Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-79/2023 ~ М-29/2023 от 02.02.2023

УИД 60RS0004-01-2023-000051-92

Производство № 2-79/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

постоянное судебное присутствие

в рп.Локня Псковской области 16 марта 2023 года.

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Сорокиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Андреевой К.А.,

с участием пом. прокурора Локнянского района Акулова Б.С.,

представителей ответчиков МБУДО « Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район» - Михайловой Т.И., Администрации Локнянского района – Андреевой О.Н.

представителя третьего лица ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам - Степанова И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляка Р.М., в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и к Администрации Локнянского района Псковской области о возложении обязанности по осуществлению финансирования работ по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляк Р.М., в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и к Администрации Локнянского района Псковской области о возложении обязанности по осуществлению финансирования работ по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, в обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что МБУ ДО «Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район» допущены нарушения положений ППР в РФ, а также положений ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Так, в здании МБУ ДО «Центра дополнительного образования» МО «Локнянский район», в нарушение положений ч.7 ст.83 Федерального закона № 123-ФЗ, система пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое дублирование сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Эвакуационные выходы здания МБУ ДО «Центра дополнительного образования» МО «Локнянский район», в нарушение п. 25 ППР в РФ, выполнены из горючих материалов, ввиду чего требуется замена четырех деревянных дверей на металлические. В здании МБУ ДО «Центра дополнительного образования» МО «Локнянский район», в нарушение п.54 ППР в РФ, система пожарной сигнализации эксплуатируется с истекшим сроком службы. Согласно акту проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 30.01.2023 года, пожарная сигнализация, установленная в здании, признана частично работоспособной, электропроводка шлейфов АУПС и СОУЭ не обеспечивает сохранность работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения её функций. Таким образом, прокурор указывает, что МБУДО «Центром дополнительного образования» МО «Локнянский район» не созданы надлежащие условия для безопасного пребывания обучающихся.

Также, заместитель прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляк Р.М. в исковом заявлении указывает, что в силу п.п.3.1, 3.2 Устава муниципального бюджетного учреждения «Центра дополнительного образования» МО « Локнянский район» Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Локнянского района от 22.12.2015 года №562-п, основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Предметом деятельности учреждения является обучение и воспитание в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Согласно п.1.6 данного Устава учредителем и собственником имущества МБУДО «Центром дополнительного образования» МО «Локнянский район» (далее Учреждения) является муниципальное образование «Локнянский район» Псковской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Локнянского района осуществляет Администрация Локнянского района. Согласно п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. При этом, в соответствии со ст. 51 ФЗ №131 формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, установленными и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями п.5 ч.1 ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержаний и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества. При этом, согласно положений п.11 ст. 4 Устава муниципального образования «Локнянский район» к вопросам местного значения муниципального района относятся мероприятия по обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в муниципальных образовательных учреждениях. В связи с чем, процессуальным истцом, в порядке ч.2 ст. 45,ст. 39 ГПК РФ, заместитель прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляк Р.М. просит обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области в срок до 01 сентября 2024 года: оборудовать здание МБУДО «Центра дополнительного образования» МО «Локнянский район» системой дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, в соответствии с положениями ч.7 ст. 83 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; заменить 4 деревянные двери эвакуационных выходов на железные двери в здании МБУДО «Центра дополнительного образования» МО «Локнянский район» в соответствии с п. 25 ППР РФ, а также ст.ст.53,88,89,134 ФЗ от 22.07. 2008 года № 121-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной безопасности, Эвакуационные пути и выходы, утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 года № 194; организовать проведение работ по замене пожарной сигнализации с истекшим сроком службы и монтажу новой пожарной сигнализации в здании МБУДО « Центра дополнительного образования» МО «Локнянский район» на основании п. 54 ППР в РФ, п.6.6 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность». Также, заместитель прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляк Р.М. в порядке ч.2 ст. 45,ст. 39 ГПК РФ просит возложить на Администрацию Локнянского района Псковской области обязанность обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий, организуемых МБУДО « Центром дополнительного образования» МО «Локнянский район» в срок до 01.06.2024 года, по устранению вышеуказанных нарушений.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Локнянского района Псковской области Акулов Б.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив суду, что на основании решения № 186 от 09.11.2022 года, принятого прокурором Локнянского района была проведена проверка МБУ ДО « Центра дополнительного образования», при этом данная проверка была проведена с участием старшего инспектора ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области Степановым И.С. В ходе проверки были выявлен ряд нарушений в том числе и нарушения, которые указаны в исковом заявлении. По результатам проверки в адрес директора Учреждения было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, в котором предлагалось устранить нарушения в месячный срок. Однако, по истечении месяца, нарушения, о которых идет речь в исковом заявлении, устранены не были, по причине отсутствия необходимых лимитов на данные цели, которая была озвучена директором Учреждении в представленном в прокуратуре ответе. В связи с чем, прокуратурой района было принято решение об обращении в суд с исковым заявлением, поскольку не устранение вышеуказанных нарушений пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровья неограниченного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, которые проходят обучение в данном Учреждении. Срок, в течение которого нарушения законодательства о пожарной безопасности должны быть устранены Учреждением, а именно до 01.09.2024 года, а также срок в течение которого Администрация Локнянского района должна профинансировать вышеуказанные мероприятия, то есть до 01.06.2024 года считает разумным, с учетом необходимости изыскания денежных средств и организационных мероприятий. При этом, Акулов Б.С. уточнил, что деревянные двери эвакуационных выходов, которые находятся в здании Учреждения должны быть заменены на двери, изготовленные из негорючих материалов.

Представитель ответчика МБУДО «Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район», Михайлова Т.И. с исковыми требованиями согласилась, подтвердив, что Учреждением постоянно проводятся работы по соблюдению требований пожарной безопасности, однако прокуратурой Локнянского района был выявлены ряд нарушений, а именно в здании Учреждения система пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое дублирование сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, эвакуационные выходы здания Учреждения выполнены из горючих материалов, ввиду чего требуется замена четырех деревянных дверей на металлические, а также в здании Учреждения система пожарной сигнализации эксплуатируется с истекшим сроком службы. При этом, пожарная сигнализация ежемесячно проверяется на работоспособность. Также, Михайлова Т.И. пояснила, что в здании Учреждения раньше располагалось две организации, и соответственно сигнализации, также было две. В настоящий момент вторая организация - интернат не существует и договор аренды с нею прекращен, в связи с чем, необходимо заменить две сигнализации на одну, которую следует оборудовать системой дублирования. На установку системы дублирования Администрацией района выделены денежные средства, и работы планируются произвести по плану в первом квартале 2023 года. Также, согласна, что в здании необходимо произвести замену 4 дверей, но отметила, что сумма, которая необходима для их замены, составляет порядка 300000 рублей. Также, Михайлова Т.И. пояснила, что имеющаяся у них система пожарной сигнализации имеет частичную работоспособность, так как электропроводка шлейфов не обеспечивает сохранность работоспособности в условиях пожара. Пожарная сигнализация была установлена в 2010 году и срок её службы истек. Однако установка новой системы пожарной сигнализации требует больших временных и финансовых затрат, в связи с чем, срок устранения недостатков до 01.09.2024 года считает разумным. Своих денежных средств у МБУДО «Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район», не имеется, поскольку никаких платных услуг, их учреждение не оказывает.

Представитель соответчика - администрации Локнянского района Псковской области Андреева О.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями частично согласилась, пояснив суду, что согласна с тем, что указанные прокурором работы должны быть произведены, но Администрация Локнянского района не может финансировать работы, которые указаны в исковом заявлении, поскольку является сама бюджетополучателем средств на выполнение полномочий администрации. Всеми финансами, которые находятся в районе, распоряжается Собрание депутатов и когда верстается бюджет, все учреждения, в том числе и администрация района, делает соответствующие заявки о необходимости определения денежных средств на следующий год, в том числе берутся в учет и решения судов. При этом, также Андреева О.Н. пояснила, что бюджет является дотационным. Дотации администрация района получает из области, так как, своих денежных средств недостаточно. Возражений по сроку исполнения финансирования мероприятий до 01.06.2024 года, Андреева О.Н. не имеет.

Представитель ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам Степанов И.С., считает требования зам. прокурора Локнянского района Андруцеляка Р.М. законными и обоснованными, поскольку в ходе проведения проверки были выявлены нарушения пожарной безопасности, которые являются существенными, так как их не устранение угрожает жизни и здоровью лиц, которые находятся в образовательном учреждении, в том числе и несовершеннолетних детей.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

Согласно частям 6, 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

В соответствии преамбулой указанного Закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что МБУДО «Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район», является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования и расположено по адресу: Псковская область, Локнянский район, ул. Кушнаренко, дом 44. Согласно выписке, представленной КУМИ МО « Локнянский район» от 31.01.2023 года, основное здание с пристройкой, расположенное по адресу : Псковская область, п.Локня, ул. Кушнаренко, дом 44, является собственностью муниципального образования «Локнянский район» Псковской области и передано в оперативное управление МБУДО «Центра дополнительного образования» МО «Локнянский район», на основании распоряжения Комитета Локнянского района №17 от 18.11.2005 года.

09 ноября 2022 года прокурором Локнянского района Псковской области Новик Н.Д. принято решение № 186 о проведении проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБУ ДО «Центра дополнительного образования». К проведению проверки в качестве специалиста был привлечен государственный инспектор по пожарному надзору Бежаницкого, Локнянского, Пушкиногорского и Новоржевского районов УНД И ПР ГУ МЧС России по Псковской области Степанов И.С.

В ходе указанной проверки было выявлено, что в здании МБУ ДО «Центр дополнительного образования» в нарушение положений ч.4 ст. 50, ч.7 ст. 83, ч.1 ст.86 ФЗ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», система пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое дублирование сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Кроме этого, в нарушение п.п.13, 25, 32, 35 ППР в РФ эвакуационные выходы выполнены из горючих материалов. Вопреки положениям п.п.37, 41 54, 409 ППР в РФ пожарная сигнализация эксплуатируется с истекшим сроком годности службы. Данные нарушения действующего законодательства в части соблюдения Учреждением противопожарного режима, свидетельствуют об ущемлении прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, проходящих обучение в данном образовательном учреждении, а также посетителей данного учреждения, создают предпосылки для возникновения аварийных ситуаций и ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Заместителем прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляком Р.М. по результатам проверки было вынесено представление от 19.12.2022 года, которое было направлено в адрес директора МБУ ДО «Центра дополнительного образования» Михайловой Т.И., которой предлагалось безотлагательно принять меры по устранению выявленных нарушений. Также, результаты проверки были отражены в справке по проверке обязательных требований пожарной безопасности, составленной государственным инспектором по пожарному надзору Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам Степановым И.С.

23.12.2022 года директором МБУДО «Центра дополнительного образования» Михайловой Т.И. в адрес прокуратуры Локнянского района Псковской области был направлен ответ, согласно которому, директор сообщила, что в 2022 году Учреждение не имело необходимых лимитов бюджетных обязательств для выполнения работ по замене системы пожарной сигнализации, информация о необходимости проведения данных работ направлена в Управление образования, Администрацию Локнянского района. Также, в данном ответе указано, что имеется информация начальника Управления образования Локнянского района о запланированных мероприятиях по установке в учреждении автоматического дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре в 2023 году. Произвести работы по замене эвакуационных выходов в 2022 году, также было невозможно в связи с отсутствием лимита на выполнение данных работ, которые не заложены в бюджет Учреждения.

Из объяснения директора МБУ ДО «Центра дополнительного образования», данных ею 31.01.2023 года, следует, что ею не оспаривается выявленные проверкой нарушения законодательства о пожарной безопасности, указав при этом, что на устранение нарушений требуется длительное время и объемные финансовые затраты и возможны только после выделения учреждению денежных средств.

Также, из материалов гражданского дела следует, что 30.01.2023 года ООО «Радиотехника» с которым МБУ ДО «Центром дополнительного образования» заключен договор №60/1 на облуживание автоматической пожарной сигнализации, была проведена проверка работоспособности автоматической пожарной сигнализации и установлено, что электропроводка шлейфов АУПС не обеспечивает сохранность работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций.

Также ООО «Радиотехника» была, также предоставлена информация о том, что при проведении работ по оборудованию системой дублирования сигналов пожарной безопасности на старую систему пожарной сигнализации на объекте МБУ ДО «Центра дополнительного образования» Локнянского района Псковской области, находящегося по адресу: п.Локня, ул. Кушнаренко, д.44, при монтаже новой сигнализации не потребуется проводить работы по оборудованию системой дублирования сигналов пожарной безопасности.

