Дело № 2-3603/2023
44RS0001-01-2023-003080-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Подкопаеве В.В. с участием прокурора Михиной Д.А., истца Золотова А.Б., представителя ответчика Пекишева П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Костромы в интересах Золотова Александра Борисовича к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Костромы обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском в интересах Золотова А.Б. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Костромы проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, по результатам которой установлено следующее. Золотов Александр Борисович имеет заболевание «сахарный диабет 1 типа», состоит на амбулаторном учете в поликлинике взрослых № 4 ОГБУЗ «Городская больница города Костромы». Согласно назначению врача, Золотову А.Б. необходим контроль уровня сахара в крови не менее 4 раз в сутки, потребность тест-полосок 120 шт. в месяц. Согласно информации, представленной ОГБУЗ «Костромская областная аптечная база» и Департаментом здравоохранения Костромской области, Золотов А.Б. тест-полосками для проведения диагностики сахара в крови, иглами для шприц-ручки в 2023 году не обеспечивался. Золотов А.Б., как лицо страдающее заболеванием сахарный диабет 1 типа, подлежит обеспечению средствами диагностики - тест полосками для определения сахара в крови, иглами одноразовыми для шприц-ручки (инсулиновые) бесплатно. Неполучение соответствующих медицинских изделий Золотовым А.Б. свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения медицинскими изделиями со стороны Департамента здравоохранения Костромской области. Просит суд обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Золотова Александра Борисовича, <дата> года рождения, медицинскими изделиями «тест-полосками» к глюкометру в необходимом объеме по медицинским показаниям.
В судебном заседании прокурор Михина Д.А. исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что Золотову А.Б. назначен контроль гликемии с применением тест-полосок не менее 5 раз в сутки, годовая потребность на тест полоски сформирована больницей и отправлена в Департамент здравоохранения. Однако истец тест-полосками не обеспечен. Рецепт от 02.12.2022 года не обслужен. Полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Истец Золотов А.Б. в судебном заседании требования поддержал. Пояснил, что болен сахарным диабетом 43 года, тест полоски покупает сам. Неоднократно ему оказывалась скорая медицинская неотложная помощь в связи с низким уровнем содержания инсулина, о чем имеются записи в журналах о выезде скорой помощи. По его обращениям в различные ведомства имело место разовое обеспечение тест-полосками, но он остро нуждается в постоянном обеспечении. Выданный ему рецепт на тест-полоски не был обеспечен в течение 3-месячного срока его действия, по заявкам больницы тест-полоски не предоставляются департаментом со ссылками на отсутствие денежных средств, в связи с чем рецепты ему не выписывают.
Представитель ответчика Пекишев П.В. иск не признал. В отзыве указал, что согласно п. 12 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 (далее - Порядок) за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. В силу положений п. 14 Порядка при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В п. 19 Порядка установлено, что в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. Согласно информации ГУП «Костромская областная аптечная база» от 29.06.2023 № 604, Золотов А.Б. в 2023 году для получения медицинских рецептов по льготным рецептам в аптечную организацию не обращался. Вместе с тем, согласно данным Единой региональной информационной системы, рецепты на тест-полоски, предъявленные Золотовым А.Б. в аптечную организацию, обслужены, что подтверждается счетом на пациента.
Третьи лица ГУП «Костромская областная аптечная база», ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвуют. Представитель ГУП «Костромская областная аптечная база» Бойко К.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», заболевание «сахарный диабет» (Е10-Е14) включено в перечень социально значимых заболеваний.
Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
П. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Разделом V Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов утв. Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497, определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно разделу VII Федеральной программы, территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В абзаце 5 раздела I (Общие положения) Федеральной программы содержится предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, лицам с заболеванием «диабет» предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта, инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.
В соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).
Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, утвержденным приказом Минздрава России от 01.10.2020 N 1053н, в числе медицинских услуг для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением (разд. 2 Стандарта), предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови, в том числе без проведения непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара, а также при проведении непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара.
Перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз (разд. 3 Стандарта) предусмотрено предоставление инсулинов короткого действия и их аналогов для инъекционного введения.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, относятся, в частности, иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
К полномочиям департамента относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27); координация деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории Костромской области (п. 28).
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Согласно материалам дела, что Золотов А.Б. 16.06.2023 обратился к прокурору г.Костромы по вопросу проведения проверки в связи с необеспечением его тест-полосками для контроля уровня сахара в крови как лица, страдающего заболеванием «сахарный диабет 1 типа».
Прокурором г. Костромы проведена проверка в целях установления фактов нарушения законодательства о здравоохранении, в том числе об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно информации ОГБУЗ «Городская больница г.Костромы», предоставленной по запросу прокуратуры, Золотов А.Б. <дата> г.р., наблюдается в ПВ№4 у врача- эндокринолога с диагнозом сахарный диабет 1 типа с 1982 года. Пациенту рекомендовано: Туджео 20 ЕД/сут * 1 раз в день 2 ручки, Фиасп 40 ЕД/с (по 14 ед + 14 ед + 12 ед ) 7 ручек на 52 дня. Insulinum aspartum 100 ЕД/мл 3 мл № 5 кол. уп: 1,40 применять: 40ЕД в сутки, контроль гликемии не менее 5 раз в сутки. Годовая потребность на тест-полоски была сформирована и отправлена в ДЗ КО, отдел ДЛО. Золотов А.Б. использует тест-полоски Sattellit Exspress и входит в число 29 федеральных льготников. ПВ№4 за период с 01.01.2023 по 28.06.2023 Золотову А.Б. выписаны медицинские препараты: 16.01.2023 - (МНН) Insulinum aspartum (Фиасп, 100 ЕД/мл 3 мл картридж в шприц-ручке №5) в количестве 0,400; (МНН) Insulinum aspartum (Фиасп, 100 ЕД/мл 3 мл картридж в шприц-ручке №5) в количестве 1,000; (MHH) Insulinum glarginum (Туджео СолоСтар, 300 ЕД/мл 1.5 мл - картриджи в шприц-ручках СолоСтар №5) количестве 0,400; 06.03.2023 - (MHH) Insulinum glarginum (Туджео Со-лоСтар, 300 ЕД/мл 1.5 мл - картриджи в шприц-ручках СолоСтар №5) количестве 0,400; (МНН) Insulinum aspartum (Фиасп, 100 ЕД/мл 3 мл картридж в шприц-ручке №5) в количестве 1,400; 14.04.2023 - (MHH) Insulinum glarginum (Туджео СолоСтар, 300 ЕД/мл 1.5 мл - картриджи в шприц-ручках СолоСтар №5) количестве 0,600; (МНН) Insulinum aspartum (Фиасп, 100 ЕД/мл 3 мл картридж в шприц-ручке №5) в количестве 1,400; 09.06.2023 - (MHH) Insulinum glarginum (Туджео СолоСтар, 300 ЕД/мл 1.5 мл - картриджи в шприц-ручках СолоСтар №5) количестве 0,400; (МНН) Insulinum aspartum (Фиасп, 100 ЕД/мл 3 мл картридж в шприц-ручке №5) в количестве 1,400.
По информации Департамента здравоохранения Костромской области от 29.06.2023, Золотов А.Б. 11.04.1962 г.р. имеет заболевание «Сахарный диабет». Имеет группу инвалидности и сохранил право на получение государственной социальной гарантии в части лекарственного обеспечения. Обеспечивается лекарственными препаратами по региональной программе льготного лекарственного обеспечения. По данным единой региональной информационной системы, в 2023 году Золотов А.Б. обеспечен лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения на общую сумму 16651,06 руб. Учитывая невозможность в рамках утвержденного федерального норматива в месяц на человека обеспечить возрастающую потребность граждан в медикаментах, приоритетным направлением в обеспечении пациентов с сахарным диабетом является обеспечение препаратами инсулина в рамках годовых заявок, которыми все нуждающиеся пациенты обеспечиваются в полном объеме. В настоящее время с привлечением финансовых средств областного бюджета иглами и тест-полосками для определения сахара в крови в полном объеме обеспечиваются дети-инвалиды.
Как следует из представленного департаментом счета пациента, медицинскими изделиями, а именно: тест-полосками к глюкометру и иглами к шприц-ручке (5 мм) Золотов А.Б. не обеспечивается своевременно и в полном объеме по медицинским показаниям.
Согласно счету пациента по состоянию на 29.06.2023, в 2023 году Золотов А.Б. тест-полосками к глюкометру не обеспечивался.
Доводы представителя ответчика и информация ГУП «Костромская областная аптечная база», что Золотов А.Б. за обеспечением тест полосками не обращался, противоречит материалам дела.
Так, прокурором представлен рецепт на тест-полоски Сателлит-Экспресс № 50, выданный Золотову А.Б. 02.12.2022, который в пределах срок его действия не обслужен. Оснований не доверять пояснениям истца, что он обращался за обеспечением тест-полосками, суд не находит.
Согласно счету пациента по состоянию на 05.09.2023, представленному стороной ответчика, Золотов А.Б. тест-полосками обеспечен только 04.08.2023, т.е. после подачи настоящего иска.
Вместе с тем, обеспечение должно носить постоянный характер.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.
Постановлением Администрации Костромской области 30.12.2023 N 680-а утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
В качестве Приложения № 2 к программе утвержден Перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Пунктом 87 данного Перечня предусмотрено предоставление средств диагностики - тест-полосок для определения сахара в крови, системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови и расходных материалы к ним (для детей до 18 лет).
Установление Территориальными программами Костромской области гарантий оказания медицинской помощи в меньшем объеме, чем это предусмотрено федеральным законодательством, не может умалять права гражданина на обеспечение его медицинскими изделиями в соответствие с медицинскими показаниями.
Поскольку в рамках рассмотрения дела подтвержден факт нарушения прав истца вследствие необеспечения тест-полосками, согласно медицинским показаниям, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.04.1962 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.09.2023.