Дело № 2-2709/2023
УИД 59RS0035-01-2023-003583-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Соликамск 12 декабря 2023 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пантилеева Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ромодиной А.В.,
с участием истца Клименко Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Клименко Елены Павловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы, службы в страховой стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Клименко Е.П. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы, службы в страховой стаж, назначении пенсии. В обоснование иска указала, что при обращении в пенсионный орган для назначения пенсии, при рассмотрении заявления истцу отказано в установлении пенсии, поскольку в страховой стаж истца не включен период работы с <дата> по <дата> на Джетыгаринском асбестовом горнообогатительном комбинате (Казахстан) в качестве оператора поста централизации, в связи с отсутствием запрошенного формуляра. Просит возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить периоды работы с 13.03.1992 года по 06.09.1999 года на Джетыгаринском асбестовом горнообогатительном комбинате (Казахстан), возложить на ответчика назначить пенсию с <дата>.
Истец Клименко Е.П. в судебном заседании доводы, указанные в исковом заявлении поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - ОСФР по Пермскому края Цапанова Е.В., действующая на основании доверенности, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Российской Федерацией 09 ноября 2020 года Федеральным законом N 354-ФЗ) (Соглашение ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).
В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).
Согласно статье 12 Соглашения ЕАЭС назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону) (часть 1).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Таким образом, до 01 января 2021 года порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, с 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, которое подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 01 января 2021 года.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что <дата> Клименко Е.П. обратилась в пенсионный орган Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии.
В пенсионный орган Российской Федерации из компетентного органа Республики Казахстан поступили ответы, которые не содержат информацию, подтверждающий стаж работы Клименко Е.П.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от <дата> Клименко Е.П. отказано в установлении пенсии, поскольку не зачтен период работы с 13.03.1992 года по 06.09.1999 года на Джетыгаринском асбестовом горнообогатительном комбинате (Казахстан).
С решением ответчика суд согласиться не может в силу следующего.
Согласно справке АО «Костанайские минералы» от 11.08.2023 года №-/156 подтвержден период работы Клименко Е.П. на предприятии железнодорожного транспорта Джетыгаринский асбестовый горнообогатительный комбинат (л.д. 10).
Клименко Е.П. и ее члены семьи переехали на постоянное место жительства в Российскую Федерацию как участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно свидетельства, на территорию Российской Федерации въехала истец, ее супруг и шестеро детей.
Клименко Е.П. документирована паспортом гражданина Российской Федерации, имеет регистрацию по адресу: <...> с 11.03.2016 года.
Оснований не доверять собранным по делу доказательствам у суда не имеется, поскольку они не содержат противоречий и в совокупности подтверждают работу истца в спорные периоды на территории Республики Казахстан. Представленные суду доказательства иными доказательствами не опровергнуты.
Требования истца заявлены обоснованно и правомерно, периоды работы истца и период его службы подлежат включению в страховой стаж с назначением пенсии с момента обращения.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в страховой стаж Клименко Елены Павловны период работы: с <дата> по <дата> на Джетыгаринском асбестовом горнообогатительном комбинате (Казахстан) в качестве оператора поста централизации и назначить пенсию с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Пантилеева