Материал № 13-869/2022
(Дело № 2-2992/2017)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 11 мая 2022 года
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Барышникова М.И., рассмотрев заявление Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о предоставлении отсрочки исполнения решения Дзержинского районного суда г. Перми от 31.08.2017,
установил:
ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Дзержинского районного суда Адрес от Дата до Дата.
Заявленные требования мотивированы тем, что решением Дзержинского районного суда Адрес от Дата по делу № на ОАО «РЖД» возложена обязанность по проведению оценки уязвимости железнодорожной станции «Осенцы». Дата возбуждено исполнительное производство №-ИП. ОАО «РЖД» не имеет возможности исполнить решение суда в установленный срок. План ОТБ ОТИ станции «Осенцы» разработан на основании утвержденных в 2017 году результатов оценки уязвимости (Дата), проведенной в соответствии с требованиями №. План ОТБ ОТИ станции «Осенцы» разработан в феврале 2018 года, но не направлен на утверждение в Росжелдор по причине невозможности приложения копий договоров с подразделениями транспортной безопасности, отсутствия технических средств обеспечения транспортной безопасности. До настоящего времени этапы оснащения ОТИ ОАО «РЖД» ТСОТБ, сроки исполнения этапов Правительством Российской Федерации не установлены. Дата в силу вступили новые требования №, требования № были признаны утратившими силу. Для реализации указанных требований принят ряд нормативных правовых актов. Вследствие произошедших изменений законодательства, утвержденная оценка уязвимости станции «Осенцы», разработанный план ОТБ станции «Осенцы» утратили свою актуальность, так как были разработаны в соответствии с нормативными актами, утратившими силу. В связи с произошедшими изменениями законодательства Росжелдором был направлен запрос в ОАО «РЖД» о предоставлении полных и достоверных сведений об объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта для приведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствие с нормативными правовыми актами и переформирования существующего реестра, информация необходима для принятия решения Росжелдором по отнесению их к не подлежащим категорированию и подлежащим категорированию с последующим пересмотром (при необходимости) категории на основании новых критериев категорирования. ОАО «РЖД» направило в Росжелдор необходимую информацию по объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные станции) для принятия решения по отнесению их к не подлежащим категорированию и подлежащим категорированию. Согласно уведомления Росжелдора железнодорожная станция «Осенцы» внесена в 1 раздел реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ, подлежащие категорированию), на которую необходимо проведение оценки (дополнительной оценки) уязвимости. Для выделения финансирования на проведение ДОУ на станции «Осенцы» направлены обращения в центральную дирекцию управления движением. Поступил ответ о включении станции «Осенцы» в перечень приоритетных объектов для проведения ДОУ в 2022 году, при условии выделения лимитов денежных средств на указанные цели. С учетом законодательно установленных сроков для выполнения требований законодательства в области транспортной безопасности, только минимально необходимый срок для завершения исполнения решения суда составляет 6 месяцев. С учетом законодательно установленного срока для реализации плана обеспечения транспортной безопасности ОАО «РЖД» может осуществлять реализацию плана ОТБ, включая привлечение подразделений ПТБ в срок до Дата. Также заявитель ссылается на то, что требования в отношении объектов, на которые не выделены денежные средства, а также без учета критериев ранжирования ОТИ, являются необоснованными и нарушают принципы поэтапной реализации требований законодательства о транспортной безопасности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 203.1 ГПК РФ вопросы отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в первой инстанции», при рассмотрении дел об отсрочке (рассрочке) исполнения решений суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 №104-О, вопрос о наличии обстоятельств для предоставления отсрочки исполнения судебного акта должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1, 2 ст. 19 и ч. ч. 1, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
По смыслу указанных норм права предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения суда. При этом решение вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения решения является правом суда. Предоставление отсрочки исполнения судебного решения предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих его исполнению, вместе с тем отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, что противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства.
С учётом в совокупности изложенных заявителем доводов, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Дзержинского районного суда г. Перми от 31.08.2017 постановлено: «Иск транспортного прокурора Пермской транспортной прокуратуры удовлетворить. Обязать ОАО «РЖД» в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости железнодорожной станции Осенцы Свердловской дирекции управления движением ОАО «РЖД». Обязать ОАО «РЖД» в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Осенцы Свердловской дирекции управления движением ОАО «РЖД», на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Осенцы, разработать и представить на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное агентство железнодорожного транспорта) план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры станции Осенцы Свердловской железной дороги».
Решение до настоящего времени не исполнено.
МОСП по ИПРД УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № 84660/20/59046-ИП от 29.12.2020 в отношении ОАО «РЖД» на основании исполнительного листа от 01.10.2018 ФС № 024331072 выданного Дзержинским районным судом г. Перми.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, а именно отсутствие объективной возможности, принятие иного нормативно-правового акта, отсутствие выделенных денежных средств не свидетельствуют о наличии существенных препятствий к совершению определенных действий по исполнению решения суда, не носят исключительный характер, дающий основания отсрочить исполнение решение суда, также указанные обстоятельства не освобождают должника от исполнения установленной решением суда обязанности и создают дальнейшее нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
По смыслу закона при предоставлении отсрочки суд должен исходить из начал целесообразности и необходимости защиты, прежде всего, интересов взыскателя, права которого подтверждены судебным актом.
В данном случае предоставление отсрочки исполнения решения суда на указанных заявителем условиях приведет к необоснованному затягиванию исполнения вступившего в законную силу решения и нарушению конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор обращался в суд с иском.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявления ОАО «РЖД» о предоставлении отсрочки исполнения Дзержинского районного суда г. Перми от 01.02.2018 не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 203, 224-225 ГПК РФ, суд
определил:
Отказать Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в предоставлении отсрочки исполнения решения Дзержинского районного суда г. Перми от 31.08.2017.
На определение может быть подана частная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 15 дней.
Судья М.И. Барышникова