Дело № 2-128/2024 копия
УИД 66RS0034-01-2024-000010-43
Мотивированное решение изготовлено 17.05.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноуральск 08.05.2024
Красноуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Маклаковой А.А.,
при секретаре Кухаревой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анкудиновой ФИО12 к АО «Святогор» о компенсации вреда, в соответствии с отраслевым соглашением по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014-2016,
УСТАНОВИЛ:
Анкудинова ФИО13 обратилась в Красноуральский городской суд Свердловской области с иском к АО «Святогор» о компенсации вреда, в соответствии с отраслевым соглашением по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014-2016 годы. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 14:42 час. на промышленной площадке ОАО «Святогор» в г. Красноуральске произошел несчастный случай на производстве, в результате которого погиб сотрудник предприятия Анкудинов ФИО14 По данному факту работодателем составлен акт о несчастном случае на производстве, основной причиной которого явилась неудовлетворительная организация производства работ. При выполнении ремонта обжиговой печи, в результате нарушения правил безопасности при демонтаже опорных балок, произошло смещение опорной балки с ее последующим падением, в результате чего Анкудинов ФИО15 получил травмы несовместимые с жизнью. Несчастный случай произошел в металлургическом цехе. АО «Святогор» является организацией горно-металлургического комплекса. В соответствии с п.7.5.1 отраслевого соглашения по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014-2016, Анкудиновой ФИО16 подлежит выплата единовременного пособия в размере не менее годового заработка ее погибшего сына Анкудинова ФИО17 на иждивении которого она находилась.
С учетом уточнения исковых требований, Анкудинова ФИО18. просила взыскать с АО «Святогор» компенсацию, предусмотренную п.7.5.1 отраслевого соглашения по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014-2016 в размере 643932,00 руб.
Истец Анкудинова ФИО19. в судебном заседании участия не принимала, о слушании дела извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель АО «Святогор» Максимчук ФИО20 в судебном заседании пояснила, что в соответствии с отраслевым соглашением по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014-2016, коллективным договором ОАО «Святогор» на 2015-2017 годы, перечислина единовременная выплата Анкудиновой ФИО21., сверх установленных законодательством сумм, в размере годового заработка Анкудинова ФИО22 исчисленного за 12 месяцев до смерти последнего. Также пояснила, что АО «Святогор» в качестве возмещения морального вреда Анкудиновой ФИО23 выплатило 1 000 000,00 рублей. В этой связи, просила в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований Мельников ФИО24., Криворучко ФИО25., Байгильдин ФИО26., Перевозчиков ФИО27 участия не принимали, о слушании дела извещены.
Ст. помощник прокурора г. Красноуральска Свердловской области Новоселова ФИО28, давая заключение по делу, полагала, что требования подлежат частичному удовлетворению, Отраслевым соглашением предусмотрен размер единовременной выплаты в качестве компенсации морального вреда, истец является членом семьи погибшего работника, имеет право на получение указанной выплаты. Оснований для выплаты в большем размере, не имеется. В настоящее время работодатель исполнил обязанность по перечислению заявленной выплаты в размере 273756,00 рублей в адрес истца. Размер выплаты работодателем исчислен верно.
Выслушав представителя ответчика, заключение ст. помощника прокурора города Красноуральска Новоселовой ФИО29 изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Трудового кодекса РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 9 Трудового кодекса РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Согласно ст. 45 Трудового кодекса РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Согласно ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отменено решение Красноуральского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, принято новое решение, которым исковые требования Анкудиновой ФИО30 удовлетворены частично. Взыскано с АО «Святогор» в пользу Анкудиновой ФИО31 в возмещение морального вреда 1 000 000,00 рублей.
