Дело № 2-1307/2023 УИД 05RS0031-01-2022-016753-63
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 17.05.2023 г.
Ленинский районный суд гор. Махачкалы РД в составе:
председательствующего – судьи Яшиной Н.А.,
при секретаре – Рагимове Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы к администрации г. Махачкалы, МБОУ Гимназия № 56, МКУ Управление образования г. Махачкалы, МКУ Финансовое управление Администрации г. Махачкалы о признании незаконными бездействие Администрации г. Махачкалы, МБОУ "Гимназия № 56", МКУ Управление образования администрации г. Махачкалы,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Ленинского района г. Махачкалы обратилась в суд с иском к администрации г. Махачкалы, МБОУ Гимназия № 56, МКУ Управление образования г. Махачкалы, МКУ Финансовое управление Администрации г. Махачкалы о признании незаконными бездействие Администрации г. Махачкалы, МБОУ "Гимназия № 56", МКУ Управление образования администрации г. Махачкалы. В обоснование иска указала, что Прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан от 31.10.2022 № 21-570-2022 проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ «Гимназия № 56» (далее - МБОУ № 56), расположенном по адресу: <адрес>.
В постановлении Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее -Постановление № 1006) установлены обязательные требования для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Постановления № 1006 перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Статьей 5 Постановления № 1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно информации Управления вневедомственной охраны по г.Махачкале -филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан» (далее - УВО ВНГ по РД) от ДД.ММ.ГГГГ № на территории и в помещении МБОУ № выявлены следующие нарушения:
-В нарушении пункта 28 требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006, не разработаны дополнительные мероприятия при установлении уровней террористической опасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства";
-В нарушении подпункта «б» пункта 24 «Требования», не разработан план эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории);
-В нарушении подпункта «в» пункта 24 «Требования», не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режим объекта;
-В нарушении подпункта «д» пункта 24 «Требования», объект (территория) не оборудована системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума.
Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
-В нарушении подпункта «д» пункта 19 «Требования», для поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий) не заключены договора на обслуживания;
-В нарушении подпункта «в» пункта 25 «Требования», не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения и охранной сигнализации;
-В нарушении подпункта «а» пункта 26 «Требования», не оборудован объект (территорию) системой контроля и управления доступом;
-В нарушении подпункта «а» пункта 27 «Требования», объект не оборудован контрольно-пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории);
-В нарушении подпункта «ж» пункта 20 «Требования», для осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей, не установлены камеры видеонаблюдения;
-В нарушении подпункта «а» пункта 25 «Требования», объект (территория) не оснащён системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
-В соответствии с пунктом 30 «Требования», система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
-В нарушении подпункта «б» пункта 25 «Требования», объект (территория) не обеспечен сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии с п. 1.6 Устава МБОУ № учредителем и собственником имущества МБОУ № является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление «<адрес>».
Отраслевым органом Администрации <адрес>, осуществляющим функции и полномочия учредителя по вопросам координации деятельности учреждения в сфере образования, является МКУ «Управление образования» <адрес> (п. 1.7).
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
Согласно части 3 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Финансовое управление Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 17.11.2011 № 9-5 д, МКУ «Финансовое Управление» города Махачкалы осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: разработка основных направлений и осуществление бюджетной и финансовой политики города Махачкалы; составление проекта бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период; организация исполнения бюджета города Махачкалы; сбор, обработка и анализ информации о состоянии муниципальных финансов; разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период; подготовка проектов решений о внесении изменений в бюджет города Махачкалы; организация подготовки материалов для проведения публичных слушаний по проекту бюджета города Махачкалы на очередной финансовый год и плановый период и проекту годового отчета об исполнении бюджета города Махачкалы; осуществление функций главного распорядителя средств бюджета города Махачкалы и другие.
Законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Согласно Уставу муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее - Устав г. Махачкалы), утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 07.04.2016 № 8-7, представительным органом муниципального образования Администрация города Махачкалы, к компетенции которого отнесено утверждение бюджета муниципального образования, определение порядка по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 6 Устава г. Махачкалы к вопросам местного значения города Махачкалы относятся составление и рассмотрение проекта бюджета города Махачкалы, утверждение и исполнение бюджета города Махачкалы, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Махачкалы, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Махачкалы, а также согласно пункта 16 данной статьи организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях и т. д.
Создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд является одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения города Махачкалы (ст. 9 Устава города Махачкалы).
Как усматривается из положений статьи 10 Устава города Махачкалы, администрация города Махачкалы является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделённым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению надлежащего функционирования бюджетного образовательного учреждения является обязанностью администрации г. Махачкалы, причём независимо является ли местный бюджет дотационным.
Факт выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Просит суд:
признать бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 56» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» незаконными;
обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требовании к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно:
-разработать дополнительные мероприятия при установлении уровней террористической опасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства";
-разработать план эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории);
-обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим объекта;
-оборудовать системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
-заключить договора на обслуживания, для поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий);
-оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения и охранной сигнализации;
-оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом;
-оборудовать контрольно-пропускными пунктами при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории);
-установить камеры видеонаблюдения, для осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
-оснастить системами видеонаблюдения, охранной сигнализации уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
-обеспечить объект (МБОУ «Гимназия №») сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №», после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в информации УВО ВНГ по РД от 14.11.2022 № 1231/12-654.
В ходе судебного заседания представитель МКУ УГОиЧС <адрес> ФИО2 представил решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 23.08.2021, пояснил, что данное решение принято о том же предмете и по тем же основаниям, просил прекратить производство по делу.
Ст. помощник прокурора Ленинского района г. Махачкалы Шапиев Х.М. поддержал заявленные исковые требования, просил отказать в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу.
Представители администрации г. Махачкалы, МБОУ Гимназия № 56, МКУ Управление образования г. Махачкалы, МКУ Финансовое управление Администрации г. Махачкалы поддержали ходатайство о прекращении производства по делу.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит ходатайство о прекращении производства по делу подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
В силу положений гражданского процесса предмет иска - материально-правовое требование истца, направленное к ответчику; основание иска - обстоятельства, на которых истец основывает свое требование.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 23.08.2021 постановлено признать бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкалы» и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Многопрофильная Гимназия № 56» незаконными.
Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкалы» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требовании к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно:
в соответствии с подпунктом «е» пункта 17 Постановления № 1006, обеспечить средствами противодействия для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений;
в соответствии с подпунктом «д» пункта 19 Постановления № 1006, заключить договоры на обслуживание для поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны (пожарной сигнализации);
в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления №1006, оборудовать системами оповещения объект (территория) и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
в соответствии с пунктом 31 Постановления №1006, обеспечить оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума.
Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Требования указанного пункта не выполнены;
в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления №1006, оборудовать системами охранной сигнализации объект (территория);
в соответствии с пунктом 30 Постановления №1006, осуществлять архивирование и хранение данных систем видеонаблюдения а течение одного месяца;
в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Постановления №1006, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в соответствии с подпунктом «в» пункта 25 Постановления №1006, обеспечить на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
в соответствии с подпунктом «г» пункта 25 Постановления №1006, оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) основные входы к зданию, входящие в состав объекта (территории);
в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Постановления №1006, оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом;
в соответствии с подпунктом «а» пункта 27 Постановления №1006, оборудовать контрольно-пропускные пункты при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории);
в соответствии с подпунктом «б» пункта 27 Постановления №1006, оборудовать въезды на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная Гимназия № 56», после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в информации УВО ВНГ по РД».
Таким образом, между сторонами ранее рассмотрен спор относительно тех же исковых требований, заявленных по тем же основаниям. В связи с изложенным производство по настоящему делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 220-221, 224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по иску прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы к администрации г. Махачкалы, МБОУ Гимназия № 56, МКУ «Управление образования» г. Махачкалы о признании бездействия незаконным и обязании выделить денежные средства для устранения нарушений требований федеральных законов – прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное предъявление исковых требований к тем же лицам и по тем же основаниям не допускается.
Определение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РД в течение 15 рабочих дней со дня вынесения через суд первой инстанции.
Судья Н.А. Яшина