Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-321/2023 (2-4184/2022;) ~ М-2090/2022 от 26.04.2022

Дело

УИД: 24RS0-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2023 года                                 <адрес>

Свердловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Милуш О.А.,

при секретаре ФИО4,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО7,

представителя истца/ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ <адрес> «УКС» – ФИО5, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, представителья ответчика/истца ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования <адрес> в лице Департамента градостроительства Администрации <адрес> к ФИО2, ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 об изъятии жилого помещения, о прекращении права собственности, признании права собственности, по встречному иску ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах ФИО1 к муниципальному образованию <адрес> в лице Департамента градостроительства Администрации <адрес> о предоставлении на праве собственности равнозначного благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

МО <адрес> в лице Департамента градостроительства Администрации <адрес> обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2, ФИО1, в котором просит изъять для муниципальных нужд у ответчика ФИО1 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , определив размер возмещения в сумме 1 434 000 рублей 00 копеек; выселить ответчика ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после выплаты истцом возмещения ответчику; прекратить право собственности ответчика ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после выплаты истцом возмещения ответчику; признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> за муниципальным образованием <адрес> после выплаты истцом возмещения ответчику.

Требования мотивированы тем, что собственником жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (общей площадью 27,7 кв.м), кадастровый , является ответчик ФИО1. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В соответствии с заключением о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ, указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ -п. На основании распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, земельный участок, на котором расположен <адрес>, а также жилые помещения в данном доме были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Ответчикам, как собственникам жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, ДД.ММ.ГГГГ направлено требование -гх о сносе данного дома, совместно с собственниками других жилых помещений в разумный срок (до ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии со ст.32 ЖК РФ, ст.56.8 ЗК РФ истцом определен размер возмещения за изымаемое имущество, установленный на основании отчета Оц-ав-7 от ДД.ММ.ГГГГ о определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, который составил 1 434 000 рублей и включил в себя рыночную стоимость жилого помещения (с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе рыночную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок), а также стоимость убытков, причиненных собственникам при изъятии жилого помещения. Собственникам предложено заключить соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, однако от заключения соглашения ответчик отказался. Поскольку с ответчиками не удалось достичь соглашения об условиях и порядке изъятия спорного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, истец вынужден решать вопрос изъятия объектов недвижимости в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, истец просит изъять для муниципальных нужд у ответчика ФИО1 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , определив размер возмещения в сумме 1 434 000 рублей 00 копеек; выселить ответчика ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после выплаты истцом возмещения ответчику; прекратить право собственности ответчика ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после выплаты истцом возмещения ответчику; признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> за муниципальным образованием <адрес> после выплаты истцом возмещения ответчику.

ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах ФИО1, обратилась в суд со встречным иском к муниципальному образованию <адрес> в лице Департамента градостроительства Администрации <адрес> о предоставлении на праве собственности равнозначного благоустроенного жилого помещения. В соответствии с заключением о признании многоквартирного аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ, указам многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы. Распоряжение Администрации <адрес> от 25.01.2021г. -арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» земельный участок, в котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, а также жилые помещения в данном доме, признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Ответчикам - ФИО2, ФИО1 направлено требование ДД.ММ.ГГГГ о его сносе, совместно с собственниками других жилых помещений, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое ответчиками не исполнено, определен размер денежного возмещения за изымаемое у ответчиков жилое помещение предлагалось заключить соответствующее соглашение о выплате возмещения, подписания которого ответчики отказались. ФИО2 обращалась в Департамент градостроительства Администрации <адрес> в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении другого жилого помещения, подлежащего сносу. Ответчики считают, что МО <адрес> в лице градостроительства Администрации <адрес>, в случае несогласия собственника помещения с возмещением, обязаны предоставить в собственность в пределах территории МО <адрес> равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления, но не менее ранее занимаемого, взамен принадлежащего ФИО1 на праве собственности жилого помещения по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу. Ответчик ФИО1 является «ребенком-инвалидом», проживает с ФИО2 в силу состояния своего здоровья и возраста. Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право либо на предоставление другого жилого помещения в собственность, либо на его выкуп.

При этом собственник жилого помещения вправе самостоятельно выбрать любой из названных способов реализации его жилищных прав. Таким образом, включение жилых помещений в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственника помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда в соответствии с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в связи, с чем жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа или предоставления жилого помещения. Из этого следует, что ФИО1 как собственник изымаемого помещения имеет право выбора обеспечения ее жилищных прав и выражает свое волеизъявление данным встречным исковым заявлением о предоставлении жилого помещения взамен изымаемой квартиры, признанной аварийной в рамках существующей Региональной адресной программы переселения граждан. Таким образом, удовлетворение исковых требований МО <адрес> в лице Департамента градостроительства Администрации <адрес> об изъятии помещения является основанием для прекращения права собственности ФИО1 в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении и как следствие, регистрации перехода права собственности на Муниципальное образование <адрес>, только после предоставления ФИО1 по первоначальному иску равнозначного благоустроенного жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из предоставления - не более 40,7 кв.м, и не менее 27,7 кв.м.

На основании вышеизложенного, просит обязать Муниципальное образование <адрес> в лице Департамента градостроительства Администрации <адрес> предоставить ФИО1 на праве собственности на территории Муниципального образования <адрес> равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: общей площадью не менее 27,7 кв.м, и не более 40,7 кв.м., взамен принадлежащего ФИО1 на праве собственности, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Представитель истца/ответчика, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ <адрес> «УКС» – ФИО5, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании первоначальные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представила возражения на встречное исковое заявление. Расселение указанного аварийного жилого дома осуществляется в рамках национальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п (далее - Программа). При этом размер возмещения за изымаемые для муниципальных или государственных нужд объекты недвижимого имущества определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных ст. 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации. Действующим законодательством предусмотрено проведение оценки стоимости конкретного объекта с учетом его технического состояния, инженерного обеспечения, уровня отделки и иных ценообразующих факторов. При этом оценка рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости, как правило, производится на основании сравнительного подхода к оценке, включающего сбор данных о рынке продаж и предложений по объектам недвижимости, сходным с оцениваемым объектом.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое помещение.

Согласно ч. 8.1, ст. 32 ЖК РФ органы государственной власти вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции v них отсутствуют иные жилые помещения в собственности либо на условиях социального найма.

В соответствии со ст. 2 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» право на предоставление дополнительной меры поддержки имеют:

1) собственники, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключившие соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

2) собственники, право собственности, которых на жилое помещение в многоквартирном доме возникло в порядке наследования после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключившие соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствовали иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерация от ДД.ММ.ГГГГ S026-ME/06.

Таким образом, основной формой возмещения при изъятии жилых помещений у собственников является выплата денежных средств. При этом предоставление в качестве возмещения жилого помещения также предусмотрено положениями ЖК РФ и ЗК РФ в случае наличия у муниципального образования жилых помещений, подходящих для переселения, приобретение которых осуществлено в рамках программы, в которую включены аварийный жилой дом, при обязательном достижении соглашения между сторонами.

В силу ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийном и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. Учитывая, что ответчик приобрел право собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после признания дома аварийным, данный факт делает невозможным предоставление взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

На основании вышеизложенного, просит отказать в удовлетворении встречного искового заявления, рассмотреть дело в отсутствие представителя истца по первоначальному иску.

Представитель ответчика/истца ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1ФИО9 (на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании полагала, что встречные исковые требования подлежат удовлетворению, первоначальные исковые требования частично признала, не оспаривает стоимость имущества, просит равнозначное жилое помещение. Ответчик не работает, имеет небольшой бизнес. Ребенок является инвалидом, отец ребенка умер. Ответчик обращалась с заявлением об обеспечении жильем. Компенсация не соответствует рыночной стоимости жилья.

