Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-536/2023 ~ М-408/2023 от 31.05.2023

дело № 2-11-536/2023

УИД 53RS0011-01-2023-000527-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Окуловка Новгородской области 19 июля 2023 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Гусевой А.С., при секретаре Нестеровой М.В., с участием помощника прокурора Окуловского района Новгородской области Фетисовой А.С., представителя ответчика администрации Окуловского муниципального района Шоломовой Е.А., представителя ответчика муниципального бюджетного учреждения культуры Окуловского муниципального района «Кулотинский городской Дом культуры» Павлова П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Окуловского района Новгородской области к администрации Окуловского муниципального района и муниципальному бюджетному учреждению культуры Окуловского муниципального района «Кулотинский городской Дом культуры» об обязании совершить определенные действия,

установил:

И.о. прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в Окуловский районный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района и муниципальному бюджетному учреждению культуры Окуловского муниципального района «Кулотинский городской Дом культуры» об обязании совершить определенные действия. В обоснование исковых требований и.о. прокурора Окуловского района Новгородской области указала, что прокуратурой Окуловского района Новгородской области проведена проверка технического состояния здания муниципального бюджетного учреждения культуры Окуловского муниципального района «Кулотинский городской Дом культуры» (дальше по тесту – МБУК «Кулотинский ГДК»), в ходе которой выявлены нарушения, создающие угрозу безопасности жизни и здоровья воспитанников учреждения культуры, поскольку не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление их здоровья. Изложенные обстоятельства, по мнению и.о. прокурора Окуловского района Новгородской области, позволяют просить суд обязать администрацию Окуловского муниципального района и МБУК «Кулотинский ГДК» совершить определенные действия.

Помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Фетисова А.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Окуловского муниципального района Шоломова Е.А. с исковыми требованиями была не согласна, обосновала возражения доводами, изложенными в письменных возражениях, приобщенных к материалам гражданского дела.

Представитель ответчика МБУК «Кулотинский ГДК» Щербакова Г.В. в прошлом судебном заседании исковые требования признала.

Представитель ответчика МБУК «Кулотинский ГДК» Павлов П.А. показал, что в случае принятия учредителем учреждения культуры решения о финансировании мероприятий по ремонту исковые требования будут исполнены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Кулотинского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие последнего.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Согласно ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности (ст. 299 ГК РФ).

Согласно ст. 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

В силу ст. Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Изложенное позволяет сделать вывод, что именно обладатели права оперативного управления с момента возникновения такого права обязаны нести бремя содержания имущества.

Для выполнения работы и оказания услуг по реализации вопросов местного значения органов местного самоуправления в сфере культуры в оперативное управление МБУК «Кулотинский ГДК» передано муниципальное имущество, а именно здание, расположенное по адресу Новгородская область, Окуловский район, п. Кулотино, пр. Советский, д. 2, о чем издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества на праве оперативного управления» и подписан акт приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1.6 Устава МБУК «Кулотинский ГДК» собственником имущества учреждения культуры, закрепленного за ним на праве оперативного управления, является Окуловский муниципальный район.

Из главы 4 Устава МБУК «Кулотинский ГДК» следует, что учредитель осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного имущества Окуловского муниципального района, закрепленного за учреждением культуры, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению.

Согласно главе 6 Устава МБУК «Кулотинский ГДК» права учреждения культуры на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением культуры, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ. Учреждение культуры владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением культуры либо приобретенное учреждением культуры за счет средств, выделенных собственником на приобретение этого имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением культуры, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.Согласно представленным материалам, зданию МБУК «Кулотинский ГДК» в течение последних нескольких лет требуется ремонт.

Из заключения строительно – технической экспертизы многоэтажного нежилого здания, расположенного по адресу Новгородская область, Окуловский район, п. Кулотино, пр. Советский, д. 2, подготовленного ООО «Строительная компания «Зодчий» в 2022 году, следует, что конструкции фундаментов находятся в работоспособном (консолидированном) состоянии и нуждаются в незначительном косметическом ремонте наружных слоев. Кроме того, для нормальной эксплуатации конструкции фундаментов необходимо выполнить отмостку сооружения по всему периметру. Вертикальные несущие конструкции сооружения (стены) получили повреждения, существенно снижающие эксплуатационную пригодность в части эстетических и защитных свойств. Требуется проведение восстановительного ремонта и создание надежных защитных (отделочных) слоев с целью сохранения несущих слоев конструкций стен (кирпичной кладки). Также рекомендуется произвести дополнительные мероприятия по снижению теплопотерь сооружения через ограждающие конструкции стен. Общее техническое состояние вертикальных несущих конструкций (стен) – ограничено-работоспособное. Конструкции перекрытий получили существенные повреждения, связанные с длительным сроком эксплуатации, а также нарушением температурно-влажностного режима помещений и пароизоляционных слоев и частично утратили способность воспринимать вертикальные нагрузки на плоскость перекрытия. Необходимо ограничить действие временных и постоянных нагрузок в зоне перекрытий по деревянным балкам в пределах 250-300 кг/м2 поверхности перекрытия, с учетом собственного веса, веса оборудования и нагрузки от скопления людей и 750-800 кг/м2 на монолитных железобетонных перекрытиях. Общее техническое состояние горизонтальных несущих конструкций (перекрытий) – ограничено-работоспособное. Кровля над зрительным залом, сценой и закулисным пространством находится в аварийном состоянии, возможна вероятность обрушения отдельных частей, а также кровли в целом в данном блоке сооружения. Оставшаяся часть кровли здания находится ограничено-работоспособном состоянии и требует регулярного осмотра (не реже 1 раза в неделю) с целью определения и выявления деформаций и повреждений покрытия. Во избежание возникновения аварийных ситуаций необходимо не допускать скопления снега наледи на поверхности кровли. Допустимый слой снежного ковра при измерении в перпендикуляре к поверхности ската составляет 20 мм. Любое превышение данного значения может спровоцировать деформации несущих элементов кровли, разрыв гидроизоляционного слоя, а также частичные обрушения. Помещения третьего этажа непригодны для пребывания граждан и могут использоваться лишь в качестве вспомогательных, согласно технологическим процессам, протекающим в сооружении (холодные склады, подсобные помещения). Эксплуатация помещений первого и второго этажа допускается при соблюдении условий, указанных в пунктах 3 по 6 включительно.

Согласно информации ГБУ «Управление капитального строительства Новгородской области» от ДД.ММ.ГГГГ, в результате визуального осмотра здания МБУК «Кулотинский ГДК» установлено, что кровля зрительного зала, а также помещения сцены находятся в аварийном состоянии и закрыты для посещения, помещения 3 этажа закрыты для посещения ввиду недопустимого состояния конструкций кровли, во всех закрытых для посещения помещениях присутствует электроснабжение, чем создается угроза возникновения пожара из – за повсеместных протечек кровли, здание требует проведения восстановительного ремонта в кратчайшие сроки.

По факту ненадлежащего содержания муниципального имущества главе администрации Окуловского муниципального района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и в ответе на представление указано на планируемые в 2023 году частичный ремонт кровли здания МБУК «Кулотинский ГДК» и в 2025-2026 годах строительство нового здания дома культуры.

Изложенное свидетельствует о том, что на момент рассмотрения гражданского дела необходимый, согласно заключению строительно – технической экспертизы многоэтажного нежилого здания, подготовленному ООО «Строительная компания «Зодчий», ремонт здания учреждения культуры не выполнен и здание учреждения культуры не может надлежащим образом использоваться в полном объеме по назначению. Доводы представителя администрации Окуловского муниципального района о необоснованности исковых требований не подтверждены надлежащими доказательствами, а выводы заключения строительно – технической экспертизы не опровергнуты, при том, что указанная сторона не усмотрела оснований к назначению судебной строительно – технической экспертизы, находя достаточными представленные возражения в опровержение выводов заключения строительно – технической экспертизы.

Согласно ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09 октября 1992 года № 3612-1, организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений. Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения, в том числе осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату; обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению в соответствии с федеральным законом. Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований к МБУК «Кулотинский ГДК» и полагает необходимым в исковых требованиях к органу местного самоуправления о возложении обязанности осуществить ремонт здания учреждения культуры отказать, поскольку при государственной регистрации права оперативного управления за МБУК «Кулотинский ГДК» на здание учреждения культуры у собственника последнего прекращена обязанность по выполнению соответствующего вида работы, при том, что исковые требования о возложении на орган местного самоуправления обязанности профинансировать ремонт здания учреждения культуры не заявлены, а суд не вправе выйти за пределы заявленных исковых требований, поскольку в силу присущего гражданскому судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право тем или иным образом (ст. 196 ГПК РФ).

Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, выслушав стороны, полагает, что срок для выполнения требований и.о. прокурора Окуловского района Новгородской области необходимо определить как период времени в 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок будет являться разумным и реальным для исполнения.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ст. 103 ГПК РФ), в связи с чем с ответчика МБУК «Кулотинский ГДК» в бюджет согласно нормативу отчислений, установленному бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой была освобождена и.о. прокурора Окуловского района Новгородской области в силу ст. 333.36 НК РФ. Размер государственной пошлины определен судом согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. прокурора Окуловского района Новгородской области к муниципальному бюджетному учреждению культуры Окуловского муниципального района «Кулотинский городской Дом культуры» удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры Окуловского муниципального района «Кулотинский городской Дом культуры» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в здании муниципального бюджетного учреждения Окуловского муниципального района «Кулотинский городской Дом культуры», расположенном по адресу Новгородская область, Окуловский район, п. Кулотино, пр. Советский, д. 2, выполнить ремонт наружных слоев конструкции фундамента, а также выполнить отмостку по всему периметру здания, выполнить ремонт вертикальных несущих конструкций здания и конструкций перекрытий здания, выполнить ремонт кровли здания.

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Окуловского района Новгородской области к администрации Окуловского муниципального района отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры Окуловского муниципального района «Кулотинский городской Дом культуры» в бюджет Окуловского муниципального района Новгородской области государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                          А.С. Гусева

Решение изготовлено в окончательной форме 19 июля 2023 года.

Судья                          А.С. Гусева

2-536/2023 ~ М-408/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Окуловского района
Ответчики
администрация Окуловского муниципального района
МБУ "Кулотинский городской дом культуры"
Другие
администрация Кулотинского городского поселения
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Судья
Гусева Анастасия Сергеевна (11)
Дело на странице суда
okulovsky--nvg.sudrf.ru
31.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2023Передача материалов судье
02.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Подготовка дела (собеседование)
19.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2024Дело оформлено
16.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее