РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
от 10 мая 2023 года по делу № 2-483 (2023)
город Пермь
резолютивная часть принята – 10 мая 2023 года
мотивированная часть составлена – 09 июня 2023 года
УИД - 59RS0005-01-2022-005352-53
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Т.В.
с участием истцов Глезман Л.В., Мартынюк А.В.
представителей ответчиков Хохряковой Н.А. (27.04.2023), Моисеевой Т.А., Щелковой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глезман Людмилы Васильевны, Мартынюк Александра Викторовича, Бочковской Галины Викторовны к Управлению Росреестра по Пермскому краю, Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, МИФНС № 23 по Пермскому краю о возложении обязанности
установил:
Глезман Л.В., Мартынюк А.В., Бочковская Г.В. (далее – истцы) обратились в суд с исковыми требованиями к Управлению Росреестра по Пермскому краю, Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 России по Пермскому краю о возложении обязанности.
В исковом заявлении истцами указано на то, что Глезман Л.В. на праве долевой собственности (2/3 доли в праве) и Бочковской Г.В. на праве долевой собственности (1/3 доли в праве) принадлежит объект недвижимости, здание назначение жилое, расположенное по адресу <адрес> с кадастровым № площадью 755,6 кв.м. Управлением Росреестра по Пермскому краю 05.08.2015 при регистрации указанного объекта недвижимости (жилого дома с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>) была допущена техническая ошибка, а именно: вместо назначения Здания «жилое» с наименованием «жилой дом с универсальным магазином», все здание было зарегистрировано с назначением «нежилое» с наименованием «магазин». Что противоречит разрешительной документации, в том числе: 1. Постановлению Администрации г.Перми № от 22.07.2015 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, объекта капитального строительства с кадастровым № – «магазин (не более 400 кв.м.)» - в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) по <адрес> Мотовилихинского района г.Перми»; 2. Распоряжению главы Администрации Мотовилихинского района г.Перми № от 28.07.2015 «О переводе жилых помещений 1-го этажа (площадью 362,8 кв.м.) жилого дома по <адрес> в нежилые помещения; 3) Уведомлению Администрации Мотовилихинского района города Перми от 29.07.2015 о переводе жилого помещения площадью 362,8 кв.м. по адресу <адрес> в нежилое помещение в соответствии с проектом ООО «РегионПроектСтрой» Шифр№; 4) акту приемочной комиссии о завершении переустройства и/или перепланировки жилого (нежилого) помещения № от 19.08.2015. Исходя из разрешительной документации, перевод в нежилое осуществляется только Помещения первого этажа площадью 362,8 кв.м. (в жилом Здании общей площадью 755,6 кв.м.), которое 10.04.2017 было поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового №. Однако, при регистрации Реестром не были зарегистрированы права собственности истцов на данное Помещение, как того требует законодательство. Впоследствии указанное Помещение явилось предметом договора аренды № от 10.05.2017 с ООО «Агроторг», зарегистрированного Росреестром за № от 25.05.2017. Кроме того, проведенная с технической ошибкой регистрация указанного Здания полностью как «нежилого» с наименованием «магазин» и площадью 755,6 кв.м. нарушала закон о землепользовании, поскольку назначение земельного участка с кадастровым № имеет вид разрешенного использования – «магазин не более 400 кв.м.», категория земель – «земли населенных пунктов». После обнаружения технической ошибки и неоднократного обращения для ее устранения в письменной форме и в форме личного приема, совершенная техническая ошибка Росреестром была признана о чем истцам направлено Уведомление об исправлении технической ошибки в Записях Единого государственного реестра недвижимости № от 02.12.2021, в соответствии с которым в сведения ЕГРН в отношении Здания с кадастровым № внесены сведения: назначение – «жилое», вместо – «нежилое»; наименование – «жилой дом», вместо – «магазин». Дата применения изменений определена 01.01.2019. Таким образом, на данный момент в качестве недвижимого имущества за истцами числятся: 1. Здание с кадастровым № общей площадью 755,6 кв.м. назначение – «жилое», наименование – «жилой дом»; 2. Помещение с кадастровым №, общей площадью 368,2 кв.м. назначение – «нежилое», наименование – «данные отсутствуют». Вместе с тем, истцы считают, что совершенная Росреестром техническая ошибка в полной мере не устранена, а также повлекла за собой ряд последствий документального и материального характера. Так, совершенная техническая ошибка обусловила включение Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края в 2019 году Здания и Помещения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость начиная с 2020. При этом как для Здания, так и для Помещения на сайте Министрества представлен расчет величины имущественного налога, что представлено на Скриншотах с сайта Министерства. В связи с чем, ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми в качестве объекта налогообложения рассматривает все Здание как нежилую недвижимость (магазин – 755,6 кв.м.) и проводит соответствующие налоговые начисления. В письменном Ответе ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми №@ от 18.02.2022 на обращение истцов № от 03.02.2022 через личный кабинет с просьбой произвести перерасчет налога и пеней за 2020 по объекту недвижимости с кадастровым № адрес <адрес> в связи с выявлением, признанием и устранением органами Росреестра совершенной технической ошибки, было указано, что «Инспекцией внесены соответствующие изменения в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым №. В результате внесенных изменений, объект недвижимого имущества с кадастровым № с кадастровым № зарегистрирован с назначением «жилое». Однако, перерасчет суммы налога за 2020 Инспекцией произведен не был, кадастровая стоимость, дата применения которой после исправления технической ошибки указана Росреестром с 01.01.2019, в расчетах Инспекции исправлена не была. Более того, в налоговом уведомлении № от 01.09.2022 за 2021 в качестве объекта налогообложения также указано все здание с наименованием «жилой дом», при этом при расчете суммы налога используется ставка, применяемая к коммерческой недвижимости. При личном обращении в ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми консультантом по имущественным налогам и сборам были даны устные разъяснения, что расчет имущественных налогов производится на основании данных Перечня, предоставляемого Министерством, соответственно именно Министерство первоочередно должно внести изменения в Перечень. При личном обращении в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, было получено устное разъяснение, что Перечень составлен на основании данных Росреестра на 2019, а тогда указанное Здание числилось как нежилое с наименованием «магазин» площадью 755,6 кв.м. Для внесения изменений и исключения из Перечня жилого Здания с кадастровым № и включения нежилого Помещения с кадастровым №, на последнее должны быть зарегистрированы права собственности, которые Росреестром при кадастровой регистрации Помещения 1004.2017 зарегистрированы не были. При этом, истцы отмечают следующие принципиально важные характеристики Здания: 1. в жилом Здании до настоящего времени стоят на постоянном регистрационном учете (прописаны) члены семьи истцов; 2. Вход в жилое помещение второго этажа жилого Здания является отдельным от входа в нежилое Помещение первого этажа; 3. Энергоснабжение Здания осуществляется по двум различным договорам: на нежилое Помещение первого этажа – по коммерческому тарифу; на жилое помещение, расположенное на втором этаже Здания – по жилому тарифу; 4. Жилое помещение второго этажа Здания оснащено горячим и холодным водоснабжением, отдельным санузлом и другими условиями для комфортного проживания и используется собственниками и членами их семей по назначению. Таким образом, Здание состоит из двух отдельных изолированных помещений, имеющих отдельные входы с расположенными: на первом этаже – нежилым Помещением, на втором этаже – жилым Помещением, и представляет собой жилой дом с нежилым помещением (универсальным магазином), как и указано в Уведомлении о переводе от 29.07.2015. Однако в регистрации здания с таким наименованием Росреестром было отказано со ссылкой на нормы современного Законодательства, в рамках которого не предусмотрено наименования Здания «Жилой дом с универсальным магазином», которое было указано в разрешительной документации в соответствии с действующим в 2015 Законодательством. При личном обращении в Росреестр с просьбой рассмотреть возможность регистрации прав собственности отдельно на нежилое Помещение с кадастровым №, а также выделения, постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности на жилые помещения, расположенные на втором этаже жилого Здания с кадастровым №, что позволит в правовых нормах современного Законодательства устранить возникшие документальные и экономические последствия совершенной 05.08.2015 Реестром технической ошибки, был получен отказ с рекомендацией решения данного вопроса в судебном порядке. Требования истцов обусловлены необходимостью исключения из ЕГРН сведений о здании с кадастровым № общей площадью 755,6 кв.м., поскольку истцы несут излишнее бремя в части уплаты налогов, за все здание как нежилую коммерческую недвижимость, которая по факту целиком таковой не является и в коммерческих целях не используется.
Просят суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: исправить техническую ошибку в сведениях ЕГРН в отношении Здания с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 755,6 кв.м., назначение «жилое», наименование «жилой дом», путем перевода данного объекта в статус архивного, и присвоить новый кадастровый номер жилому помещению, образованному из помещений второго этажа здания с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>; зарегистрировать права собственности на уже существующее нежилое Помещение с кадастровым № и зарегистрировать права собственности на вновь образованное жилое помещение, из помещений второго этажа Здания с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>. Обязать Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края: исключить из Перечней на 2020 и 2021 годы объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость жилое Здание площадью 755,6 кв.м. с кадастровым №, расположенное по адресу <адрес>; включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость нежилое Помещение площадью 362,8 кв.м. с кадастровым №, расположенное по адресу <адрес>; уведомить в течение 5 календарных дней о внесении изменений в Перечень ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми. Обязать ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми произвести перерасчет налога и пеней на имущество физических лиц в связи с внесением изменений в характеристики объекта, обусловленными исправлением технической ошибки и ее последствий за период с 01.01.2020 года по настоящее время включительно, в связи с тем, чтобы истцы имели возможность вернуть излишне уплаченные налоги.
Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 20.12.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований на стороне ответчика привлечен Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю (л.д.90).
Истцы Глезман Л.В. и Мартынюк А.В. в судебном заседании на предъявленных исковых требованиях настаивали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Бочковская Г.В. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Хохрякова Н.А., Моисеева Т.А. (л.д.189), действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, поддержав письменный отзыв, согласно которых размещение помещения с назначением «нежилое» в здании с назначением «жилое» противоречит требованиям действующего законодательства. В связи с тем, что невозможно снятие с кадастрового учета здания и постановки на кадастровый учет жилого и нежилого помещения, образованных из данного здания (жилого дома), считают, что требование об обязании Управления зарегистрировать право собственности на нежилое помещение и образованное жилое помещение не подлежит удовлетворению (л.д.79-82).
Представитель ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Щелкова Я.В. (л.д.190) в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала, поддержав письменный отзыв, в котором указано на то, что в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и Законом № 141-ПК Правительством Пермского края утверждены Перечень 874-п, Перечень 896-п. В указанных Перечнях содержатся сведения о Здании. Однако, на момент включения Здания в Перечни он представлял собой магазин общей площадью 755,6 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым №, имеющим вид разрешенного использования магазин (не более 400 кв.м.). Считает, что истцами не учтено то, что постановления являются нормативными правовыми актами и фактически их доводы сводятся к их оспариванию в части включения в них здания. Обращает внимание на то, что оспариваемые постановления Правительства Пермского края приняты в соответствии с действующим законодательством. Позиция истцов о том, что в Перечень, определенный на предшествующий налоговый период, могут быть включены новые объекты, противоречит законодательству. Указали на то, что требования предъявлены к ненадлежащему лицу, так как Министерство Постановления не утверждало, не нарушило и не могло нарушить права и законные интересы истцов. Как следует из письма Управления Росреестра по Пермскому краю от 31 марта 2022, сведения в ЕГРН внесен только 01.12.2021 в части изменения назначения Здания с нежилого на жилое, в связи с чем на момент принятия Постановления Здание имело назначение нежилое, обладало признаками, свидетельствующими о соответствии Здания требованиям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и обоснованно включено Правительством Пермского края в Перечень. Таким образом, поскольку основания для исключения из Перечня Здания и включения Объекта в Перечень противоречат налоговому законодательству, включение Здания и невключение Объекта в Перечень законно и обоснованно. Просили об отказе истцам в иске (л.д.168-175).
Представитель ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Из материалов дела следует, что истцы Глезман Л.В. и Бочковская Г.В. являются долевыми собственниками объекта недвижимости – здания с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, имеющего следующие характеристики, внесенные в ЕГРН: площадь – 755,6 кв.м., назначение – жилое, наименование – жилой дом, количество этажей – 2, год завершения строительства – 2013, расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым №; кадастровый номер помещений, расположенных в здании – №, дата присвоения кадастрового номера – 18.12.2014 (л.д.24-33).
Также установлено, что помещение с кадастровым № с датой присвоения кадастрового номера – 10.04.2017, имеет следующие характеристики, внесенные в ЕГРН: месторасположение – <адрес>, площадь – 362,8 кв.м., назначение – нежилое; номер, тип этажа, на котором расположено помещение – этаж №; кадастровый номер объекта, в пределах которого расположен – № (л.д.34-37).
Согласно выписки из ЕГРН от 25.10.2021, земельный участок с кадастровым №, поставленный на кадастровый учет 16.06.2014, расположенный по адресу <адрес>, относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазин (не более 400 кв.м.), в пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым №; правообладателями являются – Глезман Л.В. (2/3 доли в общей долевой собственности) и Бочковская Г.В. (1/3 доли в общей долевой собственности)(л.д.38-41).
Из Уведомления Управления Росреестра по Пермскому краю об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2021 следует, что согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым № поставлено на государственный кадастровый учет 19.12.2014, имеет следующие характеристики: площадь – 755,6 кв.м., количество этажей – 2, назначение здания – нежилое, наименование здания – магазин, год завершения строительства – 2013г. Сведения о смене назначении и наименовании (назначение – нежилое, наименование – магазин) внесены 05.08.2015г. на основании постановления администрации города Перми № от 22.07.2015 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, объекта капитального строительства с кадастровым № – «магазин (не более 400 кв.м.)» - в территориальной зоне индивидуально жилой застройки городского типа (Ж-4) по <адрес> города Перми». В сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в отношении здания с кадастровым № расположенного по адресу <адрес> в соответствии с заявлением № от 30.11.2021 внесены сведения: назначение: жилое, вместо – нежилое; наименование – жилой дом, вместо – магазин (л.д.13-14).
Истцы, считая, что Управлением Росреестра не полностью исправлена техническая ошибка, обратились с заявленными исковыми требованиями и просят суд исправить техническую ошибку в сведениях ЕГРН в отношении Здания с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 755,6 кв.м., назначение «жилое», наименование «жилой дом», путем перевода данного объекта в статус архивного, и присвоить новый кадастровый номер жилому помещению, образованному из помещений второго этажа здания с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>; зарегистрировать права собственности на уже существующее нежилое Помещение с кадастровым № и зарегистрировать права собственности на вновь образованное жилое помещение, из помещений второго этажа Здания с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес>.
Выше указанные требования истцами основаны на характеристиках Здания, которое состоит из двух отдельных изолированных помещений, имеющих отдельные входы с расположенными: на первом этаже – нежилым помещением, на втором этаже – жилым помещением и представляет собой жилой дом с нежилым помещением (универсальным магазином).
Также истцами представлены копия Распоряжения главы администрации Мотовилихинского района г.Перми от 28.07.2015 за № из которого следует, что помещения 1-го этажа жилого дома общей площадью 362,8 кв.м., расположенных по адресу <адрес> были переведены из жилых помещений в нежилые помещения в целях использования их в качестве универсального магазина (л.д.18-19); а также копия Уведомления от 29.07.2015 года о переводе жилого помещения в нежилое по адресу <адрес> (л.д.20). Актом № от 19.08.2015 года приемочной комиссией о завершении переустройства принято в эксплуатацию помещение «под магазин» (л.д.22-23).
Проанализировав выше указанные обстоятельства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
До 01.01.2017 года отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулировались положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), после 01.01.2017 - Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости, в том числе назначение здания, наименование здания, сооружения, определяемое порядком ведения государственного кадастра недвижимости, при наличии такого наименования.
Кадастровый учет в связи с изменением указанных сведений осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с названным Законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона о кадастре).
В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре в состав необходимых для кадастрового учета документов входит технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Из кадастрового дела объекта недвижимости №л.д.113-152) следует, что первоначальный кадастровый учет спорного объекта недвижимости был осуществлен на основании Технического плана здания от 15.12.2014 года, в который включена декларация об объекте недвижимости со следующими заявленными характеристиками: вид объекта – здание, назначение здания – жилой дом, площадь – 755,6 кв.м., количество этажей – 2 (л.д.115-121). Также из копий свидетельств о государственной регистрации прав от 25.08.2014 года следует, что Бочковская Г.В. и Мартынюк А.В. являлись долевыми собственниками земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 793 кв.м., расположенного по адресу <адрес> с кадастровым № (л.д.121-122).
На основании Решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю от 19.12.2014 № проведена процедура государственного кадастрового учета объекта недвижимости (л.д.124 оборот) со следующими характеристиками: кадастровый номер объекта – №, вид объекта недвижимости – здание, назначение объекта недвижимости – жилой дом (л.д.125 оборот).
Затем, 12.08.2015 на основании Постановления администрации города Перми от 22.07.2015 № «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, объекта капитального строительства с кадастровым № – «магазин (не более 400 кв.м.) – в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) по <адрес> Мотовилихинского района г.Перми», предоставленного в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, были внесены сведения о наименовании здания с кадастровым номером 59:01:4211140:99, а именно – наименование – магазин, назначение – нежилое здание (л.д.126-128).
В последующем, на основании заявления Глезман Л.В. от 30.11.2021 об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, в котором содержалось, что неверные сведения в отношении объекта с кадастровым номером № назначение – нежилое, наименование здания – магазин, правильно считать : назначение – жилое, наименование – дом, а также на основании представленных документах – Уведомления о переводе жилого помещения в нежилое помещение и Распоряжения главы администрации Мотовилихинского района г.Перми от 28.07.2015 № Отделом по кадастровому учету и государственной регистрации права на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю Уведомлением об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН от 03.12.2021 сведения ЕГРН о: «Наименование здания» «магазин» исправлены на «жилой дом» (л.д.133-139).