Ответчик/истец ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представили, о причинах неявки суд не уведомили, обеспечили участие представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по <адрес> ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, представила пояснения на исковое заявления. Согласно пункту 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее РФ) изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. В случае если соглашением об изъятии недвижимости, либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения. Таким образом, с учетом положений пункта 4 статьи 281 ГК РФ, статьи 56.11 ЗК РФ последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.11 ЗК РФ, наступают только условии предварительного и равноценного возмещения, независимо от основания возникновения права (соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо решение суда о принудительном ши недвижимости). В соответствии с частью 2 статьи 60 Федерального закона № 218-ФЗ документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый объект недвижимости, предоставляются для государственной регистрации прав одновременно с решением о принудительном изъятии объекта недвижимого имущества. Просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Помощник прокурора <адрес> ФИО7 по результатам рассмотрения дела пришла к следующему заключению. Поскольку право собственности на спорное жилое помещение у ответчика возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, при этом Федеральный закон от 27.12.2019г. № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору. Таким образом, в момент приобретения ответчиком спорного жилого помещения в действующем законодательстве отсутствовали положения, предписывающие при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение исходить из времени его приобретения по отношению к времени признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Из буквального толкования от. 32 ЖК РФ следует, что данное положение закона не исключает возможность реализации права собственника на предоставление ему взамен изымаемого другого жилого помещения, при условии, что жилой дом, в котором расположено принадлежащее ему жилье, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таким образом, сам по себе факт включения жилого дома, в соответствующую региональную адресную программу предоставляет ФИО1 право выбора между способами компенсации за изымаемое жилое помещение. Исходя из вышеприведенных норм жилищного законодательства, ФИО1 предоставлено право выбора обеспечения жилищных прав, и, учитывая, что она претендуют на получение другого жилья, у администрации города возникла обязанность предоставить равноценное жилое помещение, а не выплачивать денежное возмещение. При названных обстоятельствах полагала встречные исковые требования ФИО1 о необходимости обязать департамент градостроительства Администрации <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение взамен спорного жилого помещения, признанного аварийным обоснованным и подлежащим удовлетворению. Первоначальные требования частично обоснованными, в части изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, прекращения права собственности ФИО1 на жилое помещение по адресу: <адрес>, признания права собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием, в части возмещения денежной компенсации в сумме 1 434 000 рублей не подлежащими удовлетворению.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как предусмотрено статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом по его усмотрению.

Статьей 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право частной собственности охраняется законом. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 8 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

В силу ч. 1 ст. 7, ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», критерием равнозначности при предоставлении жилого помещения взамен аварийного является соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому.

По правилам части 1 статьи 56.11 ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

Согласно п. 3 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

В силу пп. 3 п.4 статьи 56.11. ЗК РФ с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности: муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственником жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме по адресу: <адрес> (общей площадью 27,7 кв.м.), кадастровый , является ответчик ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. подарила дочери ФИО1 на праве собственности квартиру, а ФИО8, действующий как законный представитель несовершеннолетней дочери ФИО1 принял в дар, квартиру общей площадью 27,7 кв.м, по адресу: <адрес>,этаж 1.

Из домовой (поквартирной) книги следует, что на регистрационном учете по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ состоит ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.18-19).

Как следует из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений Управления Росреестра по <адрес> от 26,12.2022, отсутствуют сведения о правах ФИО1 на имевшиеся объекты недвижимости.

Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателю ФИО2 принадлежит ? доля в общей долевой собственности нежилого помещения по адресу: <адрес>, пер. Светлогорский, пом.371, ипотека; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ? доля в общей долевой собственности жилого помещения по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ? доля в общей долевой собственности жилого помещения по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1/92 доля в общей долевой собственности в нежилом помещении помещение по адресу: <адрес>, пом.200; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ? доля в общей долевой собственности по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение на праве собственности по адресу: <адрес>.

В соответствии с заключением о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ , указанный выше многоквартирный дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п (л.д.5-7), что также подтверждается ответом на обращение МКУ <адрес> «УКС» от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок, на котором расположен <адрес>, а также жилые помещения в данном доме в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд, а также в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п (л.д.139-171).

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам направлено требование -гх о сносе данного дома, совместно с собственниками других жилых помещений, в разумный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.8).

В соответствии с действующим законодательством, изъятие имущества происходит при одновременном предоставлении другого жилого помещения или выкупной стоимости.

Истцом по первоначальному иску был определен размер возмещения за изымаемое имущество, установленный на основании отчета об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, который составил 1 434 000 руб. и включил в себя рыночную стоимость жилого помещения (с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе рыночную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок - 961 000 руб.), а также стоимость убытков, причиненных собственниками при изъятии жилого помещения - руб. (л.д.20-55).

Собственникам было предложено заключить соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, однако от заключения соглашения ответчик отказалась (л.д.16), о чем представлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Истцом в адрес стороны ответчика направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества, согласно которому размер возмещения за изымаемые объекты недвижимости установлен в сумме 1 434 000 руб.

ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 отказались от заключения соглашений об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, изъявили желание на предоставление им взамен изымаемого жилья другого жилого помещение, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: общей площадью не менее кв.м, взамен принадлежащего ФИО1 на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Раннее ФИО2, являющаяся законным представителем ФИО1 обратилась с заявлением к истцу об оказании дополнительной меры поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» (л.д.174).

