Судья Рыжкова Е.В. Дело № 12-320/2019
(дело № 5-609/2019)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М., рассмотрев 04 декабря 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника Сухарев О. А. - Вишневецкого В.В. на постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сухарев О. А.,
установила:
постановлением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 сентября 2019 года Сухарев О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Защитник Сухарев О. А. - Вишневецкий В.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит данное постановление судьи отменить, как принятое с нарушением пунктов 1 и 3 статьи 6, статьи 7 и статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание участники дела не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствии участников дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушение признается организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 27.08.2019 около ... минут Сухарев О.А. участвовал в не являющемся публичном мероприятии массового одновременного пребывания граждан в количестве не менее 10 человек в общественном месте на территории <Адрес обезличен>, на проезжей части автодороги на расстоянии 100-150 метров от переправы через реку <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>, когда массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах создавало помехи движению транспортного средства КАМАЗ, государственный регистрационный знак <Номер обезличен>, что повлекло нарушение общественного порядка.
Тем самым, Сухарев О.А. принял участие в заранее спланированном массовом одновременном пребывании граждан, повлекшем нарушение общественного порядка, создание помех движению транспортного средства.
Действия Сухарева О.А. квалифицированы по части 1 статьи 20.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина Сухарева О.А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 28.08.2019 <Номер обезличен> <Номер обезличен>; рапортом полицейского ФИО. от 28.08.2019, рапортом ИДПС ГИБДД ОМВД России по Усть-Вымскому району ФИО1 от 28.08.2019, протоколом осмотра места происшествия от 27.08.2019, в которых подробно изложены обстоятельства выявленного правонарушения; письменными объяснениями свидетелей водителя КАМАЗа ФИО2., ФИО3., ФИО4, ФИО5., ФИО6 от 27.08., от 30.08., от 03.09., 04.09.2019; объяснениями инспектора ОГИБДД ИДПС ФИО7С. от 31.08.2019; протоколом изъятия вещей (документов) от 28.08. и 30.08.2019, 04.09. и 10.09.2019, 19.09.2019; фотоматериалом; видеозаписями и иными материалами.
Указанным доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства, поскольку он составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано. В жалобе вопросов о признании доказательств недопустимыми Сухарев О.А. не ставит.
Таким образом, вывод судьи о наличии в действиях Сухарева О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 20.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные защитником Сухарева О.А. в жалобе о нарушении судом прав Сухарева О.А., предусмотренных пунктом 1 статьи 7 и статьей 11 Европейской конвенции по правам человека, с указанием на его участие в народном стихийном сходе, не имеющего заранее организованного характера, являющегося мирной гражданской акцией, преследующей общественно значимые цели, не относится к правонарушению, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не могут служить основанием для отмены правильного постановления судьи.
Диспозиция части 1 статьи 20.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за организацию и участие в массовых мероприятиях, не подпадающих под правовую категорию "публичные мероприятия", при наступлении общественно опасных последствий. Тем самым указанной нормой за массовым пребыванием, передвижением граждан публичный характер не признается, поскольку указанное мероприятие является массовым и предполагает возможность участия в нем неограниченного круга лиц.
При этом понятие "массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах" относит к данной категории не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (пп. 1 - 6 ст. 2), на что указывает в своем Определении N 1721-О от 24.10.2013 Конституционный Суд РФ.
Целью приведенного выше массового одновременного пребывания в общественном месте являлось желание его участников участвовать в акции против строительства около железнодорожной станции <Адрес обезличен> полигона для захоронения мусора.
Проезжая часть автодороги на расстоянии 100-150 метров от переправы через реку <Адрес обезличен> <Адрес обезличен> Республики Коми относится к общественному месту свободного для доступа граждан.
При этом, как следует из протокола об административном правонарушении, рапортов и объяснений сотрудников полиции, массовое пребывание граждан по указанному адресу, в том числе Сухарева О.А., свидетельствует о наступлении общественно опасных последствий, а именно препятствие свободному движению транспортного средства. При этом вопреки доводам жалобы, не влияет на квалификацию правонарушения, то обстоятельство, что участники мероприятия препятствовали проезду конкретного транспортного средства к станции Шиес, и не препятствовали движению каких-либо иных, случайных для соответствующей ситуации транспортных средств.
Оснований полагать, что административным органом дана неправильная оценка действиям Сухарева О.А., не имеется.
При указанных обстоятельствах действия Сухарева О.А. правильно квалифицированы судьей районного суда по 1 статьи 20.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Довод жалобы о нарушении судом принципа состязательности и равноправия сторон, в связи с отсутствием в судебном заседании лица, исполняющего функцию государственного обвинения, основаны на ином толковании права и не влекут отмену или изменение судебного акта.
Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Из разъяснений пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении либо прокурора.
С учетом изложенного, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены постановления судьи, т.к. не опровергают выводы о совершении Сухаревым О.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении дела в отношении Сухарева О.А., а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием отмены судебного постановления, по делу не установлено.
Административное наказание назначено Сухареву О.А. ниже минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 20.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, данных о личности виновного и положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену состоявшегося постановления, допущено не было, нормы материального права применены правильно. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
С учетом изложенного принятое по делу постановление суда следует признать законными и обоснованными, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 24 октября 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника Сухарева О.А. - Вишневецкого В.В. - без удовлетворения.
Судья подпись И.М. Машкина
Копия верна: судья -