УИД: 63RS0037-01-2024-002480-18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2024 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Тепловой С.Н.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1264/2024 по иску И.о. заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах Безруковой Ларисы Васильевны к Министерству здравоохранения Самарской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
И.о. заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти Мурсалова Ю.С. обратилась в суд интересах Безруковой Л.В. с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Самарской области о возложении обязанности обеспечить Безрукову Л.В. лекарственным препаратом «Сатрализумаб» в необходимом объеме в соответствии с медицинскими назначениями ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина», ФГБНУ «Научный центр неврологии», до отмены препарата лечащим врачом.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Безруковой Л.В. по вопросу обеспечения лекарственным препаратом «Сатрализумаб». Проверка показала, что руководителем Самарского центра для больных рассеянным склерозом Ниловым А.П., врачом-неврологом ФГБНУ г. Москва, ДД.ММ.ГГГГ Безруковой Л.B., был поставлен диагноз <данные изъяты> Повторно ДД.ММ.ГГГГ Безрукова JI.B. была обследована в ФГБНУ «Научный центр неврологии», в результате вставлен диагноз «Оптиконевромиелит», EDDS 4,0 баллов, рекомендован к применению лекарственный препарат «Сатрализумаб» подкожно 120 мг. Потребность в лекарственном препарате «Сатрализумаб» подкожно 120 мг., подтверждена главным внештатным специалистом МЗ СО по неврологии г.о.Тольятти, Мельником Н.В. В ГБУЗ СО «ТГП №» ДД.ММ.ГГГГ проведена врачебная комиссия, по результатам которой решено направить пакет документов на комиссию при министерстве здравоохранения Самарской области по вопросам организации обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской (лекарственной) помощи в рамках приказа МЗ СО № от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения вопроса обеспечения лекарственным препаратом «Сатрализумаб». По результатам проведения комиссии при министерстве здравоохранения Самарской области по вопросам организации обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской (лекарственной) помощи принято решение главному врачу ГБУЗ СО «ТГП №» взять на контроль оказание медицинской помощи пациентке Безруковой Л.В. Рекомендовано рассмотреть вопрос об организации терапии пациентке лекарственным препаратом «Сатрализумаб» в условиях федерального государственного бюджетного научного учреждения по профилю заболевания. Управлению медицинского страхования министерства совместно с главным внештатным специалистом по неврологии и руководителям лечебно- консультативного центра для больных с рассеянным склерозом разработать подгруппу КСГ для организации оказания помощи пациентам с оптиконевромиелитом. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ проведена медико-социальная экспертиза. По результатам проведения медико-социальной экспертизы Бюро МСЭ принято решение - Безруковой Л.В., инвалидность не установлена. Руководителем Самарского центра для больных рассеянным склерозом Ниловым А.П., врачом-неврологом ФГБНУ г. Москва, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ подтверждены раннее данные рекомендации по назначению терапии лекарственным препаратом «Сатрализумаб», ДД.ММ.ГГГГ года проведено повторное заседание МСЭ в отношении Безруковой JI.B., по результатам принято решение- инвалидность не установлена. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ проведена повторная врачебная комиссия ГБУЗ СО «ТГП №», по результатам которой принято решение: Безруковой Л.В. показано лечение лекарственным препаратом «Сатрализумаб» согласно рекомендациям руководителя Самарского центра для больных рассеянным склерозом врача- невролога Нилова А.И от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендациям специалистов ФГБНУ г. Москва от ДД.ММ.ГГГГ В связи с необеспечением лекарственным препаратом, Безрукова J1.B. направила обращение в Министерство здравоохранения Самарской области с просьбой обеспечить лекарственным препаратом «Сатрализумаб». Министерство здравоохранения Самарской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ № отказало в обеспечении лекарственного препарата со ссылкой, на отсутствие правовых оснований для льготного обеспечения в амбулаторных условиях за счет территориальной и федеральной программ ЛЛО. Учитывая вышеизложенное, нельзя признать правильными доводы ГБУЗ СО «ТГП №», Министерства здравоохранения Самарской области о том, что обеспечение Безруковой Л.В. необходимым по жизненным показаниям лекарственным препаратом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено. Назначение по жизненным показаниям лекарственного препарата «Сатрализумаб» является единственным возможным вариантом лечения Безруковой Л.В., а отказ Министерства здравоохранения Самарской области в обеспечении ее этим препаратом нарушит ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством. В связи с чем, истец обратился в суд с указанными требованиями.
Представитель прокурора Филимонова К.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, также просила обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель Безруковой Л.В. – Афонин А.Г., действующий на основании доверенности в судебном заседании иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ответчик об отложении судебного заседания не ходатайствовал, о причинах неявки суду не сообщил. Суд учитывает, что информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на интернет-сайте суда и является общедоступной.
На основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание согласие представителя истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника № 2» Министерства управления финансами Самарской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав явившиеся стороны, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Иск подан по результатам проверки по обращению Безруковой Л.В. по вопросу обеспечения лекарственным препаратом «Сатрализумаб». В этой связи подача прокурором иска в суд правомерна.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В качестве способа защиты интересов общества и государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации, как социального государства, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. При этом приоритетной является защита права граждан на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу положений ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», консилиум врачей – совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного Федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497 (далее – Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1) и с 50-процентной скидкой (приложение N 2).
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Самарской области от 22 декабря 2022 года № 1209 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение: закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе: в отношении взрослых в возрасте 18 лет и старше - за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти; за счет бюджетных ассигнований бюджета Самарской области осуществляется, в частности, обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Самарской области, лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение организации обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Самарской области, лекарственными препаратами в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания регулируется частью 5 статьи 37, статьей 48, частями 2, 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов», от 20.12.2012 № 1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Самарской области) инвалидов 1 группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2012 года № 290 (далее – Положение), Министерство здравоохранения Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.
Основными задачами Министерства здравоохранения Самарской области в силу указанного Положения являются, в том числе, обеспечение государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению; сохранение и улучшение здоровья населения Самарской области.
Министерство здравоохранения Самарской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», для обеспечения обязательств государства в части бесплатного лекарственного обеспечения органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать дополнительные источники финансирования.
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Самарской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложены на Министерство здравоохранения Самарской области.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Безрукова Л.В. обратилась в прокуратуру Центрального района г. Тольятти с заявлением о защите ее нарушенных прав в порядке статьи 45 ГПК РФ. Заявитель не обладает юридическими познаниями и не может самостоятельно защищать права в судебном порядке по состоянию здоровья.
Прокуратурой Центрального района г. Тольятти проведена проверка по обращению Безруковой Л.В., по вопросу обеспечения лекарственным препаратом «Сатрализумаб».
В ходе указанной проверки установлено, что руководителем Самарского центра для больных рассеянным склерозом Ниловым А.П., врачом-неврологом ФГБНУ г. Москва, ДД.ММ.ГГГГ Безруковой Л.B., был поставлен диагноз «Заболевание спектра оптиконевромиелита с антителами к аквапорину-4, обострение от августа 2023 года», EDDS 3,0 балла, рекомендован к применению лекарственный препарат «Сатрализумаб» подкожно 120 мг.
Повторно ДД.ММ.ГГГГ Безрукова JI.B. была обследована в ФГБНУ «Научный центр неврологии», в результате вставлен диагноз «Оптиконевромиелит», EDDS 4,0 баллов, рекомендован к применению лекарственный препарат «Сатрализумаб» подкожно 120 мг.
Потребность в лекарственном препарате «Сатрализумаб» подкожно 120 мг., подтверждена главным внештатным специалистом МЗ СО по неврологии г.о.Тольятти, Мельником Н.В.
В ГБУЗ СО «ТГП №» ДД.ММ.ГГГГ проведена врачебная комиссия, по результатам которой решено направить пакет документов на комиссию при министерстве здравоохранения Самарской области по вопросам организации обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской (лекарственной) помощи в рамках приказа МЗ СО № от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения вопроса обеспечения лекарственным препаратом «Сатрализумаб».
По результатам проведения комиссии при министерстве здравоохранения Самарской области по вопросам организации обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской (лекарственной) помощи принято решение главному врачу ГБУЗ СО «ТГП № 2» взять на контроль оказание медицинской помощи пациентке Безруковой Л.В.
Рекомендовано рассмотреть вопрос об организации терапии пациентке лекарственным препаратом «Сатрализумаб» в условиях федерального государственного бюджетного научного учреждения по профилю заболевания. Управлению медицинского страхования министерства совместно с главным внештатным специалистом по неврологии и руководителям лечебно- консультативного центра для больных с рассеянным склерозом разработать подгруппу КСГ для организации оказания помощи пациентам с оптиконевромиелитом.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ проведена медико-социальная экспертиза. По результатам проведения медико-социальной экспертизы Бюро МСЭ принято решение - Безруковой Л.В., инвалидность не установлена.
Руководителем Самарского центра для больных рассеянным склерозом Ниловым А.П., врачом-неврологом ФГБНУ г. Москва, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ подтверждены раннее данные рекомендации по назначению терапии лекарственным препаратом «Сатрализумаб», №.
В ДД.ММ.ГГГГ проведено повторное заседание МСЭ в отношении Безруковой JI.B., по результатам принято решение- инвалидность не установлена.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ проведена повторная врачебная комиссия ГБУЗ СО «ТГП №», по результатам которой принято решение: Безруковой Л.В. показано лечение лекарственным препаратом «Сатрализумаб» согласно рекомендациям руководителя Самарского центра для больных рассеянным склерозом врача- невролога Нилова А.И от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендациям специалистов ФГБНУ г. Москва от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с необеспечением лекарственным препаратом, Безрукова Л..B. направила обращение в Министерство здравоохранения Самарской области с просьбой обеспечить лекарственным препаратом «Сатрализумаб».
Министерство здравоохранения Самарской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ № отказало в обеспечении лекарственного препарата со ссылкой, на отсутствие правовых оснований для льготного обеспечения в амбулаторных условиях за счет территориальной и федеральной программ ЛЛО.
Так, лекарственный препарат «Сатрализумаб» не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный согласно приложению № к распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ утверждена постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
На Министерство здравоохранения Самарской области возложена обязанность по обеспечению реализации мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимым заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами, осуществления функции уполномоченного органа в части переданных полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В данном случае Безруковой Л.В. назначено применение лекарственного препарата «Сатрализумаб» по жизненным показаниям, в целях исключения осложнений, других тяжелых инвалидизирующих проявлений решением врачебной комиссии, а именно имеются в материалах дела выписки протоколов заседания врачебной комиссии ГБУЗ СО «ТГП №» по назначению лекарственных препаратов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 г. № 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
К числу функций врачебной комиссии согласно подп. 4.12 названного Порядка отнесено принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Непринятие министерством здравоохранения Самарской области с учетом его компетенции мер по обеспечению лекарственным препаратом по жизненным показаниям нарушает право Безруковой Л.В. на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию. Врачебной комиссией решение о назначении истцу Безруковой Л.В. иного препарата для лечения основного заболевания до настоящего времени не принималось.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения Самарской области обеспечить Безрукову Л.В. лекарственным препаратом «Сатрализумаб» по медицинским (жизненным) показаниям в объеме и дозировке, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, до его отмены препарата по медицинским показаниям.
В порядке ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание совокупность представленных сведений о состоянии здоровья Безруковой Л.В., характере заболевания, а также показания к продолжению терапии как жизненно важной меры, позволяющей повысить выживаемость, учитывая, что замедление исполнения решения суда может привести к невосполнимым потерям здоровья Безруковой Л.В., суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению. При этом, по мнению суда, жизнь и здоровье Безруковой Л.В. не могут быть поставлены в зависимость от необходимости решения процедурных вопросов, связанных с обеспечением ее лекарственными препаратами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199,233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № ░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.08.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░