К делу № 2-2427/23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 17 ноября 2023 года
Судья Темрюкского районного суда Краснодарского Зенина А.В.
при секретаре Беловой Я.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искуФедерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО11, ФИО2,ФИО5 об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем его выкупа,
У С Т А Н О В И Л :
Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») обратилось в суд с иском к ответчикам об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем его выкупа, обосновывая свои требования тем, что Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ №-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керчь (на Симферополь),подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь на участке км73- км 100, <адрес>».
Документация по планировке территории вышеуказанного объекта, утверждена распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Внесены изменения в документацию по планировке территории распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ №-Р.
Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ №-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том земельного участка площадью 609 кв.м с кадастровым номером <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества ФКУ Упрдор «Черноморье» подготовлены проекты соглашений с ответчиками, пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена общая выплата правообладателям денежных средств в размере – 10650 руб.
Проекты соглашений для ознакомления и последующего принятия решениябыли направлены Ответчикам заказными письмами от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно почтовым уведомлениям, проекты соглашений с отчетом об оценке были получены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени соглашения не подписаны.
В связи с тем, что Прийма Т.Т. и Скрипникова А.Т. не подписали соглашения на условиях, содержащихся в проекте, ФКУ Упрдор «Черноморье» вынуждено обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка в целях обеспечения реализации проекта.
Представитель ФКУ Упрдор «Черноморье» в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает в полном объеме.
Прийма Т.Т. в судебное заседание не явилась, представив в суд письменный отзыв, где просила в удовлетворении исковых требований отказать, а также просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Максименко А.И., Скрипникова А.Т. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при вынесении решения полагаются на усмотрение суда.
ООО «Арктика» в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.
Информация о судебном заседании также опубликована на официальном сайте Темрюкского районного суда <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем, суд полагает возможным в силу п.4 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, приходит к следующему.
Общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским (ст. ст. 279 - 282), Земельным (ст. ст. 49, 56) кодексами РФ и Федеральными законами от 05.04.2013№-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 254-ФЗ.
В соответствии со ст. ст. 281, 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого объекта недвижимости не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4, для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения или линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - в соответствии с земельным законодательством с учетом особенностей, установленных частями 1 - 3, 5, 6, 9 - 14, и статьей 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 9 ст. 4 № 254-ФЗ в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 10 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ, в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.
В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество (п. 12 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ).
Ограничения (обременения) в виде запрещения сделок с имуществом и ареста подлежат прекращению на основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ.
Так, на основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ вступивший в законную силу судебный акт об изъятии недвижимого имущества и (или) заключенное соглашение об изъятии недвижимого имущества являются основаниями для прекращения ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц на изъятое недвижимое имущество по поданному без доверенности от правообладателя изымаемого недвижимого имущества заявлению органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ, а также п. 13 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности и досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчикамПрийма Т.Т. и Скрипниковой А.Т.на праве собственности по ? принадлежитземельный участок с кадастровым номером <адрес>
<адрес>
Документация по планировке территории вышеуказанного объекта, утверждена распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Внесены изменения в документацию по планировке территории распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ №-Р.
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Из пункта 2 вышеуказанного распоряжения следует, что ФКУ Упрдор «Черноморье» необходимо обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
<адрес>
В соответствии с отчетом об оценке от № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «Арктика», определена величина убытков, причиненных правообладателю изъятием вышеуказанного объекта недвижимости в размере 10 650 руб.
С учетом доли гражданина в праве общедолевой собственности, согласно информационного письма от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Арктика», ответчикам подлежит выплата: ФИО1 – 5325 руб., ФИО5 – 5325 руб.
Согласно часть 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно--правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Особенности проведения экспертизы отчета об определении отдельного вида стоимости объекта оценки (в частности, кадастровой стоимости), в том числе в части подтверждения стоимости объекта оценки (далее - особенности проведения экспертизы отчета), устанавливаются федеральным стандартом оценки. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Вышеуказанный отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно--правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов, и правил оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в СРО Региональная ассоциация оценщиков (экспертное заключение №).
Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества путем выкупа земельного участка, ФКУ Упрдор «Черноморье» были подготовлены проекты соглашений с ответчиками, пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена общая выплата правообладателям денежных средств в размере - 10650 руб. 00 коп.
Проекты соглашений для ознакомления и последующего принятия решения были направлены ответчикам заказными письмами от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно почтовым уведомлениям, проекты соглашений с отчетом об оценке были получены ответчиками ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени соглашения не подписаны.
В связи с тем, что Прийма Т.Т. и Скрипникова А.Т. не подписали соглашения на условиях, содержащихся в проекте, ФКУ Упрдор «Черноморье» вынуждено обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка в целях обеспечения реализации проекта.
Разрешая исковые требования, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что соглашение ответчиками до настоящего времени не подписано.
Доводы жалобы ответчика о том, что ответчик не согласен с предложенной истцом ценой земельного участка и величиной убытков, причиненных ответчику изъятием земельного участка в размере 5 325 рублей не является равноценной, судом отклоняется.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 10 п. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.
Одновременно пунктом 12 названной статьи предусмотрено, что в случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.
Вышеуказанными нормами специального законодательства определен специальный порядок изъятия участка, обеспечивающий ускоренное изъятие с обеспечением предварительного возмещения стоимости имущества в неоспариваемой собственником части.
При этом, по смыслу пункта 12 статьи 10 Закона 43-ФЗ, указание в судебном решении стоимости, определенной отчетом об оценке, выполненным по заказу органа исполнительной власти, не препятствует оспариванию данного отчета, а также возможности предъявления требования о доплате возмещения в случае установления судом в результате рассмотрения спора о законности и достоверности отчета занижения размера возмещения.
Дополнительные гарантии собственнику также установлены системой ответственности оценщика и страхования указанной ответственности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что разногласия по размеру возмещения не являются предметом рассмотрения в деле по иску о принудительном изъятии объектов недвижимости (в том числе земельных участков), изымаемых в соответствии с федеральным Законом № 43-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ при расчете размера возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков стоимости изымаемого недвижимого имущества указанная стоимость определяется на день, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, для целей размещения которого осуществляется изъятие недвижимого имущества, исходя из разрешенного использования земельных участков на день, предшествующий утверждению документации по планировке территории, предусматривающей размещение данного объекта.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
В исковом заявлении истец также просит применить положения ст. 212 ГПК РФ, согласно которой суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)». В рамках данной федеральной целевой программы выделена подпрограмма «Дорожное хозяйство».
Целями указанной подпрограммы являются: развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, которая позволит обеспечить увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения; обеспечение устойчивого функционирования автомобильных дорог федерального значения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым применить положения ст. 212 ГПК РФ иобратить решение судак немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковое заявление Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО12 ФИО2,ФИО5 об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем его выкупа удовлетворить.
Изъять для федеральных нужд путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <адрес>
<адрес>
<адрес>
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции, в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Темрюкского
районного суда А.В. Зенина