Копия 66RS0053-01-2022-001305-66УИД
Мотивированное решение суда изготовлено 13.07.2022
Гражданское дело № 2-1507/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06.07.2022 г. Сысерть
Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Баишевой И.А., при секретаре судебного заседания Свиридовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Катаева ФИО6 (<данные изъяты>) к Администрации Сысертского городского округа о признании права на перераспределение земельных участков,
установил:
Катаев С.В. обратился с иском к Администрации Сысертского городского округа (далее - Администрация Сысертского ГО) о признании права на перераспределение земельных участков. В обоснование указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, площадью 798 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская обл<адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства. С востока указанного земельного участка расположены земли, относящиеся к государственной собственности, право на которые не разграничено.
Обратившись к ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков, получил отказ с указанием на то, что образование нового участка приводит к необоснованному сужению улицы, что противоречит подпункту 4 пункта 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указывая, что испрашиваемое перераспределение предусмотрено подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, истец просит признать за ним право на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в результате которого образуется земельный участок площадью 1134 кв.м в координатах характерных точек, указанных в исковом заявлении.
Истец Катаев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом судебной повесткой, а также публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда.
Представитель истца Терентьева Е.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом судебной повесткой, а также публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие и отсутствие истца.
Ответчик Администрация Сысертского ГО в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом судебной повесткой, а также публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суд не известила, доказательств уважительности причин неявки суду не представила.
Руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил о рассмотрении дела при данной явке в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Катаев С.В. является собственником земельного участка, с кадастровым номером №40817810604900317040, площадью 798 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства.
Из доводов стороны истца, не опровергнутых лицами, участвующими в деле, следует, что рядом (с востока) с земельным участком, принадлежащим истцу, располагаются земли государственной собственности, право на которые не разграничено.
Одной из форм образования земельных участков является их перераспределение, в результате которого образуются новые земельные участки (статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V Земельного кодекса Российской Федерации.
В статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:
- перераспределение таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение указанных выше земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно установленному порядку для заключения данного соглашения граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении.
В срок не более тридцати дней уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление и приложенные к нему документы и по результатам его рассмотрения данный орган обязан совершить одно из следующих действий:
- принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направить это решение с приложением указанной схемы заявителю;
- направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
- принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии любого из оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все имеющиеся основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из представленных истцом документов следует, что Катаев С.В. обратился в Администрацию Сысертского ГО с заявлением о перераспределении.
На указанное заявление 15.04.2022 истцу был дан ответ за №40817810604900317040 об отказе в перераспределении участка. В обоснование указано, что при формировании испрашиваемого земельного участка, в соответствии с представленной истцом схемой будет происходить необоснованное сужение улицы, что противоречит подпункту 4 пункта 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Перераспределение осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Как указано выше, перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлен пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В обоснование отказа в перераспределении ответчиком указывалось на отнесение спорной территории к местам общего пользования, а именно к сужению дороги.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность перераспределения земель при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Документация по планировке и межеванию территории, на которой находится земельный участок истца и испрашиваемая земля, ответчиком суду не представлена. Из пояснений истца, изложенных в исковом заявлении, следует, что такая документация до настоящего времени не утверждена.
Суду также не представлены сведения о том, что органами местного самоуправления в установленном законом порядке по спорной территории утверждались чертежи красных линий.
Доказательств того, что испрашиваемый участок находится в границах фактически существующих территорий общего пользования, не имеется.
Как следует из сведений ЕГРН территориальная зона С (зона ведения садоводства) граничит с востока с <адрес> в <адрес>, и образуемый участок, находясь в пределах зоны С (зона ведения садоводства) территорию <адрес> не пересекает. Испрашиваемый истцом участок также расположен в зоне С.
Согласно заключению кадастрового инженера объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства) не обнаружено в пределах перераспределяемой территории, что свидетельствует об отсутствии на земельном участке объектов общего пользования, следов использования земельного участка для общих нужд (для прохода, проезда, размещения муниципальных коммуникаций).
Образуемый участок будет в полном объеме располагаться в зоне С, его размер не будет превышать установленные предельные размеры земельных участков, его конфигурация не свидетельствует о вклинивании, вкрапливании, изломанности границ, чересполосице, не влечет невозможности размещения объектов недвижимости. Испрашиваемый истцом к перераспределению участок полностью соответствует юридическим границам смежных земельных участков, имеет правильную прямоугольную форму. Доказательств того, что испрашиваемый истцом земельный участок имеет общие границы с территорией общего пользования материалы дела не содержат, как и не содержат доказательств установления красных линий, а потому указанное ответчиком основание о сужении улицы в данном случае отсутствует. Доказательств обратного, в нарушение требования части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик Администрация Сысертского ГО суду не представила.
С учетом того, что доказательств отнесения испрашиваемого участка к землям общего пользования ни юридически, ни фактически не представлено, иных оснований для отказа в перераспределении земельных участков ответчиком не указано, суд приходит к выводу о недоказанности ответчиком наличия указанных в ответе оснований для отказа в заключении с истцом соглашения о перераспределении земельных участков.
Указанное свидетельствует о нарушении ответчиком прав и законным интересов истца, восстановление которых суд полагает возможным осуществить путем признания права истца на заключение соглашения о перераспределении (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Признать за Катаевым ФИО7 право на заключение соглашения о перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного по адресу: <адрес>, №40817810604900317040 №40817810604900317040, площадью 798 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства, и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в результате которого образуется земельный участок площадью 1 134 кв.м, в следующих координатах характерных точек:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись И.А. Баишева