Из пояснений стороны ответчика по первоначальному иску в судебном заседании следует, что несовершеннолетняя ФИО1 является «ребенком-инвалидом», проживает с ФИО2 в силу состояния своего здоровья и возраста. Отец ребенка ФИО8 умер. Ответчик последовательно настаивает, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право либо на предоставление другого жилого помещения в собственность, либо на его выкуп, ФИО10 просят реализовать право предоставлением другого жилого помещения в собственность.

Согласно Региональной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>" на 2019 - 2025 годы", утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляется другое жилое помещение.

Как следует из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательствам, доводы и возражения сторон, установив, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийный и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд приходит к выводу, что ФИО10, наделенные правом выбора способа обеспечения их жилищных прав - предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, избрали способ обеспечения своих прав путем предоставления в собственность другого жилого помещения, у муниципального образования возникла соответствующая обязанность предоставить им другое благоустроенное жилье взамен изымаемого.

Доводы Департамента градостроительства Администрации <адрес> о том, что в силу ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ, учитывая, что ответчик приобрел право собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после признания дома аварийным, данный факт делает невозможным предоставление взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, суд признает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Из материалов дела следует, что спорное недвижимое имущество принадлежало на праве собственности ФИО1 и признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу до введения в действие в действие п. 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса российской Федерации, поэтому право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения. Действуя добросовестно, в условиях правовой определенности ФИО1 вправе была рассчитывать, как собственник на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.

В указанной связи, разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям не подлежит применению положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, поскольку указанная норма была введена в действие уже после приобретения ФИО1 жилого помещения, включения аварийного дома в региональную адресную программу и начала проведения процедуры расселения.

При таких обстоятельствах с учетом выраженного волеизъявления ФИО10, на предоставление в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, имеются правовые основания для удовлетворения встречных исковых требований.

При этом требования муниципального образования <адрес> в лице Департамента градостроительства Администрации <адрес> об изъятия у ФИО1 для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , прекращении права собственности ФИО1 и признании права собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Так же суд полагает, подлежащими удовлетворению требования первоначального истца о выселении ответчиков ФИО10 из указанного жилого помещения, после предоставления равноценного возмещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление муниципального образования <адрес>, в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> к ФИО2, ФИО1, в лице законного представителя ФИО2 о принудительном изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, выселении, прекращении права собственности и признании права собственности - удовлетворить частично.

Встречные исковое заявление ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к муниципальному образованию <адрес>, в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> о предоставлении на праве собственности равнозначного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого удовлетворить.

Изъять у ФИО1, в лице законного представителя ФИО2 для государственных нужд: жилое помещение, расположенное по адресу: .

Взамен принадлежащего ФИО1 на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: признанного аварийным и подлежащим сносу, возложить обязанность на Муниципальное образование <адрес>, в лице Департамента градостроительства Администрации <адрес> предоставить ФИО1 на праве собственности на территории муниципального образования <адрес> равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее

После предоставления равнозначного жилого помещения ФИО1 выселить ФИО2, ФИО1 из жилого помещения по адресу: что является основанием для снятия ФИО2, ФИО1 с регистрационного учета по указанному адресу.

После предоставления равнозначного жилого помещения ФИО1 прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение по адресу: г. признать право собственности на жилое помещение, по адресу: г

В удовлетворении остальной части первоначальных исковых требований Департамента градостроительства Администрации <адрес> к ФИО2, ФИО1, в лице законного представителя ФИО2 об определении размера денежного возмещения отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                              О.А. Милуш

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                              О.А. Милуш

2-321/2023 (2-4184/2022;) ~ М-2090/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска
Прокуратура Свердловского района г. Красноярска
Ответчики
Информация скрыта
Петрова Оксана Анатольевна
Другие
Новикова Александра Ильинична
Управление Росреестра по Красноярскому краю
МКУ г. Красноярска "УКС"
отдел опеки и попечительства администрации Свердловского района в г. Красноярске
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярска
Судья
Милуш О.А.
Дело на странице суда
sverdl--krk.sudrf.ru
26.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.09.2022Предварительное судебное заседание
20.09.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.10.2022Предварительное судебное заседание
24.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.11.2022Предварительное судебное заседание
07.12.2022Предварительное судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2023Дело оформлено
18.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее