?Дело № 2-119/2023
УИД № 17RS0011-01-2023-000097-76
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 июля 2023 года с. Самагалтай
Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Шавыраа Б.К., при секретаре Соян А.С., с участием представителя истца – помощника прокурора Шыырапа Б.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Тес-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Тес-Хемского района, к администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства об обращении с отходами производства и потребления,
установил:
И.о. прокурора Тес-Хемского района Куулар С.С. обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчиков устранить нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления, указав в обоснование, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что образовательным учреждением <данные изъяты> Тес-Хемского района организовано накопление отходов с нарушением требований п.п. 216 и 220 СанПиНа 2.1.3684-21 от 28.01.2021 года, а именно отходы от каменного угля (золы) высыпаются на землю, не оборудован временный склад по хранению отходов угля (золы), поверхность площадки не имеет твердого покрытия, не защищена от воздействия атмосферных осадков. Отходы сброшены на почвенный покров, не укрыты от воздействия атмосферных осадков и ветров. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района директору <данные изъяты> Тес-Хемского района внесено представление, на который представлен ответ о неустранении выявленных нарушений ввиду отсутствия финансовых средств в бюджете учреждения. Действиями <данные изъяты> Тес-Хемского района нарушаются права лиц, проживающих на территории сумона У-Шынаанский на благоприятную окружающую среду. Просит обязать <данные изъяты> Тес-Хемского района в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения путем сооружения временного склада или открытой площадки, поверхность которой для хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрыть брезентом или оборудовать навес), поверхность площадки для сбора и накопления отходов от каменного угля оборудовать искусственным водонепроницаемым и химическим стойким покрытием в виде асфальта или керамзибетона (полимербетона, керамической плитки), и обязать администрацию Тес-Хемского кожууна Республики Тыва профинансировать указанные мероприятия по устранению нарушений природоохранного законодательства об обращении с отходами производства и потребления.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Тес-Хемского района Шыырап Б.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Тес-Хемского района Республики Тыва на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств не заявлял.
Представитель ответчика <данные изъяты> Тес-Хемского района на судебное заседание не явилась, в письменном заявлении изложено несогласие с исковыми требованиями прокурора.
Представитель заинтересованного лица - Управления образования Тес-Хемского района Республики Тыва на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2022 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах.
Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, о чем указано в Федеральном законе от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ст. ст. 4, 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с п.216 СанПиНа 2.1.3684-21 от 28.01.2021 года установлено, что накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Также п.220 СанПиНа 2.1.3684-21 от 28.01.2021 года предусмотрено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В силу ст.13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Как установлено судом из представленных материалов, прокуратурой Тес-Хемского района проведена проверка соблюдения исполнения законодательствав сфере природоохранного законодательства.
Из представления прокурора от 16 марта 2023 года, внесенного на имя директора <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун» следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что образовательным учреждением организовано накопление отходов с нарушением требований п.п.216 и 220 СанПиНа 2.1.3684-21 от 28.01.2021 года, а именно – отходы от каменного угля (золы) хранятся и высыпаются на землю, не оборудован временный склад по хранению отходов угля (золы), поверхность площадки не имеет твердого покрытия, не защищена от воздействия атмосферных осадков, также в деятельности образовательного учреждения выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.
28 марта 2023 года на представление №37-02-2023 директором <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун» направлен ответ о том, что по результатам рассмотрения представления выявленные нарушения подтвердились, принимаются меры по устранению выявленных нарушений, в связи с отсутствием в бюджете предусмотренных денежных средств устранение в установленный срок не представляется возможным.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком не выполняется возложенная законом обязанность по организации сбора и накопления отходов от каменного угля (золы) на почвенном покрове, не укрытом от воздействия атмосферных осадков и ветров, не оборудовании поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием в соответствии с санитарными нормами и правилами, в связи с этим суд признает требования прокурора обоснованными, полагая, что не принятие указанных в иске прокурора мер создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории сумона У-Шынаа, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
При таких обстоятельствах, суд возлагает обязанность на администрацию <данные изъяты> Тес-Хемского района принять меры по сооружению временного склада или открытой площадки, поверхность которой для хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрыть брезентом или оборудовать навес); поверхность площадки для сбора и накопления отходов от каменного угля должна быть оборудована искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием в виде асфальта или керамзитобетона (полимербетона, керамической плитки).
Отсутствие требуемого финансирования не освобождает администрацию образовательного учреждения от исполнения возложенных действующим законодательством обязанностей.
Переходя к требованию прокурора о возложении на администрацию Тес-Хемского кожууна обязанности профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства об обращении с отходами производства и потребления суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 13 ч.1 ст. 4 Устава муниципального района «Тес-Хемский кожуун» Республики Тыва, утвержденного решением Хурала представителей муниципального района «Тес-Хемский кожуун» Республики Тыва № 1 от 12 февраля 2019 года, к вопросам местного значения относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, действующим законодательством прямо предусмотрена ответственность за несоблюдение требований природоохранного законодательства.
Согласно п. 5 ч. 1 ст.9Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по охране окружающей среды является обязанностьюне только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанныхвыделитьсредства при недостаточности денежных средств у образовательного учреждения для организации деятельности по устранению нарушений природоохранного законодательства об обращении с отходами производства и потребления.
Поскольку образовательной организацией не созданы условиядля организации сбора и накопления отходов от каменного угля (золы) на почвенном покрове, не укрытом от воздействия атмосферных осадков и ветров, не оборудовании поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием в соответствии с санитарными нормами и правилами, и администрация муниципального района «Тес-Хемский кожуун РТ» является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к муниципальным бюджетным и казенным образовательным учреждениям, суд приходит выводу о том, что прокурором заявлены обоснованные требованияовыделении финансированияк надлежащему ответчику, которым является администрация муниципального района «Тес-Хемский кожуун РТ».
Таким образом, исковые требования и.о. прокурора Тес-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Для реального исполнения решения суда суд считает необходимым установить срок исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, считая данный срок разумным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Тес-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> Тес-Хемского района в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства об обращении с отходами производства и потребления путем сооружения временного склада или открытой площадки, поверхность которой для хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрыть брезентом или оборудовать навес), поверхность площадки для сбора и накопления отходов от каменного угля оборудовать искусственным водонепроницаемым и химическим стойким покрытием в виде асфальта или керамзибетона (полимербетона, керамической плитки).
Обязать администрацию Тес-Хемского района Республики Тыва в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятия по сооружению временного склада или открытой площадки, поверхность которой для хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрыть брезентом или оборудовать навес), поверхность площадки для сбора и накопления отходов от каменного угля оборудовать искусственным водонепроницаемым и химическим стойким покрытием в виде асфальта или керамзибетона (полимербетона, керамической плитки) на территории <данные изъяты> Тес-Хемского района Республики Тыва.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2023 (с учетом выходных дней).
Председательствующий Б.К. Шавыраа