Дело №2-1517/2023
УИД №18RS0003-01-2022-003961-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2023 года г. Ижевск УР
Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Шахтина М.В.,
при секретаре Медведевой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ложкина ВВ к САО «РЕСО-Гарантия» о признании незаконным одностороннего расторжения договора, признании договора действующим,
у с т а н о в и л :
ФИО1 (далее по тексту – Истец) обратился в суд с исковыми требованиями к САО «РЕСО-Гарантия» (далее по тексту – Ответчик) о признании незаконным одностороннее расторжение договора ОСАГО серии ХХХ <номер> от 06.12.2021г., заключенного между САО «РЕСО-Гарантия» и ФИО1; признании договора ОСАГО ХХХ <номер> от 06.12.2021г, заключенного между САО «РЕСО-Гарантия» и ФИО1 действующим на период его заключения с 00 час. 00 мин. 14.12.2021г. по 24 час. 00 мин. <дата>; возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Исковые требования мотивированы следующим образом.
06.12.2021г. между Страховым акционерным обществом «РЕСО - Гарантия» и ФИО1 заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховой полис ХХХ <номер>) транспортное средство: Hyundai Solaris, VIN <номер>, грз. <данные изъяты>18, срок страхования с 00 час. 00 мин. 14.12.2021г. по 24 час. 00 мин. <дата>.
Данный договор страхования в одностороннем порядке был прекращен Страховщиком «14» декабря 2021г. по мотиву предоставления неполных/ недостоверных сведений со стороны Страхователя.
Истец полагает, что у САО «РЕСО-Гарантия» отсутствовали законные основания для расторжения в одностороннем порядке договора обязательного страхования. Односторонний отказ от договора ОСАГО является незаконным и нарушает права истца как потребителя в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, обеспечил явку в суд своего представителя по доверенности.
В судебном заседании представитель Истца ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, просит их удовлетворить, указал, что в период действия договора страхования от Ответчика в адрес Истца поступило уведомление о досрочном прекращении полиса ОСАГО по мотивам предоставления недостоверных сведений при его заключении. Не согласившись с этим, Истец обратился в адрес Ответчика с досудебным требованием, в котором просим отменить решение о досрочном прекращении полиса ОСАГО, а также предоставить информацию о том, какие именно сведения, по мнению Ответчика, были недостоверными в момент заключения договора Страхования. Поскольку при заключении договора ОСАГО указаны достоверные сведения, страховая компания не указала, какая информация не соответствует действительности. Досудебное требование было оставлено Ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Также представитель Истца отметил, что Ответчиком не доказан факт предоставления Истцом недостоверных сведений при заключении полиса ОСАГО.
В судебное заседание представитель ответчика САО «РЕСО-Гарантия» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений по существу иска не представил.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения представителя Истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
06.12.2021г. между Страховым акционерным обществом «РЕСО - Гарантия» и ФИО1 заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховой полис ХХХ <номер>) транспортное средство: Hyundai Solaris, VIN <номер>, грз. <данные изъяты>/18, срок страхования с 00 час. 00 мин. 14.12.2021г. по 24 час. 00 мин. <дата>.
14.12.2021г. САО «РЕСО-Гарантия» направило в адрес ФИО1 уведомление о расторжении вышеуказанного договора ОСАГО, в связи с выявлением предоставления при заключении договора ложных и (или) неполных сведений, имеющих существенное значение для определения страхового риска.
Исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 929 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено что, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно статье 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора 1247_1723728 3 определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 данной статьи).
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Судом установлено, что форма заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства утверждена Приложением <номер> к Положению Банка России от <дата> <номер>-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Согласно абзацу 2 пункту 1.15 «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», являющихся Приложением <номер> к Положению ЦБ РФ <номер>-П (далее – Правила ОСАГО), страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в случаях выявление ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.
Как следует из пункта 1 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Согласно п. 1.6. Правил ОСАГО для заключения договора обязательного страхования владелец транспортного средства представляет страховщику документы, указанные в статье 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Действующим законодательством на страхователя возложена ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, предоставленных страховщику при заключении договора обязательного страхования.
Из материалов дела следует, что <дата> между ФИО1 и САО «РЕСО-Гарантия» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) серии ХХХ <номер> в отношении транспортного средства Hyundai Solaris государственный регистрационный номер <данные изъяты>/18, срок страхования с 00 час. 00 мин. 14.12.2021г. по 24 час. 00 мин. <дата>.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что истцом сообщены ответчику заведомо ложные сведения.
При этом, судом принято во внимание, что ответчик, являясь лицом, осуществляющим профессиональную деятельность на рынке страховых услуг и вследствие этого более сведущим в определении факторов риска, не выяснил обстоятельства, влияющие на степень риска.
Кроме того, в случае недостаточности сообщенных страхователем существенных обстоятельств либо сомнений в их достоверности страховщик мог сделать запрос в адрес страхователя для их конкретизации. Однако страховщик такой запрос не направлял и не воспользовался своим правом проверить достаточность и достоверность представленных страхователем сведений. Страховщик является лицом, осуществляющим профессиональную деятельность на рынке страховых услуг и вследствие этого более сведущим в определении факторов риска.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для досрочного прекращения ответчиком договора обязательного страхования
Таким образом, суд считает, что оснований для одностороннего досрочного расторжения договора ОСАГО от 06.12.2021г. не имелось, исковые требования ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ложкина ВВ к САО «РЕСО-Гарантия» о признании незаконным одностороннего расторжения договора, признании договора действующим, возмещении судебных расходов удовлетворить.
Признать незаконным одностороннее расторжение договора ОСАГО серии ХХХ <номер> от 06.12.2021г., заключенного между САО «РЕСО-Гарантия» и Ложкиным ВВ.
Признать договор ОСАГО серии ХХХ <номер> от 06.12.2021г., заключенный между САО «РЕСО-Гарантия» и Ложкиным ВВ, действующим на период его заключения с 00 час. 00 мин. 14.12.2021г. по 24 час. 00 мин. 13.12.2022год.
Взыскать со Страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (ОГРН 1027700042413) в пользу Ложкина ВВ (паспорт серии <данные изъяты>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2023 года.
Председательствующий судья: М.В. Шахтин