УИД 32RS0031-01-2023-000532-52
Дело № 2-476/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 сентября 2023 года г. Трубчевск
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Зарубо И.В.,
при секретаре Мамыкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Трубчевского муниципального района Брянской области к Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о признании права муниципальной собственности на автомобильные дороги
УСТАНОВИЛ:
Администрация Трубчевского муниципального района Брянской области (далее - администрация) обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что до ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципальной собственности Телецкого сельского поселения Трубчевского муниципального района находилась автомобильная дорога, расположенная по <адрес> протяженностью 178 м, и автомобильная дорога-тротуар, расположенная по <адрес>, протяженностью 786 м, которые были приняты в собственность Трубчевского муниципального района <адрес>.
Во исполнение решений Трубчевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора о понуждению к совершений действий по гражданскому делу № и №, администрация совершила действия направленные на регистрацию права собственности на указанные автомобильные дороги, а именно, в целях постановки автомобильных дорог на государственный кадастровый учет, были подготовлены технические планы, с уточнением протяженности автомобильных дорог, собран пакет документов, который был предоставлен в регистрирующий орган, для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрации за муниципальным образованием права собственности.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> приостановило государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на автомобильные дороги, в связи с тем, что администрация не предоставила документы, подтверждающие право собственности Трубчевского городского поселения на указанные объекты недвижимого имущества.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать за муниципальным образованием «Трубчевский муниципальный район <адрес>» право собственности на указанные автомобильные дороги в судебном порядке.
В судебное заседание представитель администрации Трубчевского муниципального района <адрес> не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – Телецкой сельской администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение дела оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ является признание права.
Частью 3 ст. 212 ГК РФ определено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Основания приобретения права собственности установлены ст. 218 ГК РФ, в соответствии с п. 3 которой предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое не зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что в состав территории Трубчевского муниципального района <адрес> входит Телецкое сельское поселение Трубчевского муниципального района, на территории которого в <адрес> находится автомобильная дорога местного значения, протяженностью 178 м, а также в <адрес> находится автомобильная дорога-тротуар протяженностью 786 м (спорное имущество).
Указанные автомобильные дороги были приняты в безвозмездную собственность Трубчевского муниципального района <адрес> по акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ от Телецкого сельского поселения Трубчевского муниципального района на основании решения Телецкого сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче ….» и решения <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии в собственность Трубчевского муниципального района автомобильных дорог сельских поселений».
Указанные автомобильные дороги внесены в реестр казны Трубчевского муниципального района под № и №
Решениями Трубчевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № и № удовлетворены исковые требования прокурора <адрес>, на администрацию Трубчевского муниципального района возложены обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, совершить действия, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с целью постановки на государственный кадастровый учет автомобильной дороги (тротуар), расположенной по <адрес>, и автомобильной дороги расположенной по <адрес>
Администрацией во исполнение судебного решения были заказаны кадастровые работы, подготовлены технические планы, в которые внесены характеристики и описания местоположения объектов недвижимости, сведения о характерных точках контуров объекта, уточнена протяженность автомобильных дорог, данные обстоятельства подтверждены представленными в дело техническими планами, подготовленными кадастровым инженером П от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно техническому плану сооружение дорожного транспорта – автомобильная дорога в <адрес> имеет протяженность 178 м, год завершения строительства объекта - ДД.ММ.ГГГГ; расположена в кадастровом квартале №, на земельном участке с кадастровым номером №.
Сооружение дорожного транспорта – автомобильная дорога (тротуар) в <адрес> имеет протяженность 786 м, год завершения строительства объекта - ДД.ММ.ГГГГ; расположена в кадастровом квартале №, №, №, на земельном участке с кадастровым номером №, и земельном участке с кадастровым номером №.
Администрацией в Управление Росреестра по <адрес> были поданы документы об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении спорных объектов. Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ регистрация спорных объектов недвижимости была приостановлена, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности Трубчевского городского поселения на автомобильные дороги. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности на спорное имущество.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что указанные объекты недвижимости - автомобильные дороги в реестре государственного имущества <адрес>, а также в реестре федеральной собственности РФ не значатся, что подтверждается письменной информацией Управления имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что вышеуказанными объектами недвижимого имущества с ДД.ММ.ГГГГ (более 8 лет) владеет Трубчевский муниципальный район <адрес>, который несет все расходы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В силу ч. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ
автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Кроме того, п. 11 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что дороги общего пользования, которым присвоен статус дороги муниципального, регионального значения, передаются владельцу дороги на соответствующем вещном праве.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Указанные положения содержатся и в п. 5 ст. 9 Устава Трубчевского муниципального района Брянской области, регламентирующие дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (п.6).
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.
Включение автомобильных дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления таких автомобильных дорог за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
В рамках классификации, установленной Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ спорные автомобильные дороги, являются дорогами общего пользования местного значения, находятся в границах Телецкого сельского поселения, не включены в состав имущества иных правообладателей, в том числе государственного имущества <адрес> либо федеральной собственности, а поскольку решением администрации спорное имущество было передано из собственности сельского поселения в собственность муниципального района, то относится к собственности Трубчевского муниципального района <адрес>.
Таким образом, с учетом отсутствия возражений Телецкой сельской администрации, суд считает возможным признать право муниципальной собственности Трубчевского муниципального района <адрес> на сооружения дорожного транспорта - автомобильную дорогу, расположенную в <адрес> и автомобильную дорогу-тротуар, расположенную в <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Трубчевского муниципального района <адрес> к Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на автомобильные дороги - удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования «Трубчевский муниципальный район <адрес>» на сооружение дорожного транспорта – автомобильную дорогу, протяженностью 178 метров, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Признать право собственности муниципального образования «Трубчевский муниципальный район <адрес>» на сооружение дорожного транспорта – автомобильную дорогу-тротуар, протяженностью 786 метров, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, и земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.В. Зарубо