Разрешая заявленные исковые требования зам. прокурора Локнянского района о возложении на ответчика МБУ ДО «Центра дополнительного образования» обязанности по оснащению здания системой дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, суд принимает во внимание, что в силу статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац четвертый статьи 20 названного федерального закона).

Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Согласно частям 1, 3 статьи 5 этого федерального закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Частью 2 статьи 54 поименованного федерального закона определено, что системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Исходя из положений статьи 32 упомянутого федерального закона к вышеуказанным классам функциональной пожарной опасности относятся: Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций; Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

Учитывая вышеприведенные нормы законодательства, а также результаты проведенной прокурорской проверки, объяснения лиц, участвующих в деле и принимая во внимание класс функциональной пожарной опасности, к которому относится здание Учреждения, суд считает, что исковые требования в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Также, разрешая исковые требования заместителя прокурора Локнянского района Андруцеляка Р.М. о возложении на МБУ ДО «Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район» обязанности по организации работ по замене пожарной сигнализации и монтажу новой пожарной сигнализации в здании Учреждения, суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела было достоверно установлено, что имеющиеся в здании Учреждения две пожарные сигнализации эксплуатируются свыше 10 лет, что также и не оспаривается директором Учреждения Михайловой Т.И. При этом, также судом установлено, что действующая система пожарной сигнализации является частично работоспособной и не обеспечивает сохранность работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций.

Согласно ст. 4, 6, 83, 84 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", раздела 6.6 ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" срок эксплуатации системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре составляет 10 лет.

Согласно абзацу четвертому пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

На основании ч.3 ст.103 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.

Требования к прокладке линий связи систем противопожарной защиты (СПЗ) регламентируются разделом 6 СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", которым предусмотрено, что работоспособность электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором типа исполнения кабелей в соответствии с ГОСТ 31565 и способом их прокладки. Время работоспособности электропроводки в условиях пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316.

При данных обстоятельствах, суд, также приходит к выводу, что исковые требования зам. прокурора Локнянского района о возложении на МБУ ДО «Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район» обязанности по организации работ по замене пожарной сигнализации и монтажу новой пожарной сигнализации в здании Учреждения, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Кроме этого, заместителем прокурора Локнянского района Андруцеляком Р.М. заявлены исковые требования о возложении на МБУ ДО «Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район» обязанности по замене четырех деревянных дверей эвакуационных выходов на железные двери в здании МБУДО « Центр дополнительного образования» МО « Локнянский район». Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствуется положениями ст. 53 ФЗ № 121-ФЗ« Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которому каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.

В соответствии с ч.1 ст. 88 ФЗ № 121-ФЗ« Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

В силу ч. 3 ст. 88 ФЗ № 121-ФЗ« Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.

Согласно ч.1 ст. 89 ФЗ № 121-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

При этом, согласно приказу МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (вместе с "СП 1.13130.2020 Свод правил...") предел огнестойкости дверей пожаробезопасной зоны должен предусматриваться не менее EI 60.

Таким образом, по делу является доказанным, что имеющиеся в зданиях МБУДО «Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район» двери эвакуационных выходов в количестве четырёх штук выполнены из горючих материалов и должны быть заменены на двери, изготовленные из негорючих материалов, в связи с чем, требования зам. прокурора Локнянского района Псковской области в данной части, также подлежат удовлетворению.

Разрешая иск прокурора к администрации Локнянского района Псковской области, суд принимает во внимание, что в соответствии с п.1.6 Устава МБУДО «Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район» учредителем и собственником имущества Учреждения, является муниципальное образование «Локнянский район» Псковской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация Локнянского района Псковской области.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Обязательство по финансированию данных мероприятий является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на оборудование зданий муниципального бюджетного образовательного учреждения как системами дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, так и на замену, а также монтаж пожарной сигнализации и оборудование эвакуационных выходов дверьми, изготовленных из негорючих материалов возможно только в рамках бюджетного процесса.

Кроме того, в соответствии с п.11 ст.4 Устава муниципального образования «Локнянский район» к вопросам местного значения муниципального района относятся мероприятия по обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в муниципальных образовательных организациях.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.

Данные нарушения действующего законодательства в части соблюдения Учреждением противопожарного режима, свидетельствуют об ущемлении прав и законных интересов как несовершеннолетних лиц, проходящих обучение в данном образовательном учреждении, так и педагогического, технического персонала образовательного учреждения, а также посетителей данного учреждения, создают предпосылки для возникновения аварийных ситуаций и ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.

Выполнение иных указанных в иске прокурора противопожарных мероприятий, также направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на администрацию Локнянского района Псковской области обязанность по финансовому обеспечению мероприятий, проводимых МБУДО «Центром дополнительного образования» МО «Локнянский район» по оборудованию здания Учреждения системой дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, а также замене и монтажу новой системы пожарной сигнализации взамен эксплуатируемых и оборудованию эвакуационных выходов здания Учреждения дверьми, изготовленными из негорючих материалов.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд считает, что требование прокурора об установлении ответчикам срока исполнения решения для МБУДО «Центром дополнительного образования» МО «Локнянский район» до 01 сентября 2024 года и для Администрации Локнянского района до 01 июня 2024 года является разумным и обоснованным.

Также суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, обратившийся в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как следует из пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются лишь государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Ответчик МБУ ДО «Центр дополнительного образования» МО «Локнянский район» является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования, несет самостоятельную ответственность по обязательствам, выступает от своего имени истцом и ответчиком в суде и не является государственным органом или органом местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика МБУ ДО «Центра дополнительного образования» МО «Локнянский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования «Локнянский район».

Государственная пошлина с администрации Локнянского района в силу положений п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляка Р.М., в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования « Центру дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и к Администрации Локнянского района Псковской области о возложении обязанности по осуществлению финансирования работ по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности - удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области (ИНН 6008002410, ОГРН 1026001343114) в срок до 01 сентября 2024 года принять меры по оборудованию здания МБУ ДО «Центра дополнительного образования», расположенного по адресу : Псковская область, в рп. Локня, ул. Кушнаренко, д.44, системой дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре; организации проведение работ по замене пожарной сигнализации с истекшим сроком службы и монтажу новой пожарной сигнализации, а также произвести замену четырех деревянных дверей эвакуационных выходов на двери, изготовленные из негорючих материалов.

Возложить на администрацию Локнянского района Псковской области (ИНН 6008000300, ОГРН 1026001344005) обязанность в срок до 01 июня 2024 года обеспечить финансирование мероприятий, организуемых муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Центром дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области, по оборудованию здания МБУ ДО «Центра дополнительного образования», расположенного по адресу: Псковская область, в рп. Локня, ул. Кушнаренко,д.44, системой дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре; по организации проведение работ по замене пожарной сигнализации с истекшим сроком службы и монтажу новой пожарной сигнализации, а также по проведению работ по замене четырех деревянных дверей эвакуационных выходов на двери, изготовленные из негорючих материалов.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования « Центра дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области (ИНН 6008002410, ОГРН 1026001343114) государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей в доход бюджета муниципального образования «Локнянский район» Псковской области.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Центр дополнительного образования» муниципального образования «Локнянский район» Псковской области (ИНН 6008002410, ОГРН 1026001343114) и администрацию Локнянского района Псковской области сообщить в Бежаницкий районный суд Псковской области постоянное судебное присутствие в рп. Локня Псковской области не позднее, чем в течение месяца со дня исполнения решения, об исполнении данного решения.

Решение принято судом в окончательной форме 17 марта 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд, с подачей апелляционной жалобы через Бежаницкий районный суд Псковской области (постоянное судебное присутствие в рабочем посёлке Локня Локнянского района Псковской области), в течение одного месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.

Председательствующий        (подпись) И.В.Сорокина.

2-79/2023 ~ М-29/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Локнянского района
Ответчики
МБУДО "Центр дополнительного образования"
Администрация Локнянского района
Другие
ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевскому районам УНД и ПР Главного управления по Псковской области
Суд
Бежаницкий районный суд Псковской области
Судья
Сорокина Ирина Викторовна
Дело на странице суда
bezhanicky--psk.sudrf.ru
02.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2023Передача материалов судье
02.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.02.2023Предварительное судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2023Дело оформлено
19.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее