Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-942/2023 ~ М-631/2023 от 28.04.2023

Дело № 2-942/2023

УИД 21RS0016-01-2023-000160-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2023 года пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уфилина Михаила Сергеевича к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики об обязании согласования межевого плана,

УСТАНОВИЛ :

Истец Уфилин М.С. обратился в суд к ответчику администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, в котором просит обязать их согласовать акт согласования местоположения границ земельного участка и межевой план по имеющимся документам. Исковые требования истцом мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, общей площадью 1070 кв. м. на основании решения от 3 сентября 1998 года под Главы <данные изъяты> сельской администрации, в связи с чем также был выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, для ведения личного подсобного хозяйства. Далее указано, что в отношении вышеуказанного земельного участка истцом были проведены кадастровые работы, результатом которых является межевой план. Также указано, что 27.06.2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о согласовании акта согласования границ (межевого плана) указанного выше земельного участка, но в ответ на данное заявление был получен ответ об отказе согласования акта согласования земельного участка по причине отсутствия в межевом плане документов, подтверждающих месторасположение уточняемого земельного участка. Далее в иске указано, что 7.12.2022 истец повторно подал ответчику заявление о согласовании границ земельного участка согласно схеме в государственном акте. выданном в 1998 году, но в ответ на данное заявление был получен также устный отказ по причинам, изложенным в ответе от 25.07.2022 .

На судебное заседание истец Уфилин М.С., надлежаще и своевременно извещённый, не явился.

На судебном заседании представитель истца Клязьмин Н.Д. исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, также пояснив, что в отказном письме ответчика указано неправильно и никакого наложения земельных участков при этом не происходит.

На судебное заседание ответчик, администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённая, своего представителя не направила, о причинах не известила, ходатайств, в том числе об отложении дела, не заявляла, в связи с этим суд считает ответчика надлежаще и своевременно извещённым о настоящем судебном заседании и не явившимся по неуважительным причинам.

На судебное заседание Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, надлежаще и своевременно извещённые о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили.

Выслушав пояснения явившихся лиц и изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и учитывая, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.

Также суд учитывает положения ст. 196 ГПК РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и положения ст. 39 ГПК РФ, согласно которых основание и предмет иска определяет истец и суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом, так как право выбора способа защиты своих нарушенных прав предоставлено истцу, то есть лицу, которое считает, что нарушены его права и законные интересы, в соответствии с положениями ст. ст. 3 и 4 ГПК РФ.

Такое нормативное регулирование вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 2-П и от 26 мая 2011 г. № 10-П).

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. за № 23 «О судебном решении» также обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Как установлено судом, что следует из пояснений представителя истца и представленных материалов, а также не оспаривается стороной ответчика, имеется земельный участок с кадастровым и площадью 1070 кв. м., с местоположением: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, при этом в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок не имеется.

Согласно межевого плана от 16 мая 2022 года были выполнены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ и площади вышеуказанного земельного участка по заказу представителя истца Клязьмина Н.Д.

Также 27.06.2022 ответчику от истца поступило заявление о согласовании акта согласования границ (межевого плана) вышеуказанного земельного участка, в ответ на который ответчиком письмом от 25.07.2022 под был дан ответ, что согласование данного акта не представляется возможным (л.д. 23).

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Также в соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу положений ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» описание местоположения объекта недвижимости (земельного участка) относятся к основным сведениям об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости.

Также в силу положений ст. 22 вышеуказанного Федерального закона, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1). В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков, в том числе в целях исправления указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибки в описании местоположения границ земельного участка (ч. 2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8). Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств понимается: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны (ч. 11).

При этом согласно положений ст. 39 Федерального законами «О кадастровой деятельности», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 1). Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч. 2). 3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч. 3). Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев (ч. 5).

Также согласно положений ст. 40 вышеуказанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Акт согласования местоположения границ на бумажном носителе оформляется в одном (единственном) экземпляре. В случае подготовки акта согласования местоположения границ в электронном виде допускается его подготовка в виде одного электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями всех заинтересованных лиц - участников согласования, или в виде нескольких электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями отдельных заинтересованных лиц - участников согласования (ч. 1). Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка при их согласовании в индивидуальном порядке в электронном виде считается согласованным с заинтересованными лицами в случае, если акт согласования местоположения границ заверен усиленной квалифицированной электронной подписью каждого из заинтересованных лиц (их представителей), включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется (ч. 2). Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (ч. 3). Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. В случае, если при согласовании местоположения границ земельного участка в индивидуальном порядке в электронном виде у заинтересованного лица (его представителя) имеются возражения относительно данного согласования, такие возражения, оформленные в виде электронного документа и заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью указанного заинтересованного лица (его представителя), прилагаются к соответствующему акту согласования местоположения границ (являются его неотъемлемой частью), при этом в акт согласования местоположения границ земельного участка запись о содержании указанных возражений не вносится (ч. 4). Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч. 5).

Так, в силу п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Как следует из буквального содержания искового заявления и собранных по делу материалов, а также из правовой позиции, изложенной стороной истца в судебном заседании, обращаясь в суд с данными исковыми требованиями истец исходил из того, что отказ ответчика в согласовании границ вышеуказанного земельного участка нарушает его право как собственника на пользование, владение и распоряжение принадлежащих ему этим земельным участком.

Между тем само по себе отсутствие согласования смежной границы в отсутствие доказательств нарушения прав смежного землепользователя, в том числе в связи с наличием спора между сторонами относительно местоположения границы земельных участков, не может являться основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, так как по смыслу вышеприведенных положений норм права согласование границ земельного участка является правом, а не обязанностью правообладателя смежного земельного участка, что в свою очередь исключает возможность возложения судом на ответчика данной обязанности.

Учитывая изложенные обстоятельства и оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, а также на основе анализа вышеприведённых норм права и разрешая исковые требования в заявленных пределах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в заявленных пределах, так как в силу закона смежный землепользователь, в случае не согласия с границами, вправе приносить свои возражения, которые являются неотъемлемой частью межевого плана, что предусмотрено, как указано выше, ч. 4 ст. 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности».

В связи с этим в данном случае наличие возражений ответчика указывает на спор о границах между правообладателями земельных участков (истцом и ответчиком по делу), подлежащий разрешению судом, что также следует из положений ч. 5 ст. 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности» и ч. 1 ст. 64 ЗК РФ.

При отказе в удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика согласовать и межевой план по имеющимся документам, суд исходит из того, что действующим законодательством в настоящем случае не предусмотрена возможность указанного согласования.

Также изложенные выше обстоятельства означают, что избранный истцом способ защиты прав является ненадлежащим, не приводит к восстановлению его прав, что также безусловно подтверждает несостоятельность заявленных требований.

При этом необходимо учитывать то, что защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

При этом из материалов дела усматривается, что истцу и его представителю были разъяснены его процессуальные права и обязанности в рамках гражданского процесса, в том числе бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, однако он доказательств того, что именно указанные им действия ответчика нарушили его права и именно как собственника земельного участка и в ином порядке невозможно устранить нарушение данных его прав, суду не представил.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Уфилина Михаила Сергеевича к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики об обязании согласовать акт согласования местоположения границ земельного участка и межевой план по имеющимся документам, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 мая 2023 года.

Председательствующий, судья:                                                                             Афанасьев Э.В.

2-942/2023 ~ М-631/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Уфилин Михаил Сергеевич
Ответчики
Администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Клязьмин Николай Дмитриевич
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
Судья
Афанасьев Эдуард Викторинович
Дело на странице суда
cheboksarsky--chv.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2023Передача материалов судье
03.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Дело оформлено
14.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее