Дело № 2-4058/2023
УИД 50RS0044-01-2023-005171-31
Решение
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при секретаре: Бабучаишвили С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Любовь Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о назначение пенсии,
Установил:
Истец Романова Л.В. обратилась в Серпуховский городской суд Московской области с вышеуказанным иском и просит включить в специальный стаж период работы с 12.04.1993 по 25.12.2000 в ПМЦ МОРАН в должности медицинской сестры централизованной стерилизационной лечебно-диагностического отделения; с 13.08.1990 по 02.05.1991 период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; обязать ответчика назначить истцу пенсию в соответствии с п.п. 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 20 марта 2023 года.
Свои требования истец мотивирует тем, что 20.03.2023 обратилась в Клиентскую службу «Серпухов-Протвино» ОСФР по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения. Решением Филиала №4 ОСФР по г. Москве и Московской области от 30.05.2023 №230000003199/33096/23 ей было отказано в установлении данной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет. Свое решение ответчик мотивировал тем, что период работы Романовой Л.В. с 12.04.1993 по 25.12.2000 в Пущинском медицинском центре МО РАН в должности медицинской сестры централизованной стерилизационной лечебно-диагностического отделения включить в специальный стаж невозможно, так как при определении права на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденными Постановлениями Правительства РФ №646 от 06.09.1991 и №781 от 29.10.2002 года - медицинский центр не поименован; период нахождения в отпуске без содержания с 13.08.1990 по 01.05.1991 включить в специальный стаж работы невозможно, так как при определении права на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в соответствии с пунктом 5 которых предусматривается зачет в специальный стаж работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня и ст. 256 Трудового кодекса РФ №197-ФЗ от 30.12.2001, где время нахождения в отпуске без содержания, не засчитывается в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях.
Истец с решением ответчика не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Истец была принята на работу в Больницу с поликлиникой ПНЦ АН СССР на должность медицинской сестры централизованной стерилизационной лечебно-диагностического отделения (приказ №74/К от 13.08.1990 года), с 13.08.1990 по настоящее время работает в должности медицинской сестры централизованной стерилизационной лечебно-диагностического отделения.
Больница с поликлиникой ПНЦ АН СССР переименована в Пущинский медицинский центр Медицинского объединения РАН 12.04.1993 года (приказ №38 от 09.10.1992 года МО РАН). ПМЦ МО РАН переименован в Больницу Пущинского научного центра РАН с 26.12.2000.
Согласно устава ПМЦ МО РАН, пущинский медицинский центр является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением Медицинского объединения РАН.
В соответствии с уставом ФГАУЗ Больница Пущинского научного центра Российской академии наук является организацией здравоохранения.
Истец полагает, что она работала в больнице города Пущино (не смотря на ее наименование в разное время) и осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и имеет право на включение данного периода работы в специальный стаж работы.
В период с 13.08.1990 по 02.05.1991 истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, а не в отпуске без содержания. В связи с чем, указанный период так же подлежит включению в специальный стаж.
Поскольку Романова Л.В. имела необходимый стаж работы, связанный с лечебной деятельностью, более 30 лет. Специальный стаж истца при условии зачета спорного периода достигает 30 лет 14.08.2020. С указанной даты у истца возникло право на страховую пенсию по старости. С учетом данного положения закона при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году указанный выше срок в 24 месяца уменьшается на 6 месяцев и страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на неё. Право на пенсию у Романовой Л.В. по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» возникло 14.02.2022.
Истец Романова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще.
Представитель ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.
Представитель третьего лица ФГБУЗ БПНЦ РАН в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя (л.д.82).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела 20.03.2023 Романова Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 48-50).
Решением Филиала №4 ОСФР по г.Москве и Московской области №230000003199/33096/23 от 30.05.2023 в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа, страховой стаж Романовой Л.В. составляет 33 года 04 месяца 19 дней, специальный – 24 года 02 месяца 05 дней. Не включен в специальный стаж период работы с 12.04.1993 по 25.12.2000 в Пущинском медицинском центре МО РАН, с 13.08.1990 по 01.05.1991 период нахождения в отпуске без содержания (л.д. 9-11,46-47).
Согласно трудовой книжке АТ-VI № 1188281 Романова Л.В. 13.08.1990 принята на должность медицинской сестры централизованной стерилизационной лечебно-диагностического отделения (приказ от 13.08.1990 №74/К), 12.04.1993 Больница с поликлиникой переименована в Пущинский медицинский центр МО РАН, 26.12.2000 Пущинский медицинский центр МО РАН переименован в Больницу Пущинского научного центра РАН, 14.04.2008 Больница ПНЦ РАН переименована в БПНЦ РАН, 01.01.2012 БПНЦ РАН переименована в ФГБУЗ Больница Пущинского научного центра РАН, где истец продолжает работать до настоящего времени (л.д. 12-14,17-18,57-58).
Из приказа №39/К от 01.05.1991 усматривается, что Романова Л.В. считается вышедшей из отпуска б/с по уходу за ребенком до 3-х лет и приступившей к работе с 3/V-91 (л.д. 19-22).
Представлены свидетельство и лицензия Пущинского медицинского центра МО РАН (л.д. 15,16), уставы Пущинского медицинского центра МО РАН, из которого следует, что центр является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением Медицинского объединения РАН. Основными задачами центра являются своевременное, качественное обследование, лечение и реабилитация больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому. Из устава ФГАУЗ БПНЦ РАН (после переименования) следует, что Больница Пущинского научного центра РАН является организацией здравоохранения (л.д. 23-28,29-42).
Из справки №23 от 15.03.2023, следует, что Романова Л.В. работает в Больнице Пущинского научного центра Российской академии наук медицинской сестры централизованной стерилизационной лечебно-диагностического отделения с 13.08.1990 (приказ от 13.08.1990 №74/К) по настоящее время. Работает на полную ставку, полный рабочий день. Отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком не предоставлялись. Отпуск без сохранения заработной платы: с 13.08.1990 по 17.02.1991(приказ №43 от 06.08.1990), с 17.02.1991 по 17.04.1991 (приказ №9 от 04.02.1991), с 17.04.1991 по 01.05.1991 (приказ № 31 от 15.04.1991. За время работы посещала курсы повышения квалификации с отрывом от работы (л.д. 56,84).
Учреждение Российской академии наук Больница Пущинского научного центра РАН неоднократно переименовывалось без изменения статуса, целей и задач (л.д. 83).
В акте документальной проверки сведений о стаже Романовой Л.В. установлено, что истец работает в должности медицинской сестры централизованной стерилизационной с 13.08.1990 по 11.04.1993, и с 26.12.2000 по настоящее время постоянно на полную 1,0 ставку. Подтвердить периоды работы Романовой Л.В. за период с 12.04.1993 по 25.12.2000, как медицинского работника не представляется возможным, так как Списками наименований учреждений работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение Постановлениями №464 от 06.09.1991 и №781 от 29.10.2002 медицинский центр Медицинского объединения РАН не поименован (л.д. 60-61).
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что Романовой Л.В. зарегистрирована в системе обязательного страхования 20.11.1997 (л.д. 62-67).
В материалы дела представлены копии расчетно-платежных ведомостей по зарплате Романовой Л.В. за период с 13.08.1990 по 01.05.1991, из которых усматривается, что в указанной период истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до 2-х лет без содержания (л.д.92-116,118-140).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичное положение содержалось и в подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Порядок применения списков, действующих в различные периоды, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665. В частности, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, подлежат применению списки, перечисленные в подп. "н" п. 1 названного Постановления.
Согласно пункту 1 "н" постановления Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 года при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются:
Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Истец в спорный период работала в ПМЦ МОРАН в должности медицинской сестры централизованной стерилизационной лечебно-диагностического отделения. Должность медицинской сестры поименована в разделе "Наименование должностей" вышеуказанных Списков.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В спорный период истец работала в Пущинском медицинском центре МО РАН, который являлся лечебно-профилактическим учреждением Медицинского объединения РАН, в последующем происходили переименования учреждения, с условием сохранения прежнего характера профессиональной деятельности работников и лечебной деятельности учреждения В настоящее время учреждение имеет наименование ФГАУ здравоохранения Больницы Пущинского научного центра РАН.
Доводы ответчика, что спорный период не может быть включен в подсчет специального стажа, поскольку наименование Пущинский медицинский центр МО РАН не соответствует Списку, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, являются необоснованными.
Из материалов дела усматривается, что истец в спорный период работала в должности медицинской сестры централизованной стерилизационной лечебно-диагностического отделения в Пущинском медицинском центре МО РАН, который реализовывал лечебную деятельность. При этом, вся трудовая деятельность истца проходила в одном лечебном учреждении.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Спорным, является период с 13.08.1990 по 01.05.1991, указанный как ответчиком, так и третьим лицом, как отпуск без содержания.
Как усматривается из материалов дела в спорный период истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, что подтверждается расчетно-платежными ведомостями по зарплате Романовой Л.В., приказом № 39/К от 01.05.1991 из которого усматривается, что Романова Л.В. считается вышедшей из отпуска без содержания по уходу за ребенком до 3-х лет.
Приказ о предоставлении в спорный период истцу отпуска без содержания, работодателем, не представлено.
Из свидетельства о рождении (л.д.59 об) усматривается, что родителями Е., <дата>р., являются Романова Л.В. и А.
Законом СССР от 22.05.1990 N 1501 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающихся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в основы была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
В соответствии с со ст. 167 КЗоТ РСФСР, действующей в спорный период, по желанию женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения ребенком возраста трех лет; указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Пунктом 7 Разъяснений от 29 ноября 1989 года N 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Секретариатом ВЦСПС 29 ноября 1989 года N 375/24-11, было предусмотрено, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истцу с 13.08.1990, то есть до внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный страховой стаж, спорный период подлежит включению в специальный стаж истца.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, установлены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", который сохраняет ранее установленные правила назначения такой пенсии.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
В силу части 1.1 статьи 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает не ранее 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При приобретении необходимого стажа в 2020 году, назначение пенсии отложено на 24 месяца.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев (при стаже в 2019г.), на 1 год 6 месяцев (при стаже в 2020г.) со дня возникновения такого права.
При этом днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является не день подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а наступление совокупности условий, указанных в ч. 1 ст. 8 и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С днем подачи заявления в пенсионный орган законодатель связывает лишь срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.
Принимая во внимание периоды работы, включенные ответчиком в специальный стаж истца, всего 24 года 02 мес. 06 дней, с учетом включения судом спорных периодов работы, специальный стаж истца на дату обращения с заявлением, 20.03.2023, составил 32 года 07 мес. 06 дней, то есть право у истца на пенсию возникло.
Поскольку пенсия назначается с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, исковые требования Романовой Л.В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 20.03.2023. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Романовой Любовь Владимировны удовлетворить.
Включить в специальный стаж, дающий право на назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п..20 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 12.04.1993 по 25.12.2000 в ПМЦ МОРАН в должности медицинской сестры централизованной стерилизационной лечебно-диагностического отделения; с 13.08.1990 по 02.05.1991 период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области назначить Романовой Любовь Владимировне досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 20 марта 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус
мотивированное решение составлено 27.11.2023