РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 сентября 2019 года пос. Заокский Тульской области
Заокский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Шатверова А.С.,
при ведении протокола помощником судьи Придорогиной О.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-333/2019 по исковому заявлению Конева Владимира Викторовича к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о признании права собственности на самовольную постройку - жилой дом,
установил:
Конев В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о признании права собственности на самовольную постройку - жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
В обосновании своих требований истец указал, что в <данные изъяты> году, без получения соответствующего разрешения, построил индивидуальный жилой дом, общей площадью 78,1 кв.м, на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 853 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <данные изъяты>. Сохранение самовольной постройки не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Истец Конев В.В., его представитель по доверенности Воробьева Л.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом. Представители в суд заявления в которых просили рассмотреть гражданское дело без их участия и удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Заокский район Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. Администрация представила заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия привлеченной к участию в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, Инспекция представила в суд письмо, согласно которому просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя, указав, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> находится на территории зоны регулированной застройки, утвержденной Решением Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении зон охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника <данные изъяты>, правил застройки, благоустройства, содержания и режима их использования».
Представитель привлеченного к участию в гражданском деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГБУ Культуры «<данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. Музей представил в суд письмо в котором просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя, указав, что земельный участок расположен в границах режима Р4 достопримечательного места «<данные изъяты> согласно Приказа <данные изъяты>. В зоне регулирования застройки согласно <данные изъяты> Строительство жилых домов разрешено.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая представленное заявлением, мнение представителя истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 263 ГК РФ, ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с ГК РФ.
Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ и другими федеральными законами.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ <данные изъяты> года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. При этом, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Коневу В.В. на основании договора купли-продажи земельного участка без строений на нем от <данные изъяты> года, на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 853 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты>
Конев В.В. без получения надлежащего разрешения на строительство возвел на принадлежащем ему земельном участке самовольную постройку – жилой дом.
Учитывая, что жилой дом построен без разрешающих документов, при обращении Конева В.В. в администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, ему было отказано.
Согласно поэтажному плану жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, изготовленному ООО «<данные изъяты> год постройки 2019; этажность 2; площадь застройки 55,3 кв.м; общая площадь 78,1 кв.м определенна в пределах внутренних поверхностей наружных стен согласно требованиям к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития <данные изъяты> Жилой дом находится в границах земельного участка.
В соответствии с заключением кадастрового инженера <данные изъяты>. в результате подготовки ситуационной схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на кадастровом плане территории было выявлено, что фактические уточнённые границы (по сведениям ЕГРН) земельного участка в соответствии с Решением исполнительного комитета <данные изъяты> областного совета народных депутатов от <данные изъяты> расположены в границах зоны регулирования застройки <данные изъяты>.
В соответствии с п. 3 приложения к решению <данные изъяты> года на территории зоны регулирования застройки предписывается:
- сохранение существующего характера освоения территории с ограничением этажности застройки до 2 этажей;
- сохранение существующей плотности застройки;
- сохранение исторического характера зеленых насаждений;
- сохранение планировочной структуры и красной линии застройки;
- организация маскировочных посадок вокруг производственных зон села <данные изъяты>
Также в соответствии с Приказом Министерства культуры РФ от <данные изъяты> фактические уточнённые границы (по сведениям ЕГРН) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в <данные изъяты> В границах режима <данные изъяты> разрешается:
- ремонт, реконструкция существующих и строительство новых отдельно стоящих индивидуальных жилых домов протяженностью уличного фасада не более 15 м с высотой до верхней точки кровли до 8,0 ми максимальным процентом застройки от общей площади участка – 25%;
- строительство хозяйственных построек не выше 4,5 м до верха кровли;
- ремонт и реконструкция проездов и подъездов, связанных с функционированием жилой застройки, включая установку осветительного оборудования;
- благоустройство и озеленение территорий общего пользования;
- размещение временных (нестационарных) сооружений и объектов;
- устройство зеленых кулис и ограждений по границам земельных участков;
- сохранение существующей планировочной структуры населенного пункта и характера застройки в один или два порядка отдельно стоящих индивидуальных жилых домов;
- ремонт, реконструкция существующих подземных инженерных коммуникаций;
- строительство объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для функционирования существующей застройки и объектов нового строительства.
На основании заключения ООО «<данные изъяты> года по результатам инструментально-визуального обследования технического состояния объекта исследования: жилого дома, площадью 78,1 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>:
- нарушения СНиП отсутствуют;
- конструктивные решения и строительные материалы жилого дома, соответствуют современным техническим, экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам, и противопожарным нормам и правилам;
- жилой дом, соответствует обязательным требованиями к параметрам постройки;
- жилой дом, пригоден для эксплуатации, не нарушает права и законные интересы третьих лиц и лиц проживающих в нем;
- обследованный жилой дом, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан (как проживающих в жилом доме, так и третьих лиц). Сохранение жилого дома возможно.
Оснований не доверять выводам экспертизы у суда не имеется, поскольку она проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, а доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, при рассмотрении дела сторонами не представлено. У суда нет оснований сомневаться в правильности заключения эксперта с учетом его компетентности, образования и длительного стажа экспертной работы.