Указанным апелляционным определением суда установлено, что Анкудинов ФИО32 на основании трудового договора работал в ОАО «Святогор». ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении трудовой деятельности с ним произошел несчастный случай, в результате которого он погиб. Актом о несчастном случае на производстве № 4 (утв. 23.10.2015) (форма Н-1) установлено, что причинами несчастного случая явились неудовлетворительная организация производства работ. Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, являются мастер по ремонту оборудования ремонтно-монтажного участка ремонтно-механического завода Мельников ФИО33 исполняющий обязанности старшего мастера по ремонту оборудования ремонтно-монтажного участка ремонтно-механического завода Перевозчиков ФИО34 заместитель директора ремонтно-механического завода Байгильдин ФИО35., директор ремонтно-механического завода Криворучко ФИО36 организацией работодателем указанных лиц является АО «Святогор». Судом установлено, что несчастный случай на производстве произошел по причине необеспечения работодателем безопасных условий и охраны труда. Членом семьи погибшего Анкудинова ФИО37 являлась его мать Анкудинова ФИО38 (истец), которая находилась на его иждивении, что следует из решения Красноуральского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В период произошедшего с Анкудиновым ФИО39 несчастного случая на производстве действовало Отраслевое соглашение по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014-2016, утвержденное Горно-металлургическим профсоюзом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России" ДД.ММ.ГГГГ.
Действие Соглашения распространяется на работодателей и работников организаций горно-металлургического комплекса, в том числе золотодобывающих, алмазодобывающих, аффинажных, ювелирных и иных организаций, уполномочивших Стороны Соглашения разработать и заключить Соглашение от своего имени, а также на присоединившихся к нему в соответствии с законодательством РФ (п.1.4 Соглашения).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности АО «Святогор» является производство меди. Стороной ответчика не оспаривалось присоединение к указанному Соглашению.
В соответствии с пунктом 7.5.1 Отраслевого тарифного соглашения по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014 - 2016 гг., в случае гибели работника в результате несчастного случая на производстве или острого отравления, связь с производственной деятельностью которого подтверждена материалами акта установленной формы, работодатель в качестве возмещения морального вреда выплачивает сверх установленных законодательством сумм единовременное пособие в размере не менее годового заработка на каждого члена семьи погибшего работника, включая нетрудоспособных и родившихся после его смерти детей (в случае беременности вдовы на момент гибели работника), исчисленного за последние 12 месяцев, в срок не более 6 месяцев со дня смерти работника.
Также в указанный период действовал коллективный договор ОАО «Святогор» на 2015-2017 годы, в соответствии с п.6.18 которого, в случае гибели работника в результате несчастного случая на производстве, связь с производственной деятельностью которого подтверждена Актом расследования о несчастном случае на производстве, его семье сверх установленных законодательством сумм, в качестве возмещения морального вреда выплачивается единовременное пособие в размере годового заработка на супруга (супругу) и на каждого нетрудоспособного члена семьи, включая родившихся после его смерти детей ( в случае беременности вдовы на момент гибели работника), исчисленного за последние 12 месяцев, в срок не более 6 месяцев со дня смерти работника».
Согласно справке о плановой заработной плате газорезчика (по обслуживанию обжигового, плавильного и конвертерного отделений металлургического цеха) 3 разряда ремонтно-монтажного участка ремонтно-механического завода, заработная плата в 2015 году составляла 22813,00 рублей.
Следовательно, единовременное пособие, с учетом п. 7.5.1 Отраслевого тарифного соглашения по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014 – 2016, составляет 273756,001 рублей (22813,00 рублей*12 месяцев).
Согласно платежному поручению № № от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Святогор» перечислено Анкудиновой ФИО40 273756,00 рублей, назначение платежа: единовременное пособие в счет возмещения морального вреда.
Таким образом, ответчиком в добровольном порядке произведена единовременная выплата, предусмотренная п. 7.5.1 Отраслевого тарифного соглашения по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014 – 2016. Указанным отраслевым тарифным соглашением предусмотрен минимальный размер выплаты единовременного пособия в качестве возмещения морального вреда. Между тем, учитывая, что ранее решением суда в пользу Анкудиновой ФИО41 с АО «Святогор» взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 000,00 рублей, решением суда исполнено, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Анкудиновой ФИО42 (паспорт №) к АО «Святогор» (ИНН №) о компенсации вреда, в соответствии с отраслевым соглашением по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2014-2016, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Красноуральский городской суд.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Красноуральского
городского суда: А.А. Маклакова