Дело № 2-1959/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2019 года город Омск
Судья Омского районного суда Омской области Набока А.М. при секретаре судебного заседания Черкашенко И.В., рассмотрев исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Анищенко Е.Д., Нугмановой Ю.А., Зубову И.И. об обязании устранить загрязнение земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Минприроды Омской области обратилось в суд с иском к Анищенко Е.Д., Нугмановой Ю.А., Зубову И.И. о наложении обязанности устранить загрязнение земельного участка, в обоснование иска указав, что 23.04.2019 года истцом проведено обследование в границах Богословского СП ОМР Омской области, где выявлено загрязнение мусором следующих земельных участков: - в границах земельного участка с кадастровым номером №, имеющего адрес: <адрес>. Данные факты загрязнения земельных участков твердыми коммунальными отходами и мусором подтверждены актом планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Нагумановой Ю.А., которой в целях соблюдения досудебного порядка Министерством было направлено уведомление о добровольной ликвидации несанкционированной свалки на принадлежащем ей земельном участке. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 29.04.2019 земельный участок с кадастровым номером № принадлежал на праве собственности Анищенко Е.Д., которой в целях соблюдения досудебного порядка Министерством было направлено уведомление о добровольной ликвидации несанкционированной свалки на принадлежащем ей земельном участке. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 14.05.2019 земельный участок с кадастровым номером № посредством договора дарения перешел в собственность Зубова И.И. Указывают, в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы. Согласно статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Министерство согласно Указу Губернатора Омской области «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» от 24.01.2011 № 8 является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления. Просит обязать Анищенко Е.Д., Зубова И.И. устранить загрязнение мусором в границах земельного участка с кадастровым номером №, имеющего адрес: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Джаманкулова О.К., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Зубов И.И., одновременно являющийся представителем по доверенности ответчика Анищенко Е.Д., а также представитель ответчика Зубова И.И. – Игнатенко О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, суду пояснили, что считают надлежащими ответчиками по делу Администрацию ОМР Омской области, и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку длительное время не решался вопрос размещения твердых бытовых отходов, и жители Богословского сельского поселения размещали мусор на земельном участке ответчика. Выявленный факт размещения свалки свидетельствует о том, что со стороны органа исполнительной власти Омской области не выполняются надлежащим образом обязанности по организации деятельности по сбору и утилизации мусора, и вины ответчика в появлении свалки на участке, нет. Просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Кроме того, указали, что не имеется точных координат расположения мусора на земельном участке ответчика, а значит, не весь мусор расположен на участке ответчика, который они предлагают убрать.
Ответчик Зубов И.И. в судебном заседании пояснил, что стал собственником участка в мае 2019 года, до этого обращался Минприроды с заявлением о наличии свалки, и просьбой повлиять на ситуацию. Но вместо этого иск предъявлен к нему.
Ответчик Нагуманова Ю.А. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Богословского СП ОМР Омской области Попова М.П., действующая на основании доверенности, посчитала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Омской области подготовлено плановое (рейдовое) задание от 19.04.2018 года № 48 на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследования на основании обращения Зубова И.И., поступившего 19.04.2019 о фактах нарушения законодательства об отходах производства и потребления, выразившихся в несанкционированном сбросе бытовых отходов непосредственно на почву на земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные: <адрес>
Согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 48 от 23.04.2019 года по маршруту: <адрес>; обследование проведено главным специалистом управления регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственным инспекторов в области охраны окружающей среды Омской области Лаптевой Л.К. в ходе проведения выездного рейдового осмотра установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером №, имеющего адрес: <адрес>. На земельном участке установлены многочисленные места сжигания отходов.
В границах земельного участка с кадастровым номером №, имеющего адрес: <адрес>
В северо-восточной части земельного участка с кадастровым номером №, имеющего адрес: <адрес>
На расстоянии от 60 до 100 метров севернее северной части земельного участка с кадастровым номером №, имеющего адрес: <адрес>. На земельном участке установлены места сжигания отходов.В судебном заседании специалист Лаптева Л.К. пояснила, что выезжала на земельные участки, делала замеры размера свалки, для определения ее объема, фотографировала, определяла координаты с помощью навигатора, после возвращения на рабочее место с помощью публичной кадастровой карты с наличием подготовленных фотографий определяла земельный участок.
Истцом заявлено требование к Анищенко Е.Д., Зубову И.И., Нагумановой А.Ю. в части осуществления действий, направленных на проведение мероприятий - ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов расположенных непосредственно на земельном участке с кадастровым номером №
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области от 02.80.2019, правообладателем земельного участка с кадастровым номером № площадью 17 000+/-1 141 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства является Зубов И.И. В связи с чем, лицом, на котором лежит бремя содержания названного земельного участка, является Зубов И.И.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области от 02.80.2019, правообладателем земельного участка с кадастровым номером № площадью 17 020+/-1 141 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства является Нагуманова А.Ю. В связи с чем, лицом, на котором лежит бремя содержания названного земельного участка, является Нагуманова А.Ю.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В судебном заседании опрошена Лаптева Л.К., которая является главным специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, осуществлявшая выезд и обследование земельных участков на которых расположена свалка, по результатам которого составлен Акт. Суд полагает возможным признать допустимыми доказательства наличия свалки как таковой на вышеназванных земельных участках. Указанный факт не оспаривался и ответчиком, его представителем. Размеры свалки по мнению суда значения не имеет, так как в любом случае весь участок должен содержаться надлежащим образом, а значит быть очищен от мусора.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентировано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Земельный кодекс Российской Федерации регулирует земельные отношения и отношения по использованию и охране земель Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В части 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации определены цели охраны земли: предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № имеются загрязнения мусором, собственником земельного участка с кадастровым номером № является Зубов И.И., собственником земельного участка с кадастровым номером № является Нагуманова Ю.А., на основании чего суд приходит к выводу о том, что исковые требовании к Зубову И.И. и Нагумановой Ю.А. подлежат удовлетворению.
Поскольку Анищенко Е.Д. собственником участка с кадастровым номером № не является, то исковые требования к ней удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.