УИД-78RS0023-01-2021-004420-46
Дело № 2-322/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2022 г. Санкт-Петербург
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Мотовой М.А.,
При помощнике Ивановой А.Д.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова Александра Александровича к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о перерасчете пенсии, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику в вышеуказанной формулировке. В обоснование заявленных требований указал, что является получателем пенсии по инвалидности. Трудовую деятельность начал с 30.08.1978 года на Ленинградском оптико-механическом заводе, где работал до призыва на службу в Советскую Армию. В период с 26.06.1979 г. по 22.06.1981 г. проходил службу в Советской Армии. Поскольку до службы истец работал, считает, что период службы должен быть включен в страховой стаж для назначения пенсии. После службы истец работал на том же заводе до 31.08.1983 г. С 14.09.1983 г. по 26.11.1993 г. истец работал в Государственном оптическом институт им. С.И. Вавилова, затем с 02.12.1993 гэ по 19.05.1994 г. был контролером ВОХРа. Затем истец работал продавцом, бригадиром сборщиков мебели, товароведом, а с 05.10.1998 г. по 09.01.2000 был зарегистрирован в качестве безработного и получал пособие по безработице. Трудовая деятельность истца продолжалась в должности заведующего складом, заместителя директора ООО «Эльм», исполнительного директора ООО «Юником», генерального директора ооо «МК-Констинент». Всего общий трудовой стаж истца составил 30 лет 01 месяц 17 дней. Истец указывает, что при таком большом стаже работы получаемый им размер пенсии является необоснованным, поскольку при расчете пенсии допущена ошибка. Истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, но 15.02.2021 г. ответчик отказал в перерасчете. В связи с изложенным, с учетом изменения объема заявленных требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истец просит признать действия ответчика об отказе в перерасчете пенсии незаконными, обязать включить в страховой стаж период работы в АОЗТ «Самос-Охта» в период с 30.09.1995 г. по 30.09.1998 г. а также период с 05.10.1998 г. по 09.01.2000 г. в качестве безработного в ЦНЗ Фрунзенского района Санкт-Петербурга, обязать произвести перерасчет начислений страховой пенсии с учетом вышеуказанных периодов и с учетом стажа 30 лет 01 месяц 17 дней, начиная с 25.07.2020 г., взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 110 500 рублей (л.д. 114-116).
В судебное заседание истец Баранов А.А. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела; представитель истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик: представитель Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, представила мотивированный отзыв на иск.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены ответчиком и подлежат восстановлению в случае удовлетворения искового заявления. Возможность лица обратиться за судебной защитой своих прав не подменяет предусмотренный законом порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.
С 1 января 2002 г. базовыми законодательными актами, регулирующими вопросы назначения и выплаты пенсий, являются Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 166-ФЗ и Закон N 173-ФЗ).
С 1 января 2015 г. на смену Закону № 173-ФЗ пришел Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. с 01.01.2015 г. пенсии в Российской Федерации назначаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона "О страховых пенсиях от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - Закон №400-ФЗ).
Вместе с тем, в силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от дата № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от дата № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Данная правовая норма устанавливает способы порядка расчета размера трудовой пенсии и не допускает их смешанное применение.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, имея в виду следующее: расчетный размер трудовой пенсии в силу п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 названной статьи, либо в порядке, установленном п. 4 названной статьи, либо в порядке, установленном п. 6 названной статьи; в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
При этом территориальные органы ПФР обязаны осуществлять выбор наиболее выгодного для пенсионера порядка определения размера индивидуального пенсионного коэффициента.
При выборе работником варианта, предусмотренного пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, определяется величина среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно разъяснениям подпункта 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
В силу положений части 7 статьи 21 Закона № 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Согласно пункту 8 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина должны быть представлены гражданином. У органа пенсионного обеспечения обязанность истребовать такие документы в организациях, где осуществлял трудовую деятельность гражданин, отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Из материалов дела следует, что на основании ст. 9 Федерального закона № 400 «О страховых пенсиях», с 24.01.2021 г. истец Баранов А.А. является получателем пенсии по инвалидности.
Расчетный размер пенсии истца Баранова А.А. за период до 01.01.2015 г. определен в соответствии с п.4 ст. 30 ФЗ № 173 из общего трудового стажа до 2002 г. равного 20 годам 11 месяцам 16 дням и без учета заработной платы; стаж до 1991 г. для валоризации 13 полный лет, коэффициент валоризации – 0,23.
В общий трудовой стаж истца для исчисления размера пенсии включены следующие периоды: с 30.08.1978 г. по 19.06.1979 г. – работа, с 26.06.1979 г. по 22.06.1981 г. – служба в армии, с 12.10.1981 г. по 31.08.1983 г. – работа, с 14.09.1983 г. по 26.11.1993 г. – работа, с 02.12.1993 г. по 19.05.1994 – работа, с 20.05.1994 г. по 31.12.1996 г. – работа, с 01.01.2000 г. по 10.10.2000 г. – работа, с 11.10.2000 г. по 31.12.2000 г. работа.
Судом также установлено, что 25.01.2020 г., при обращении в пенсионный орган за назначением пенсии истец не предоставил сведения о том, что в период с 05.10.1998 г. по 09.01.2000 г. состоял на учете в качестве безработного в ЦНЗ Санкт-Петербурга.
Поскольку в распоряжении Управления пенсионного фонда на дату принятия решения о назначении пенсии имелось заявление истца Баранова А.А. о назначении ему пенсии по имеющимся сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке, постольку Управлением в общий трудовой стаж истца были включены все периоды работы, имеющиеся на индивидуальном лицевом счете на дату назначения, а также период службы (л.д.96-99).
Довод истцовой стороны о том, что 15.02.2021 г. истец обращался за перерасчетом пенсии, но ему было отказано в перерасчете, судом оценивается критически, поскольку отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчете истец представил необходимый пакет документов. Так, суд обращает внимание на то обстоятельство, что содержащаяся в материалах дела справка из Центра занятости населения Санкт-Петербурга в отношении истца Баранова А.А., датирована 11.02.2021 г., т.е. была выдана истцу уже после обращения за пенсией (24.01.2020 г.) и после обращения за перерасчетом пенсии (25.02.2021 г.). Более того, указанная справка до настоящего времени не представлена истцом в пенсионный орган; при этом в оригинале, или в виде надлежащим образом заверенного документа, данная справка суду также не представлена.
При таких обстоятельствах, с учетом пункта 8 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», возлагающего на гражданина обязанность представить в пенсионный орган документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке, исходя из отсутствия у органа пенсионного обеспечения обязанности истребовать такие документы в организациях, где осуществлял трудовую деятельность гражданин, суд приходит к выводу о том, что требования истца в части обязания включить период с 05.10.1998 г. по 09.01.2000 г. в качестве безработного в страховой стаж являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат. Истец не лишен права представить в орган пенсионного обеспечения дополнительные сведения с целью перерасчета размера имеющейся пенсии.
Требования истца в части обязания включить в страховой стаж период работ в АОЗТ «Самос-Охта» с 30.09.1995 г. по 30.09.1998 г. также удовлетворению не подлежат, поскольку периоды трудовой деятельности истца в данной организации с 01.07.1995 г. по 19.03.1996 г., а также в АОЗТ «Самос-Ладога» с 20.03.1996 г. по 31.12.1996 г. учтены ответчиком в общий стаж истца до 2002 г. (л.д.51-52). Вместе с тем, сведений о том, что истец осуществлял трудовую деятельность в АОЗТ «Самос-Охта» в период с 01.01.1997 г. и до 30.09.1998 г. не имеется, а именно - в представленной истцом трудовой книжке такие сведения отсутствуют; на индивидуальном лицевом счете истца данный период как период трудовой деятельности не отражен, уточняющие и дополнительные справки, подтверждающие работу истца в спорный период в АОЗТ «Самос-Охта» не представлены.
Требования истца об обязании произвести перерасчет начислений страховой пенсии с учетом спорных периодов и с учетом стажа, равного 30 годам 01 месяцу 17 дням, начиная с 25.07.2020 г., являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку для исчисления размера пенсии учитывается стаж до 01.01.2002 г., а после указанной даты размер пенсии зависит от страховых взносов, перечисленных работодателем в Пенсионный Фонд.
В то же время, согласно выписки из индивидуального лицевого счета истца, представленной ответчиком, сумма страховых взносов по состоянию на 31.12.2014 г. составила 243 582 рубля 22 копейки; сумма учитываемых индивидуальных пенсионных коэффициентов составила с 01.01.2015 г. - 8,129; с учетом применения ст. 15 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 44,919.
С 01.04.2020 г. управлением был произведен перерасчет страховой пенсии в связи с поступлением сведений о заработной плате.
В настоящее время размер пенсии истца составляет 10 179 рублей 99 копеек, в том числе 2 843 рубля 13 копеек фиксированная выплата. Кроме того, Баранов А.А. является получателем ежемесячной денежной выплаты в размере 2 336 рублей 70 копеек; набор социальных услуг истец получает в натуральном выражении.
Суд также учитывает следующее. Согласно п.6 ст. 22 ФЗ№ 400, страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионного обеспечение.
В соответствии с Приложением № 6 к Федеральному Закону № 400 «О страховых пенсиях», право истца Баранова А.А., 1961 года рождения, на пенсию по старости, возникнет при достижении им возраста 63 лет, т.е. не ранее 2024 г.
Таким образом, при назначении истцу пенсии пенсионным органом был избран наиболее выгодный вариант определения расчетного размера пенсии, предусмотренный пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что соответствует смыслу действующего пенсионного законодательства и не позволяет признать права истца нарушенными.
В соответствии с ч.1 ст. 98, ст. 100 ГПК РФ требования истца о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя, с учетом отказа в удовлетворении основных материальных требований по защите пенсионных прав, являются не обоснованными и подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании действия ответчика об отказе в перерасчете пенсии незаконными, и обязании включить в страховой стаж период работы в АОЗТ «Самос-Охта» в период с 30.09.1995 г. по 30.09.1998 г., периода с 05.10.1998 г. по 09.01.2000 г. в качестве безработного в ЦНЗ Фрунзенского района Санкт-Петербурга, обязании произвести перерасчет начислений страховой пенсии с учетом вышеуказанных периодов и с учетом стажа 30 лет 01 месяц 17 дней, начиная с 25.07.2020 г., а также о взыскании судебных расходов в размере 110 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Баранова Александра Александровича к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о перерасчете пенсии и взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его принятия к окончательной форме.
Судья: М.А. Мотова
Решение в окончательной форме принято 21.02.2022 г.