Суд полагает необходимым отметить, что, по смыслу положений ст. 86 ГПК РФ заключение экспертизы является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. При этом, нормы действующего законодательства не дают право суду самостоятельно разрешить вопросы, требующие специальных познаний в определенной области науки. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Постановлением Совета Министров РСФСР от <данные изъяты> «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения, внесены дом <данные изъяты> расположенный в деревне <данные изъяты> <данные изъяты> в котором он жил <данные изъяты> год, в доме - мемориальный музей <данные изъяты>, а также могила <данные изъяты>), расположенная <данные изъяты>.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 <данные изъяты> года <данные изъяты> «О мерах по дальнейшему сохранению и улучшению использования памятников и памятных мест Тульской и Калужской областей, связанных с жизнью и творчеством народного художника РСФСР В.Д. Поленова» Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. В границы Государственного историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова включены территории Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова и прилегающих к нему земельных участков, ограниченных левым берегом <данные изъяты>, правым берегом <данные изъяты> от устья <данные изъяты>, участка земли государственного лесного фонда площадью <данные изъяты>, участка земли, ограниченного линией шоссе <данные изъяты> за исключением территории, занятой жилыми домами дома отдыха «<данные изъяты>
Решением <данные изъяты> областного Совета народных депутатов <данные изъяты> года <данные изъяты> «Об утверждении зон охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника <данные изъяты>, правил застройки, благоустройства, содержания и режима их использования» утверждены границы территории музея-заповедника (97,07 га), охранной зоны (1370 га), зон регулирования застройки и охраняемого ландшафта (8453 га). Территория музея-заповедника включает в себя в числе прочего участки традиционной застройки <данные изъяты>.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от <данные изъяты> «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Поленово» утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательного места <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>, согласно приложению <данные изъяты> к Приказу и требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места согласно приложению <данные изъяты>.
Из ответов Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, ФГБУК <данные изъяты> следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 853 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <данные изъяты> находится в зоне регулирования застройки и на него распространяются требования режима <данные изъяты> установленного Приказом.
Согласно пункту III Правил застройки, благоустройства, содержания и использования заповедной, охранной зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника <данные изъяты> на территории зоны регулирования застройки с целью сохранения чистоты восприятия ландшафта в пределах бассейнов видимости всех значимых мемориальных участков предписывается:
- сохранение существующего характера освоения территории с ограничением этажности застройки до 2 этажей;
- сохранение существующей плотности застройки; сохранение исторического характера зеленых насаждений; сохранение планировочной структуры и «красных» линий застройки;
- организация маскировочных посадок вокруг производственных зон <данные изъяты>
- благоустройство сел (прокладка дорожек, очистка водоемов и прудов и т.д.);
- реставрация в <данные изъяты>
На территории зоны регулирования застройки запрещается: размещение промышленных, производственных, транспортно-складских устройств и других сооружений, нарушающих общие исторические характеристики природного окружения.
Все архитектурно-строительные мероприятия, а также работы по благоустройству на территории зоны регулирования застройки производятся по специально разработанным проектам.
Одновременно вышеуказанный земельный участок расположен на территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательное место «<данные изъяты>», утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от <данные изъяты> «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты> в границах которого разрешается:
- ремонт, реконструкция существующих и строительство новых отдельно стоящих индивидуальных жилых домов протяженностью уличного фасада не более 15 м с высотой до верхней точки кровли до 8,0 м и максимальным процентом застройки от общей площади участка - 25%;
- строительство хозяйственных построек не выше 4,5 м до верха кровли; ремонт и реконструкция проездов и подъездов, связанных с функционированием жилой застройки, включая установку осветительного оборудования;
- благоустройство и озеленение территорий общего пользования; размещение временных (нестационарных) сооружений и объектов; сохранение существующей планировочной структуры населенного пункта и характера застройки в один или два порядка отдельно стоящих индивидуальных жилых домов;
- ремонт, реконструкция существующих подземных инженерных коммуникаций;
- строительство объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для функционирования существующей застройки и объектов нового строительства.
Запрещается:
- строительство малоэтажных блокированных домов (таунхаусов), многоквартирных домов;
- изменение сложившейся планировочной структуры населенных пунктов (линий застройки).
На основании ст. 20 ГрК РФ, граждане обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки; проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами.
Таким образом, судом установлено, что <данные изъяты> принимал меры к легализации самовольно возведенной постройки, однако разрешить спорные правоотношения во внесудебном порядке не представилось возможным.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, в том числе заключение эксперта, подтверждающих соответствие данного строения разрешенному использованию земельного участка, санитарно-гигиеническим, противопожарным, строительным и другим нормам и правилам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Конева Владимира Викторовича к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о признании права собственности на самовольную постройку - жилой дом, удовлетворить.
Признать за <данные изъяты> право собственности на жилой дом, общей площадью 78,1 кв.м определенной в пределах внутренних поверхностей наружных стен согласно требованиям к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития <данные изъяты> года, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Заокский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 10 сентября 2019 года.
Председательствующий судья: А.С. Шатверов