Судья: Борисова В.В. Гр. дело № 33-2796/2020
Гр.дело № 2-1206/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 марта 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.,
судей – Ефремовой Л.Н., Хаировой А.Х.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Курбатовой С.А. на решение Похвистневского районного суда Самарской области от 23 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Муниципального района Похвистневский Самарской области в лице Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области к Курбатовой С.А., Курбатову Д.В. о взыскании излишне полученной социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Курбатовой С.А., Курбатова Д.В. в пользу Муниципального района Похвистневский Самарской области излишне полученные денежные средства социальной выплаты в размере 81 177,77 рублей с каждого.
Взыскать с Курбатовой С.А., Курбатова Д.В. государственную пошлину в доход бюджета городского округа Похвистнево Самарской области в размере 2 223,55 рубля с каждого».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Муниципальный район Похвистневский Самарской области в лице Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области обратился в суд с иском к Курбатовым С.А., Д.В. о взыскании социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от 15.08.2018 Курбатовой С.А., как участнику подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, предоставлена социальная выплата на приобретение 42 кв.м. жилья в сельской местности в размере 742 618 рублей 80 копеек из расчета стоимости 1 кв.м. жилой площади в размере 29 469 рублей. Из предоставленного ответчиком договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фактическая стоимость 1 кв.м. приобретенного ответчиком жилого помещения составила 23 026,32 рублей. Следовательно, размер социальной выплаты, подлежащей предоставлению Курбатовой С.А., должен составлять 580 263,26 руб..
Ссылаясь на то, что ответчиком излишне получена социальная выплата на приобретение жилья в сумме 162 355,54 руб., уведомление о необходимости возврата в бюджет района до 05.08.2019 денежных средств, ответчиком оставлено без удовлетворения, представитель истца, с учетом уточненных исковых требований, просила взыскать с Курбатовой С.А. и Курбатова Д.В. в пользу муниципального района Похвистневский Самарской области денежные средства в размере 162 355,54 руб.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Курбатова С.А., указывая, что договор купли-продажи был представлен администрации и замечаний относительно стоимости жилья со стороны истца не имелось.
В заседании суда апелляционной инстанции Курбатова С.А. поддержала доводы апелляционной жалобы. Курбатов Д.В. не явился, извещен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации м.р. Похвистневский Самарской области по доверенности Николаева Е.В. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу ст. 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15.07.2013 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», основной целью мероприятий которой является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 01.01.2018 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации №1243 от 12.10.2017. Реализация мероприятий данной программы осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14.07.2012.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с «Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов» в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих: а) предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены «Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам»; б) предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, расположенных на территории субъекта Российской Федерации муниципальных образований, связанных со строительством (приобретением) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилых помещений, в порядке и на условиях, которые установлены Положением о предоставлении субсидий в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных со строительством (приобретением) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения.
Согласно п.п. 2,4,8,12 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение), жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности; в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п. 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном п. 18 настоящего Типового положения; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать: а) на приобретение жилого помещения в сельской местности; б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по установленной форме. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
В соответствии с п.п.13,15 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и Молодым специалистам» расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв.м. - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. - на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год. В случае, если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 26.11.2015 Курбатова С.А. обратилась в Администрацию м.р. Похвистневский Самарской области с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года», состав семьи - два человека.
Из материалов дела также следует, что Курбатова С.А. с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральный целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ознакомлена и обязуется их выполнять, что подтверждается ее подписью.
В соответствии со свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от 15.08.2018 Курбатовой С.А., как участнику подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, предоставлена социальная выплата на приобретение 42 кв.м. жилья в сельской местности в размере 742 618, 80 руб., которая рассчитывалась из расчета 42 кв.м. х 29 469 рублей х 60%.
Согласно договору купли-продажи от 12.11.2018 Курбатова С.А. в общую долевую собственность с сыном Курбатовым Д.В. приобрела квартиру общей площадью 60,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, за 1 400 000 руб. рублей. Расчет с покупателем произведен частично за счет заемных средств по кредитному договору в размере 657 381,20 руб., а также средств социальной выплаты 742 618 руб., предоставленной на приобретение жилого помещения за счет средств социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, предоставленной в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Собственниками приобретенного жилья являются Курбатова С.А. и ее сын Курбатов Д.В., что подтверждается копией договора.
25.07.2019 г. истцом в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости возврата в бюджет района до 05.08.2019 денежных средств в размере 162 355, 79 руб.
Однако до настоящего времени ответчик денежные средства в доход бюджета района не возвратила.
Из Соглашения о предоставлении в 2018 году субсидий за счет средств областного бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования в Самарской области по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов № от 04.04.2018 следует, что предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Самарской области в 2018 году бюджету Похвистневского муниципального района субсидии на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности с лимитами бюджетных обязательств, доведенными субъекту как получателю средств бюджета Российской Федерации. Уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего соглашения и предоставлению отчетности, является Администрация муниципального района Похвистневский Самарской области.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставленная Курбатовой С.А. социальная выплата в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №717 от 14.07-2012, была рассчитана исходя из расчетной стоимости, а не фактической стоимости квадратного метра приобретенного ответчиком жилого помещения, в связи с чем размер социальной выплаты, в рамках федеральной целевой программы в сумме 162 355,54 руб. являются излишне полученным. Поскольку приобретенное в результате полученной социальной выплаты жилое помещение оформлено на Курбатову С.А. и Курбатова Д.В. в равных долях, неосновательное обогащение наступило на стороне обоих ответчиков.
Вопрос о судебных расходах разрешен судом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация была ознакомлена с текстом договора купли-продажи квартиры, однако претензий к размеру выплаты не было, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и Молодым специалистам» прямо предусмотрено, что в случае, если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья. С указанным положением истец была ознакомлена и обязалась исполнять.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с принятым судебным актом, принятым в соответствии с требованиями закона, и не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и которые в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены решения суда в любом случае, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Похвистневского районного суда Самарской области от 23 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курбатовой С.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий –
Судьи –