Дело №...
11RS0№...-57
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Васевчик Е.П.
при секретаре Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 20 марта 2023 года гражданское дело по иску Печорского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Заместитель Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования расположенного по адресу: Республика Коми, **********А, путем оборудования объекта системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в срок до **.**.**. В обоснование требований истец указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории муниципального района «Печора». В ходе проверки установлено, что зданию по адресу: Республика Коми, **********А, где осуществляет образовательную деятельность МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» **********, присвоена четвертая категория опасности. В нарушение подпункта «г» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** №... объект МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», не оборудован.
В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Роик И.С. на иске настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика директор МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** Болелая Е.Н. с иском согласилась, указав, что до 2024г. запланировано выделение финансирования и подключение школы к Системе передачи тревожных сообщений.
Судом для участия в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования МР «Печора».
Дело рассматривалось в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от **.**.** №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии со статьей 5 указанного закона выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пункт 4 статьи 3 указанного закона определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В силу положений статьи 9 Федерального закона от **.**.** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
По смыслу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** №... утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу пункта 17 указанных требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Подпункт "г" пункта 24 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального района «Печора» осуществляет образовательную деятельность МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» **********, расположенная по адресу: Республика Коми, **********А, которой в соответствии с пунктом 13 Требований по антитеррористической защищенности объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** №..., присвоена четвертая категория опасности, что подтверждается паспортом безопасности объекта.
Проведенной Печорской межрайонной прокуратурой проверкой на предмет соблюдения МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** требований к антитеррористической защищенности объектов в сфере образования, установлено, что образовательное учреждение не оборудовано системой передачи тревожных сообщений или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
**.**.** прокурором в адрес директора МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое до настоящего времени не исполнено.
По информации МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** было направлено ходатайство в адрес УО МР «Печора» о подключении школы к системе тревожных сообщений.
В соответствии с п.1.24 Устава МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» **********, утвержденного приказом Управления образования МР «Печора» от **.**.** 442 (2), учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
Учредителем и собственником имущества школы является Муниципальное образование муниципального района «Печора». Функции и полномочия учредителя от имени Муниципального образования муниципального района «Печора» осуществляет Управление образования муниципального района «Печора».
Таким образом, МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** как образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ответу Отдела вневедомственной охраны по ********** - филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми» от **.**.**, ввиду значительной удаленности здания МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** расположенного по адресу: Республика Коми, **********А, от зоны действия ПЦО ОВО по ********** – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми», оперативное реагирование на сигнал «Тревога» группой задержания невозможен.
При таких обстоятельствах, оснащение спорного объекта системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в рассматриваемом деле технически и организационно невозможно.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что объект МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** по адресу: Республика Коми, **********А, не соответствует предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности, тогда как принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в том числе права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.
Таким образом, исковые требования Печорского межрайонного прокурора в части возложения на ответчика обязанности по оборудованию объекта системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» ********** (ИНН 1105012414) в срок до **.**.** устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенного по адресу: Республика Коми, **********А, путем оборудования объекта системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Васевчик
Мотивированное решение составлено **.**.**.