Дело № 5-1042/2021
УИД 21RS0023-01-2021-000590-60
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 мая 2021 г. г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Архипова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Герасимова Александра Юрьевича, ------
установил:
дата в ----- мин. Герасимов А.Ю. принял участие в несогласованном с администрацией г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга на площади Республики г.Чебоксары, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, тем самым нарушил требования ст.ст.6, 17 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».
По данному факту инспектором ИАЗ ОП ----- УМВД России по адрес ФИО8 дата в отношении Герасимова А.Ю. составлен протокол ----- об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ФИО2 в судебном заседании вину не признал, просил прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. Суду пояснил, что дата они с супругой и их знакомый из дома по адресу: адрес, поехали в кафе, которое находится напротив ------ Их маршрут проходил через адрес, где они увидели толпу. Им стало интересно, что происходит, тогда они припарковались на адрес, вышли из машины и около ----- минут стояли и наблюдали. Через некоторое время появились сотрудники полиции, посадили их с женой в автобус и увезли в отдел полиции по адресу: адрес. В момент задержания они находились около здания администрации адрес. В митинге он не участвовал, не слышал, чтобы сотрудники полиции просили разойтись, что митинг не согласован. Ему никто таких требований не предъявлял.
Защитник Никифоров В.И. в судебном заседании просил прекратить производство по делу в отношении Герасимова А.Ю. за отсутствием состава административного правонарушения, мотивировав следующим. Само по себе участие в публичном мероприятии не является нарушением. Неподчинение требованиям сотрудников полиции разойтись свидетельствует о нарушении. Однако таких требований Герасимову А.Ю. сотрудники полиции не предъявляли. Герасимов А.Ю. на площади не находился, он стоял в стороне, участником митинга он не является.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся письменные доказательства, судья приходит к следующему.
Статья 31 Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Статья 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит определения используемых в законе понятий.
Согласно п.1 ст. 2 указанного закона публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
При этом под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п.3 ст.2 названного закона); а под демонстрацией - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации (п.4 ст.2).
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (п.7 ч.1 ст.2 Закона о публичных мероприятиях).
В соответствии со ст.3 Закона о публичных мероприятиях одним из принципов проведения публичного мероприятия выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем (ч.1 ст.6 Закона о публичных мероприятиях).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6 ч.1 ст.2 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.
В силу п.5 ч.1 ст.12 Закона о полиции на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.
Положениями п.7 ч.1 ст.13 Закона о полиции предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
В соответствии с частью 5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Из материалов дела следует, что дата в ----- мин. Герасимов А.Ю. принял участие в несогласованном с администрацией г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга на адрес, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, тем самым нарушил требования ст.ст.6, 17 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».
Вышеизложенное подтверждается совокупностью следующих доказательств:
- рапортом ст.инспектора группы ИАЗ УМВД России по г.Чебоксары ФИО5 из которого следует, что дата в ----- мин. в ходе мониторинга сети Интернет в видеохостинге «------» выявлена видеозапись: «------», на которой ФИО1, дата года рождения, призывает граждан собраться дата в ----- мин. на площадке перед адрес для того, чтобы обсудить задержание ------ Кроме того, в видеохостинге «------» имеется заставка, на которой написано: «------»;
- письмом от дата, которым администрация г.Чебоксары сообщила, что исходя из неоднократно опубликованных в сети Интернет призывов к участию дата в публичных мероприятиях на территории города Чебоксары, в администрацию города Чебоксары на указанную дату уведомлений о публичных мероприятиях в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования и иных массовых акциях, предусмотренных Федеральным законом от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от граждан (организаций) не поступало;
- актом осмотра интернет ресурса от дата, составленным УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД России по г.Чебоксары ФИО6, и фотоматериалом к нему;
- письменными объяснениями ФИО9 от дата, из которых следует, что дата в ----- мин. находясь на адрес ФИО2 принял участие в несогласованном с администрацией г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга. При этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, тем самым нарушил требования ст.ст.6, 17 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», в связи с чем был доставлен в отдел полиции;
- рапортом инспектора ИАЗ ОП ----- УМВД России по г.Чебоксары ФИО8, из которого следует, что дата в ходе несения службы по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на территории обслуживания ОП № ----- УМВД России по г.Чебоксары выявлен факт участия ФИО2 в несогласованном в установленном порядке с органами местного самоуправления г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга дата в ----- мин. около адрес при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал;
- письменными объяснениями ФИО2 от дата, данными при составлении протокола, в которых он пояснил, что дата они с женой ФИО7 ехали по делам и увидели толпу на адрес. Они остановились возле здания администрации г.Чебоксары, вышли из машины и стояли и смотрели на происходящее. Стояли они примерно ----- минуты, после чего толпа пошла вниз в сторону залива. Они с женой стояли в стороне, на пешеходной дорожке. После этого, сто стороны бывшего здания администрации появились сотрудники полиции и без объяснения причин посадили их с женой в полицейский автобус. По поводу ФИО10 он знает, что он оппозиционер. В интернете он смотрел его видео. О проведении митинга он знал. Об этом ему стало известно из Инстаграмм, в митинге он принимать участие не собирался и не принимал;
- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, от дата;
- протоколом ----- об административном правонарушении от дата, где изложены обстоятельства совершения административного правонарушения, в графе «объяснения» ФИО2 собственноручно написал «------», а также иными доказательствами, имеющимися в деле.
Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании инспектор ИАЗ ОП ----- УМВД России по г.Чебоксары ФИО8 поддержала изложенное в протоколе об административном правонарушении, в рапорте, в протоколе о доставлении, суду пояснила, что в месте проведения публичного мероприятия на площади Республики адрес дата она не присутствовала, находилась в ОП ----- УМВД России по адрес по адресу: адрес, куда сотрудники службы ППС доставляли людей с места проведения митинга, а она составляла документы. В данном случае в отношении Герасимова А.Ю. она составила рапорт, протокол об административном правонарушении, протокол о доставлении. Со слов сотрудников полиции, доставивших людей в отдел полиции, ей известно, что они являются участниками митинга. После доставления Герасимова А.Ю. в отдел полиции она отобрала у него объяснения. Протокол об административном правонарушении составлен ею по результатам изучения всех документов.
Свидетель ФИО9, ------ ОБ ППСП УМВД РФ по г.Чебоксары, допрошенный в судебном заседании, поддержал письменные объяснения от дата, суду пояснил, что дата участников публичного мероприятия на площади Республики задерживали сотрудники Росгвардии и приводили в автобус, где он находился. Сотрудники Росгвардии производили задержания, в том числе рядом со зданием ЧГПУ. Сотрудники полиции ходили среди участников митинга и неоднократно по громкой связи, в том числе на специальной технике, предупреждали, что публичное мероприятие несогласованное, просили покинуть его. Герасимова А.Ю. с супругой сотрудники Росгвардии задержали и привели в автобус. После чего он был доставлен в ОП ----- УМВД России по адрес для составления административного материала.
Информация о нарушении Федерального закона от 19.06.2004 № ФЗ-54 и требование о прекращении проводимого с нарушением закона публичного мероприятия доводились до сведения участников этого мероприятия.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Не доверять приведенным доказательствам оснований не имеется, поскольку они согласуются между собой в совокупности, получены с соблюдением закона, логичны, последовательны и достаточны для установления всех фактических обстоятельств, имеющих юридическое значение.
Довод Герасимова А.Ю. и его защитника об отсутствии состава административного правонарушения, со ссылкой на то, что Герасимов А.Ю. не участвовал в публичном мероприятии является несостоятельным, поскольку данный довод опровергается совокупностью вышеизложенных доказательств, в том числе показаниями сотрудников полиции, допрошенных в судебном заседании, предупрежденных об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, которые ранее не знакомы с Герасимовым А.Ю., какие-либо данные о наличии причин для оговора последнего с их стороны отсутствуют, показания полностью согласуются между собой и с другими представленными в дело доказательствами.
О том, что Герасимов А.Ю. был проинформирован о незаконности названного выше публичного мероприятия, следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапорта сотрудника полиции ФИО8, письменных объяснений ФИО9, а также из показаний ФИО9, данных в судебном заседании, согласно которым сотрудники полиции неоднократно предупреждали участников публичного мероприятия о его незаконности, требовали его прекратить.
Совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств достоверно установлено, что Герасимов А.Ю. зная о несогласованности публичного мероприятия, принял в нем участие, не прекратил публичное мероприятие. Герасимов А.Ю. в судебном заседании не отрицал, что дата он находился на адрес, где увидев толпу ему стало интересно, что происходит и около ----- минут он стоял и наблюдал.
Учитывая вышеизложенное, учитывая положения ст.6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", факт участия Герасимова А.Ю. в митинге подтверждается, поскольку участником публичного мероприятия признается любое лицо, участвующее в таком публичном мероприятии, при этом квалификация лица как участника публичного мероприятия не зависит от того, насколько активные действия совершало данное лицо в рамках публичного мероприятия.
Учитывая пояснения Герасимова А.Ю. в судебном заседании, а также совокупность письменных доказательств, место совершения правонарушения подлежит уточнению: адрес
То обстоятельство, что протокол об административном правонарушении, составлен сотрудником полиции, который непосредственным очевидцем произошедшего не являлся, не влияет на его доказательственную оценку, так как КоАП РФ не содержит норм, предусматривающих обязательное составление данного протокола именно тем должностным лицом, которое выявило административное правонарушение.
Исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, судья пришел к выводу о виновности Герасимова А.Ю. в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга.
Герасимову А.Ю. также вменено участие в шествии (демонстрации) по маршруту от адрес до адрес однако, указанное не подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, следовательно, подлежит исключению. Данное обстоятельство не является основанием для освобождения Герасимова А.Ю. от административной ответственности за участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Общие правила назначения административного наказания законодатель сформулировал в положениях главы 4 КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность правонарушителя, не имеется.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, для достижения цели административного наказания, установленной ст.3.1 КоАП РФ, полагаю возможным назначить правонарушителю наказание в виде минимального размера административного штрафа.
Руководствуясь ст. 29.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Герасимова Александра Юрьевича, ------, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 (Десять тысяч) рублей 00 копеек.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Чувашской Республике (ОП № 1 по г.Чебоксары Чувашской Республики), ИНН 2128015830, номер счета получателя платежа 40101810900000010005 в Отделении НБ Чувашская Республика Банка России, БИК 049706001, КПП 213001001, ОКТМО 97701000, КБК 18811601201019000140, наименование платежа – штраф ОП № 1 УМВД России по г. Чебоксары, УИН 18880021210237811180.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Судья Н.В. Архипова