РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
04.04.2023
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-953/2023 по административному исковому заявлению Бочкарёвой Екатерины Сергеевны к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
УСТАНОВИЛ:
Бочкарёва Е.С. (далее также - административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения административного иска) просит признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктом № 1416 нежилого здания с кадастровым номером №
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в части включения в него под пунктом № 1488 нежилого здания с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 1364 нежилого здания с кадастровым номером №
- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктом № 1344 нежилого здания с кадастровым номером №
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником вышеуказанного объекта недвижимости. Объект недвижимости не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание используется в качестве склада. Необоснованное включение объекта в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель административных истцов Кулакова И.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что поскольку объект недвижимости имеет наименование «Административно-бытовое здание», что позволяет его отнести к объектам административного, бытового назначения, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании пп.2 п.3 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заинтересованные лица – Администрация г.о. Самара, Овчинников А.Б. своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрении административного уведомлены в установленном законом порядке.
Заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 №719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019-2022 годы.
Факт включения объекта недвижимости в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:
Приказ министерства № 1608 от 29.10.2018 опубликован наофициальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 07.10.2019 № 2201 опубликован наофициальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна". N 158(30741), 23.10.2019.
Приказ министерства от 19.10.2020 № 2014 опубликован наофициальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.
Приказ министерства от 22.10.2021 № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 1193 кв.м с кадастровым номером № в нежилом здании с кадастровым номером № расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Краснодонская 61. Второе помещение с кадастровым номером 63:01:0235002:768 площадью 1199,7 кв.м принадлежит Овчаренко А.Б.
Здание по состоянию на момент утверждения оспариваемых перечней имело назначение: нежилое, наименование: «Административно-бытовое здание», виды разрешенного использования отсутствуют.
Земельный участок под зданием имеет кадастровый номер №, имеет площадь 1513916 кв.м, на момент утверждения оспариваемых перечней имел вид разрешенного использования: «занимаемый административно-бытовым зданием».
Из пояснений представителя административного истца и представленным в материалы дела договорам аренды, заключенным заинтересованным лицом Овчаренко А.Б. и административным истцом в период 2019-2022 годы с различными организациями и учреждениями на использование помещений кадастровыми номерами № следует, что здание используется для размещения различных организаций и учреждений.
Так помещение площадью 28,49 кв.м арендует ИП Гайнуллин Р.Н. для размещения учебного класса, помещение площадью 62,67 кв.м арендует ЧОУ ДПО «Центр» для размещения учебного центра дополнительного образования, помещение площадью 17,78 кв.м арендует ООО «ЭЛИОС» для размещения лаборатории, помещение площадью 34,66 кв.м находится в аренде ИП Смирнова А.В. и Андреева А.В. для размещения курсов иностранного языка, помещение площадью 94,26 кв. находится в аренде ООО «Азимут» под размещение архива, помещение площадью 333,58 кв.м используется ИП Киселевой М.А. для размещения склада, помещение площадью 14,42 кв. м используется ИП Бессоновым для размещения учебного класса, помещение площадью 221,5 кв.м используется ООО «НЕВРОМЕДИКА» для размещение медицинского центра, помещение площадью 16,93 кв.м используется ИП Давлатовой Н.Х. для размещения центра обучения персонала, помещение площадью 3,13 кв.м. используется ООО «САНТЕХЛИДЕР» для размещения персонала аварийной службы, склада, помещение площадью 19,72 кв.м. используется ИП Фоминой Т.О. для размещения склада сантехоборудования, помещение площадью 22,53 кв.м. используется ООО «МИД» для размещения склада и пункта выдачи оборудования, помещение площадью 12 кв.м. используется ИП Сереевой Н.Г. для размещения буфета.
Из акта осмотра кадастрового инженера Исевич А.В. от 29.03.2023 следует, что под офисы и помещения общественного питания в здании используется менее 20 % от общей площади здания.
Из представленных на обозрение суда технических паспортов на нежилое здание и помещение в нем следует, что оно состоит из помещений, подсобных помещений, туалетов, коридоров.
В материалы дела сведений о составлении административным органом актов фактического использования спорного объекта недвижимости на момент формирования Перечней не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2019-2022 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Бочкарёвой Екатерины Сергеевны удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктом № 1416 нежилого здания с кадастровым номером №
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в части включения в него под пунктом № 1488 нежилого здания с кадастровым номером №
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 1364 нежилого здания с кадастровым номером №
- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктом № 1344 нежилого здания с кадастровым номером №
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.04.2023.