Вопреки доводам искового заявления, суд приходит к выводу, что в отношении спорного объекта были исправлены заявленные ошибки, в частности, поскольку по Техническому плану здания объект недвижимости с кадастровым № и декларации к нему изначально заявлялся как «жилой дом», то регистрирующим органом обоснованно была исправлена ошибка в сведениях ЕГРН с «наименования здания» «магазин» как на «жилой дом».
То обстоятельство, что первый этаж был переведен из жилого в нежилой нашло свое отражение в постановке на государственный кадастровый учет нежилого помещения с кадастровым №, который согласно выписки из ЕГРН имеет связь и является составной часть объекта недвижимости с кадастровым №.
То обстоятельство, что истцы Глезман Л.В. и Бочковская Г.В. не указаны в качестве правообладателей нежилого помещения с кадастровым № не может расцениваться как нарушением прав последних, поскольку они являются долевыми собственниками объекта недвижимости с кадастровым №, в который и входит нежилое помещение.
При этом суд соглашается с позицией ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю в том, что поскольку в ЕГРН имелись записи о праве долевой собственности на здание с кадастровым №, то в ЕГРН не могли быть внесены сведения о правах в отношении помещения с кадастровым №, поскольку это привело бы к факту «двойной» регистрации права, что противоречит требованиям законодательства.
Относительно требований истцов о необходимости проведения самостоятельной регистрации с присвоением нового кадастрового номера жилому помещению, образованному из помещений второго этажа здания с кадастровым № и самостоятельной регистрации прав на уже существующее нежилое помещение с кадастровым №, суд считает, что данное требование не основано на положениях закона, в силу чего не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со ст. 41 Закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
При этом образование новых объектов (в сложившейся ситуации помещений) осуществляется на основании представленных в орган регистрации прав документов, в частности технического плана.
Согласно ст. 21 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Статьей 41 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет образованных объектов недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав на них, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на образованные объекты недвижимости.
При прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с государственного кадастрового учета не снимаются.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) не допускается.
Таким образом, требования истцов напрямую противоречат положениям Закона № 218-ФЗ, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Заявленные исковые требования к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края об исключении из Перечней на 2020 и 2021, в отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость жилое Здание площадью 755,6 кв.м. с кадастровым №, расположенное по адресу <адрес>; а также о включении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость нежилое Помещение площадью 362,8 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу <адрес>, также не подлежат удовлетворению, поскольку на момент включения Здания в Перечень он представлял собой магазин общей площадью 755,6 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым №, имеющим вид разрешенного использования : магазин (не более 400 кв.м.), что согласуется с позицией отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 1259-О, из которой следует, что в качестве основного критерия определен вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Согласно п.2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость, формируется в период с сентября по ноябрь на основании сведений, представленных Управлением Росреестра по Пермскому краю, а также результатов проведенных мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости в предшествующие годы (текущем году).
Из ответа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края от 16.05.2022 за №, направленного Глезман Л.В., следует, что основания для исключения спорного здания с кадастровым № из Перечня на 2020 год отсутствует (л.д.178-179). При этом, в данном ответе указано на то, что приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 14 марта 2022 года № «О проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогооблажения» были проведены мероприятия по определению вида фактического использования Здания, по результатам которых оформлен акт обследования по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогооблажения от 16.03.2022 года. Согласно выводу, содержащемуся в акте, суммарная доля фактической площади Здания, используемой в целях размещения торговых объектов, составляет 48,01 процентов. В связи с этим, Здание признано соответствующим критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса, что являлось достаточным основанием для включения в Перечень на 2020 год.
Таким образом, поскольку ни сами Постановления Правительства Пермского края об определении на 2020 и на 2021 годы перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не оспаривались, а также поскольку не оспаривалось решение Министерства по результатам рассмотрения заявления Глезман Л.В. об исключении объекта недвижимого имущества из перечня, то суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края.
Также нет оснований и для удовлетворения исковых требований истцов к Межрайонной ИФНС № 23 по Пермскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет налога и пеней на имущество физических лиц в связи с отказом истцам в удовлетворении исковых требований о внесении изменений в характеристики спорных объектов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил :
Глезман Людмиле Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №), Мартынюк Александру Викторовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бочковской Галине Викторовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра по Пермскому краю, Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 23 по Пермскому краю о возложении обязанности по исправлению технической ошибки, регистрации права собственности, о возложении обязанности по исключению и включении в Перечень объектов недвижимости, о возложении обязанности произвести перерасчет налога и пеней на имущество физических лиц, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья: