГПК РФ.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Трудовые отношения согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно этой же ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором (абзацы второй, третий части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленных суду доказательств, трудовой договор между ИП Пухта Е.А. и работником Карнауховой Е.А., в письменной форме не составлялся.
Вместе с тем, согласно записей в трудовой книжке истца Карнауховой Е.А., она была с ДД.ММ.ГГГГ принята индивидуальным предпринимателе Пухта Е.А. на должность продавца в магазин «Мечта», уволена с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Согласно данных ОСФР по Красноярскому краю, работодателем ИП Пухта Е.А., за работника Карнаухову В.Ю., уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за период с сентября 2020 года по август 2023 года включительно, исходя из размера заработной платы Карнауховой В.Ю.: с сентября 2020 года по декабрь 2020 года в размере 22 000 рублей; с января 2021 года по декабрь 2022 года в размере 25 000 рублей, с января 2023 года по июль 2023 года в размере 30 000 рублей.
Согласно данных налогового органа, за 2020 год Карнауховой Е.Ю. получено заработной платы у ИП Пухта Е.А. в размере 22 000 рублей ежемесячно; за 2022 год в размере 25 000 рублей ежемесячно; по июль 2023 года в размере 30 000 рублей ежемесячно.
Осуществление трудовой деятельности Карнауховой Е.А. у ИП Пухта Е.А., в период с 0ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается как пояснениями сторон, так и представленными на запрос суда сведения об оплате ИП Пухта Е.А. за работника Карнаухову Е.А. страховыми взносами, данными налогового органа о размере заработной платы Карнауховой В.Ю.
В силу ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Согласно ст. 123 ТК РФ, очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
Как следует из совокупности представленных суду доказательств, а также пояснений сторон, за период работы у ИП Пухта ЕА., работнику Карнауховой В.Ю. не предоставлялся отпуск, учёт рабочего времени не велся, график отпусков не составлялся. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и объективно подтверждаются материалами проведённое прокуратурой Богучанского района проверки по обращению Карнауховой В.Ю., содержащей в том числе пояснения ИП Пухта Е.А., а также данные о привлечении её к административной ответственности за указанные нарушения.
В силу ч. 1 ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Сторонами определено количество дней неиспользованного отпуска работника Карнауховой В.Ю. в размере 132 календарных дня, при отсутствии трудового договора в письменной форме, что суд находит основанным на нормах действующего законодательства.
Так, в силу ст. 115 ТК РФ, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 года № 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета МинистровСССР", к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, относиться Богучанский район.
Согласно ст. 321 ТК РФ, кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.
На основании вышеприведённых норм законодательства, работник Карнаухова В.Ю. имела право на 44 календарных дня ежегодного оплачиваемого отпуска, из расчёта 28 календарных дней + 16 календарных дней.
Всего за период работы у ИП Пухта Е.А., работник Карнаухова В.Ю. имела право на 132 дня оплачиваемого отпуска, из расчёта за каждый год по 44 календарных дня: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 139 ТК РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок её исчисления.
Для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчёт средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путём деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьёй, определяются Правительством Российской Федерации с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922(ред. от 10.12.2016)
"Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, согласно п. 4 которого, расчёт среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев.
Согласно п. 10 указанного Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3).
Таким образом, для расчёта размера компенсации за неиспользованный отпуск работника Карнауховой В.Ю., следовало размер её заработной платы за 12 календарных месяцев (за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года в размере 25 000 рублей, с января по июль 2023 года в размере 30 000 рублей ежемесячно, что в совокупности составляет 335 000 рублей) разделить на 12 и на 29,3, соответственно, среднедневной заработок составит 952,79 рублей.
Следовательно, размер компенсации за неиспользованный отпуск составляет 109 418, 40 рублей, из расчёта: (952,79 среднедневной заработок Х 132 дня неиспользованного отпуска) – 13% НДФЛ (16 349, 88).
Таким образом, расчёт компенсации за неиспользованный отпуск, работодателем определён верно, в размере 109 418, 40 рублей, и указанная компенсация выплачена работнику ДД.ММ.ГГГГ. Дата выплаты компенсации, её сумма, сторонами не оспариваются.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований Карнауховой В.Ю. о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, отсутствуют.
По указанным основаниям, во взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в размере 57 284, 50 рублей, следует отказать.
В силу ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм.
Как указано выше, выплата компенсации за неиспользованный отпуск должна была быть осуществлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, за нарушение сроков выплат при увольнении, подлежит выплате денежная компенсация в размере 5 025, 95 рублей, на сумму задержанных средств 109 418, 450 рублей, из расчёта:
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дней) Х 12% (ключевая ставка ЦБ РФ на основанииИнформационного сообщения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ);
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней) Х 13% (ключевая ставка ЦБ РФ на основанииИнформационного сообщения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая изложенное, исковые требования о взыскании денежной компенсации за нарушение сроков расчёта при увольнении, подлежат частичному удовлетворению, на сумму 5 025, 95 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований на сумму 2 991, 45 рублей, а также во взыскании денежной компенсации за нарушение сроков выплаты при увольнении с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда, следует отказать.
При оценке требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Как следует из разъяснений Пленума ВС РФ, суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др. (п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Учитывая срок задержки выплат при увольнении, их размер, осуществление выплат лишь после обоснованной жалобы истца в прокуратуру района, но до обращения истца в суд, суд полагает требование о взыскании компенсации морального вреда подлежащим частичному удовлетворению, в размере 5 000 рублей.
Кром того, истцом заявлено о взыскании расходов науслуг юриста, в размере 5 000 рублей, в подтверждение чего представлена расписка от имени Сизых Н.В. на сумму 5 000 рублей, договор на оказание юридических услуг по подготовке иска, ценой 5 000 рублей.
Суд признаёт обоснованными судебные расходы по договору, на проведение консультации и за составление искового заявления и при определении стоимости консультации и искового заявления, учитывая принцип разумности, отсутствие доказательств проведения консультации лицом, имеющим статус адвоката, категорию дела и его сложность, полагает взыскать с ответчика расходы в размере 3000 рублей, учитывая минимальные ставки стоимости некоторых видов юридической помощи, оказываемой Красноярской краевой коллегией адвокатов, размещённых на сайте Красноярской краевой коллегии адвокатов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карнауховой В.Ю., - удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Пухта Е.А. (паспорт гражданина №) в пользу Карнауховой В.Ю. (паспорт гражданина №) денежную компенсацию за нарушение сроков выплат при увольнении в размере 5 025, 95 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы за услуги представителя в размере 3 000 рублей, в удовлетворении остальной части исковыхтребований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в размере 57 284, 50 рублей, денежной компенсации за нарушение сроков выплат при увольнении в размере 2 991, 45 рублей, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты при увольнении с 21.10.2023 года по день исполнения решения суда, компенсации морального вреда в размере 45 000 рублей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной формеизготовлено 07 мая 2024 года
Председательствующий: Е.С. Яхина
Копия верна.
Судья Е.С. Яхина.