Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1542/2023 ~ М-367/2023 от 30.01.2023

50RS0005-01-2023-000554-41

Дело № 2-1542/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2023 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Мишиной Т.Г., при секретаре судебного заседания Зевакине С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батенина ФИО7 к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки,

при участии: представителя ответчика по доверенности – Леонтьевой ФИО8 представителя третьего лица по доверенности – Захаровой ФИО9

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с учетом уточненных исковых требований к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение стационарного социального обслуживания за счет средств бюджета Московской области и обязании признать нуждающимся в социальных услугах в стационарной форме социального обслуживания. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей; мать оформила согласие на усыновление в ДД.ММ.ГГГГ, решением суда в ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, в графе отец свидетельство о рождении прочерк; в ДД.ММ.ГГГГ был определен в дом ребенка; в ДД.ММ.ГГГГ выдана путевка в ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками и зачислен в 0 класс Дмитровского детского дома-интерната; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по адресу: <адрес>; регистрации по месту жительства не имеет, оформлено право на постановку на льготную очередь для внеочередного получения жилья; в ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Является инвалидом I группы (нарушения опорно-двигательного аппарата), передвигается на коляске, дееспособный; имеется заключение врачебной комиссии ГБУЗ МО «Психиатрическая больница №9» от ДД.ММ.ГГГГ о возможности нахождения в неспециализированном учреждении социального обслуживания, доме-интернате общего типа. Истцу оформлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида в ДД.ММ.ГГГГ, установлена способность к самообслуживанию – третья (требуется постоянная посторонняя помощь). По причине наличия заболеваний и инвалидности у истца отсутствует возможность полностью осуществлять самообслуживание и обеспечивать основные жизненные потребности. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении услуг в стационарной форме однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в связи с непредставлением документов, подтверждающих место жительства в Московской области, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с данным иском и просит признать за ним право на получение стационарного социального обслуживания за счет средств бюджета Московской области и обязании признать нуждающимся в социальных услугах в стационарной форме социального обслуживания.

Истец в судебное заседания не явился, надлежаще извещен о дате слушания дела.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области по доверенности Леонтьева ФИО10 с иском не согласилась, пояснила, что основанием для отказа послужило отсутствие регистрации истца по месту жительства на территории Московской области, вместе с тем истец является жителем Калужской области и состоит на учете в качестве нуждающегося, срок пребывания в детском стационарном учреждении истек.

Представитель третьего лица ГБСУСО "Семейный центр «Дмитровский» по доверенности Захаровой ФИО11 в судебном заседание исковые требования поддержала, пояснила, что истец проживает в их учреждении с ДД.ММ.ГГГГ, более <данные изъяты> лет и не может проживать самостоятельно.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

Закон Московской области от 04.12.2014 N 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" устанавливает правовое регулирование и организацию социального обслуживания в Московской области (далее - социальное обслуживание) в пределах полномочий, установленных Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 Закон Московской области от 04.12.2014 N 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Московской области, а также граждан Российской Федерации вне зависимости от их постоянного места проживания на территории Российской Федерации при наличии у них обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности, установленных пунктом 3 части 2 статьи 7 настоящего Закона, беженцев (далее - граждане), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 №1195/15 (в редакции, действовавшей на дату подачи истцом заявления), решение о предоставлении гражданину социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (за исключением срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому) принимается на основании следующих документов: а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) документ, подтверждающий место жительства и (или) место пребывания (для граждан, зарегистрированных по месту жительства в Московской области, но желающих получать социальные услуги в форме социального обслуживания на дому по месту пребывания в Московской области) гражданина на территории Московской области, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);в) документы (сведения), подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи в денежной форме в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления; г) выписка из домовой книги; д) выписка из финансового лицевого счета; е) справка медицинской организации о состоянии здоровья гражданина с указанием степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; ж) справка, свидетельство, удостоверение или иной документ о праве гражданина на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области; з) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (при наличии).

В соответствии с пунктом 13 Порядка, основаниями для отказа в признании гражданина нуждающимся в социальных услугах в форме социального обслуживания являются: отсутствие права на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания, предусмотренного пунктом 3 настоящего Порядка; наличие в представленных документах недостоверных сведений; непредставление документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка; письменный отказ гражданина от предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОУСР №23 Минсоцразвития Московской области с заявлением о предоставлении стационарных социальных услуг в ГБСУСО МО «Семейный центр «Дмитровский». ДД.ММ.ГГГГ Министерством социального развития Московской области принято решение № об отказе в удовлетворении заявления в связи с отсутствием документов, подтверждающих место жительства истца на территории Московской области (л.д. 32).

Не оспаривая данное решение Министерства социального развития Московской области истец обратился в суд с иском о признании права на получение стационарного социального обслуживания за счет средств бюджета Московской области и обязании признать нуждающимся в социальных услугах в форме стационарного социального обслуживания, поскольку фактически проживает на территории Московской области.

Согласно положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе полная или частичная полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

В силу положений части 2 статьи 4 Федерального закона N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальное обслуживание осуществляется на следующих принципах: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; адресность предоставления социальных услуг; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; добровольность.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статьей 27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории РФ имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу положений статьи 3 Закона РФ от 25.06.93г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Таким образом, регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 5 октября 2000 года N 199-О), сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Судом установлено, что истец имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ; гражданином Российской Федерации (л.д. 6-8).

Министерством социальной защиты населения Московской области Батенину ФИО12 выдана путевка № от ДД.ММ.ГГГГ на постоянное проживание в ГБУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками «Возрождение» по адресу: <адрес> (л.д. 14).

Приказом Дмитровского детского дома-интерната для детей с физическими недостатками № от ДД.ММ.ГГГГ Батенин ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения зачислен с ДД.ММ.ГГГГ в 0 класс Дмитровского детского дома-интерната (л.д. 15).

Согласно распоряжению Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Дмитровскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ, Батенин ФИО14 признан переданным под надзор в ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» с момента поступления ребенка в организацию (л.д. 16).

Истец Батенин ФИО15 является инвалидом I группы бессрочно, указано место жительства: <адрес>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена повторно (л.д. 22-30).

Из представленного в материалы дела заключения врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ МО «Психиатрическая больница №9» следует, что Батенин ФИО16 может находится в медицинском учреждении неспециализированного типа, указана адрес регистрации: <адрес> (л.д. 31).

Как следует из материалов дела, истец Батенин ФИО17 является получателем социальных услуг в ГБСУСО МО «Семейный центр «Дмитровский» и находится в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18); с ДД.ММ.ГГГГ ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками и для умственно отсталых детей» переименован ГБСУСО МО «Семейный центр «Дмитровский» (л.д. 19-21).

Из представленного в материалы дела паспорта гражданина РФ истца, следует, что паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Московской области, код подразделения (л.д. 6).

В настоящее время возможность истца к самообслуживанию утрачена, связь с родственниками отсутствует.

Принимая во внимание, что место жительства истца на территории Московской области фактически не менялось с ДД.ММ.ГГГГ года и доказательств обратного суду не представлено и судом не добыто, суд считает установленным постоянное проживание истца на территории Московской области с ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено, что истец относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной услуги в форме социального обслуживания, установленные судом обстоятельства дают суду основания для признания за истцом право на получение социального обслуживания за счет средств бюджета Московской области и полагает обязать Министерство социального развития Московской области признать Батенина ФИО18 нуждающимся в социальных услугах в форме стационарного социального обслуживания.

На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Законом Московской области от 04.12.2014 №162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области", ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░ ░░░19 – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░20 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░21 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░           ░░░░░░░         ░.░. ░░░░░░

2-1542/2023 ~ М-367/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Батенин Филипп Сергеевич
Ответчики
Окружное управление социального развития № 23
Другие
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Семейный центр "Дмитровский"
Суд
Дмитровский городской суд Московской области
Судья
Мишина Татьяна Григорьевна
Дело на сайте суда
dmitrov--mo.sudrf.ru
30.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2023Судебное заседание
24.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2023Дело оформлено
16.11.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее