Дело № 2 – 659/2023, УИД RS 0010-01-2022-002565-38
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего - судьи Ильиной Н.Н.,
с участием истца Порошиной Т.В.,
представителя ответчика Кандаловой А.А., действующей на основании доверенности № от 19 сентября 2022 года, сроком на один год,
при помощнике судьи Саповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске
13 февраля 2023 года
гражданское дело по иску Порошиной Татьяны Васильевны к Управлению городского развития Киселёвского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в списки граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий шахты Краснокаменская, предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Порошина Т.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику Управлению городского развития Киселёвского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в списки граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий шахты Краснокаменская, предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ,
Исковые требования мотивирует тем, что она состояла в зарегистрированном браке с П.Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ. В период совместной жизни они 16.10.2005года приобрели жилой дом по <адрес> Договор оформили частной распиской. С 2005года они стали проживать в указанном жилом доме.31.03.2012года они оформили договор купли продажи и зарегистрировали с супругом право совместной собственности на указанный жилой дом за №. ДД.ММ.ГГГГ П.Н.И. умер. После его смерти Порошина Т.В.на основании свидетельства о праве на наследство зарегистрировала право на ? долю в праве собственности на жилой дом по <адрес>, принадлежащий ее умершему супругу П.Н.И.
С 2005 года Порошина Т.В. и по настоящее время проживает в указанном жилом доме, где зарегистрирована с 15.07.2008года. Иной жилой недвижимости она не имеет.
Заключением СФ ОАО ВНИМИ № от 24сентября 2021года жилой дом по адресу: <адрес> в котором она проживает, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Краснокаменская» и подлежит сносу. Ей находиться в доме не безопасно, так как он разрушается.
Она обращалась в управление городского развития Киселёвского городского округа с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого жилого по <адрес>
Управление городского развития отказало ей в предоставлении социальной выплаты, указав, что она не включена в списки граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной угольной шахты «Краснокаменской», потому что она была зарегистрирована в доме после принятия решения о ликвидации шахты «Краснокаменская».
Считает отказ управления городского развития Киселёвского городского округа в предоставлении ей социальной выплаты неправомерным, так как ее жилой дом по <адрес> признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Краснокаменская» и подлежащим сносу на основании заключения СФ ОАО ВНИМИ № от 24 сентября 2021года, на дату ликвидации шахты она постоянно проживала в данном жилом доме.
Она не обеспечена иным жильём и нуждается в социальной поддержке государства.
На основании изложенного истица просит обязать Управление городского развития Киселёвского городского округа, Министерство энергетики Российской Федерации включить ее в списки граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий шахты Краснокаменская, заключить с ней договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного в <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчёта стоимости жилья 33 кв.м для одиноко проживающих граждан.
Истец Порошина Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – управления городского развития Киселёвского городского округа – Кандалова А.А. в судебном заседании оставляет решение вопроса на усмотрение суда.
Ответчик Министерство Энергетики Российской Федерации о дне рассмотрения извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв по иску.
Третье лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» о дне рассмотрения извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв по иску.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика Управления городского развития Киселевского городского округа, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Порошиной Т.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтёрских городов и посёлков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 (в ред. от 28 сентября 2016 года).
Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утверждённых проектов ликвидации шахт.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с пунктом 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и в дальнейшем могут быть уточнены в следующих случаях:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включёнными (включённым) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включённого в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включённого в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учёта по месту жительства в ветхом жилье.
При этом предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.
Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации ООО Шахта «Краснокаменская», то есть на 11.07.2012 года, отсутствие иного жилья.
Указания на то, что выплаты на приобретение жилья носят характер компенсаций, выплачиваемых взамен признанного непригодным для проживания жилья, в постановлении Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года и в иных нормативных актах, регламентирующих основания и порядок таких выплат, не имеется.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нём регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
По данному делу приведённая выше совокупность обстоятельств имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Порошина Т.В. является собственником жилого дома по <адрес>, 31 марта 2012года, выдано свидетельство о государственной регистрации права №(л.д. 21,26,27)
В указанном жилом доме значится зарегистрированной Порошина Т.В. с 15.07.2008года (л.д.41).
Заключением СФ АО ВНИМИ № от 24 сентября 2021года жилой дом, расположенный по <адрес>, признан ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Краснокаменская».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 7.09.2022года № сведения о правах Порошиной Т.В. на иные жилые помещения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В данном случае право пользования жилым домом по <адрес> у Порошиной Т.В. возникло до признания дома непригодным для проживания 24 сентября 2021года и формирования списков 24.06.2016года, в указанном доме Порошина Т.В. постоянно проживает с 15.07.2008года и по настоящее время, в момент принятия решения о ликвидации угольной шахты (11.07.2012года), до настоящего времени там постоянно проживает, социальные выплаты за указанное жилое помещение никому предоставлены не были, другого жилого помещения Порошина Т.В. в собственности или пользовании не имеет. Законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат.
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет требования истца Порошиной Т.В. о включении её в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах. С учётом указанных положений закона, а также изложенных обстоятельств и исследованных доказательств, истцу должна быть предоставлена социальная выплата для приобретения жилья, с заключением соответствующего договора.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
обязать Управление городского развития Киселёвского городского округа, Министерство Энергетики Российской Федерации включить Порошину Татьяну Васильевну в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Краснокаменская», заключив с ней договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчёта стоимости жилья 33 кв.м для одиноко проживающих граждан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через суд принявший решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 20 февраля 2023года.
Председательствующий: Н.Н. Ильина
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке