Дело №2-1186/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2019 года г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего Сырова Ю.А.
при секретаре Ивченко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Евразийская железнодорожная компания» в лице конкурсного управляющего Удалова Д. И. к Павловой Е. Д. о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ЕЖК», в лице конкурсного управляющего Удалова Д.И. обратилось в суд с иском к Павловой Е.Д. просило взыскать с ответчика сумму ущерба в размере 590000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2018г. ООО «ЕЖК» признано банкротом и в отношении него введена процедура конкурсного производства. В процессе изучения выписок по расчетным счетам установлено, что с расчетного счета ООО «ЕЖК», открытого в АО «<данные изъяты>» 29.12.2016г. произведено перечисление денежных средств Павловой Е.Д. в сумме 590 000 рублей, назначение платежа – в подотчет. До настоящего времени ответчик не предоставил письменных пояснений и не представил документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств. Отсутствие авансового отчета свидетельствует, что указанная сумма является задолженностью работника и подлежит взысканию.
В судебном заседании представитель истца ООО «ЕЖК» Кучин С.С. исковые требования и доводы иска поддержал.
Ответчик Павлова Е.Д. извещалась по месту регистрации, а также по месту нахождения жилого помещения, находящегося в собственности истца, однако от получения судебной корреспонденции уклонилась.
В соответствии с положениями ст.165.1 ГК РФ, ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о дате рассмотрения дела.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Сведениями ГУ ОПФ РФ по Челябинской области и ИФНС по Тракторозаводскому району г.Челябинска (л.д.38,39) подтверждено, что Павлова Е.Д. в период с января 2016г. по июнь 2017г. являлась застрахованным лицом в системе пенсионного страхования, работодателем ООО «ЕЖК» за указанный период на нее уплачивались страховые взносы.
При отсутствии доказательств и возражений свидетельствующих об обратном, суд полагает установленным, что в 2016г. Павлова Е.Д. состояла в трудовых отношениях с ООО «ЕЖК».
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право привлекать работников к материальной ответственности в порядке, установленном данным Кодексом и иными федеральными законами. Материальная ответственность работника заключается в возмещении работодателю вреда, причиненного действиями (или бездействием) работника.
Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо соблюдение условий, предусмотренных статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации: наличие прямого действительного ущерба, подтвержденного соответствующими документами; вина работника в причинении работодателю такого ущерба (под виной понимаются умысел или неосторожность в действиях работника, которые привели к возникновению ущерба у работодателя); совершение работником неправомерных действий (или бездействия); наличие причинной связи между действиями (бездействием) работника и возникшим у работодателя прямым действительным ущербом.
При совокупности вышеуказанных условий работник несет материальную ответственность либо в полном объеме (статьи 242, 243 Трудового кодекса Российской Федерации), либо в пределах своего среднего месячного заработка (статья 241 Трудового кодекса Российской Федерации).
Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами (части 1, 2 статьи 242 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 1 статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Согласно части 2 статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
В обосновании доводов о причинении работником ущерба, представитель истца ссылается на платежное поручение № от 29.12.2016г. в соответствии с которым со счета ООО «ЕЖК» на счет принадлежащий Павловой Е.Д. перечислено в подотчет 590 000 рублей (л.д.17), а также на акт о результатах служебного расследования от 27.01.2019г. которым установлено, что документов, подтверждающих целевое расходование указанной суммы либо ее возврат, Павловой Е.Д. не представлялось. (л.д.16).
Между тем, работодателем не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о виновных действиях ответчика в причинении ущерба, а также подтверждающих наличие прямого действительного ущерба.
В соответствии с п. 6.3 Указания Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, оформляется расходный кассовый ордер согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
В авансовом отчете фиксируются суммы полученного аванса, израсходованные денежные средства, а также подсчитывается остаток или перерасход денежных средств. Также в авансовый отчет вносятся сведения о внесении остатка или выдаче перерасхода.
Исходя из изложенного, денежные средства, которые выдаются организацией подотчетному лицу для приобретения товаров для нужд такой организации, образуют задолженность физического лица перед организацией и, в случае, когда они не израсходованы на цели, на которые были выданы, либо израсходованы не полностью, подлежат возврату.
Таким образом, за целевое расходование денежных средств подотчетное лицо должно отчитаться перед организацией, а в случае, когда денежные суммы не израсходованы полностью, подотчетное лицо должно вернуть в кассу организации остаток неиспользованного аванса по приходному кассовому ордеру. Доказательством использования полученных под отчет денежных средств на приобретение товаров для работодателя, будет являться авансовый отчет с приложением комплекта документов продавца (товарного чека, чека ККТ и т.д.).
В силу ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику (совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета), руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Исходя из указанных положений, организация бухгалтерского учета и контроль за его правильным ведением возлагается на руководителя, в связи с чем последствия ненадлежащего ведения бухгалтерского учета относятся к ответственности руководителя организации.
С учетом изложенного основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности в связи с получением последним материальных ценностей на основании разовых документов являются доказательства того, что в установленный срок работник не отчитался по подотчетным средствам, при этом в силу закона бремя доказывания наличия недостачи, ее размера, вины работника, прямой причинной связи между действиями или бездействием работника и причинением ущерба лежит на работодателе.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом в силу ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Доводы истца основаны на том, что бухгалтерская документация, подтверждающая целевое расходование денежных средств в распоряжении конкурсного управляющего отсутствует.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2018г. ООО «ЕЖК» признано банкротом, в отношении Общества открыто конкурсное производство, обязанности конкурсного управляющего возложены на Удалова Д.И. (л.д.4). Из положений п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон "О банкротстве") следует, что полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия, прекращаются с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно ст. ст. 127, 129 вышеуказанного Закона конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, с даты его утверждения арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
Согласно п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника. Руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение указанных норм, прежний руководители ООО «ЕЖК» до настоящего времени не передали бухгалтерской и иной документации конкурсному управляющему, соответствующее определение Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2018г. руководителями не исполнено.
В отсутствии сведений о надлежащем ведении ООО «ЕЖК» бухгалтерской документации, в период возникновения предположительной задолженности работника перед работодателем, суд не может сделать однозначный вывод о наличии такой задолженности и виновных действиях Павловой Е.Д., повлекших причинение ущерба.
Недоказанность размера ущерба и вины работника, является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении ущерба.
Ссылки истца на необоснованность применения к стороне высокого стандарта доказывания, суд считает несостоятельными, поскольку нормы гражданско-процессуального законодательства об относимости, допустимости и достаточности доказательств, не содержат такого правового понятия как стандарт доказывания.
Отсутствие у истца доказательств, в виде бухгалтерской документации, не связано с действиями ответчика, поскольку она руководителем ООО «ЕЖК» не являлась, обязанность по передаче документации конкурсному управляющему на нее не возлагалась.
Доводы истца, считающего ответчика аффилированным лицом, ввиду близкого родства с руководителями ООО «ЕЖК», а выдачу средств в подотчет - способом вывода активов организации с целью причинении вреда имуществу кредиторов, достаточными и допустимыми доказательствами не подтверждены, поэтому основаны на предположениях.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Евразийская железнодорожная компания» к Павловой Е. Д. о возмещении ущерба.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, через районный суд, в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю. А. Сыров