29RS0024-01-2023-000757-17 Дело № 2-1038/2023 | |
26 октября 2023 года | город Архангельск |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Беляевой Н.С.,
при секретарях судебного заседания Пищухиной Е.А., Зиннатове Г.А.,
с участием представителя истца Мариевой Д.А., представителя ответчика Осоловского Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» к Родионову Сергею Владимировичу о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» (далее – ГКУ АО «АОЦЗН») обратилось в суд с исковым заявлением к Родионову С.В. о взыскании неосновательного обогащения в размере 58505,73 рублей в связи с необоснованным получением ответчиком пособия по безработице за период с 13.04.2020 по 13.08.2020, поскольку в соответствии с информацией, предоставленной Пенсионным фондом Российской Федерации Родионов С.В. в период получения пособия являлся занятым и был трудоустроен в ООО «Камтех-энерго».
Представитель истца ГКУ АО «АОЦЗН» Мариева Д.А., в судебном заседании доводы иска поддержала в полном объеме.
Ответчик Родионов С.В. в судебное заседание не явился, извещен. Его представитель Осоловский Д.В. в судебном заседании с иском не согласился, указав, что ответчик ложные сведения в ГКУ АО «АОЦЗН» не предоставлял. Недостоверные сведения о периодах работы были предоставлены ООО «Камтех-энерго», в настоящее время сведения о реальной дате увольнения ответчика из общества, т.е. о 19.05.2019 направлена в Социальный фонд России и внесена в сведения о трудовой деятельности Родионова С.В., что подтверждается выписками о трудовой деятельности.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Камтех-энерго» представителя в судебное заседание не направило, извещено. Представило письменные пояснения, согласно которым с Родионовым С.В общество заключило трудовой договор о работе по совместительству с 14.01.2019. Договор был расторгнут 19.05.2019. В электронной трудовой книжке Родионова С.В. была проставлена ошибочная дата увольнения - 15.07.2020, уточненные данные сданы в Пенсионный фонд.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ОСФР по Архангельской области и НАО, представителя в судебное заседание не направили, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представили выписку по форме СТД-ПФР на Родионова С.В.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (п. 3 ст. 10 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 этого кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех обязательных условий: имеет место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества произведено за счет другого лица; приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке, то есть происходит неосновательно.
Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, размер неосновательного обогащения, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
При этом нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том числе в связи с потерей работы.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст.3).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 ст.3).
Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Согласно ст. 2 Закона о занятости занятыми считаются граждане работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 были утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).
Из письменных материалов дела следует, что 13.04.2020 Родионов С.В. посредством информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» обратился в ГКУ АО «АОЦЗН» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Приказом ГКУ АО «АОЦЗН» от 22.04.2020 Родионов С.В. был признан безработным с 13.04.2020 и ему было назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 13.04.2020 по 12.10.2020.
Приказом ГКУ АО «АОЦЗН» от 03.06.2020 Родионову С.В. был изменен порядок выплаты пособия по безработице в части его размера.
Как указывает истец в исковом заявлении, 14.08.2020 при проверке сведений, предоставленных Родионовым С.В. истцом было установлено, что ответчик с апреля 2019 года по апрель 2020 года осуществлял трудовую деятельность в ООО «Камтех-энерго» с которым трудовой договор был расторгнут 15.07.2020.
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Приказом ГКУ АО «АОЦЗН» от 29.06.2021 Родионов С.В. был снят с регистрационного учета с 13.04.2020 в связи с попыткой получения либо получением пособия обманным путем с 13.04.2020.
За период с 13.04.2020 по 13.08.2020 ответчику было выплачено пособие по безработице в общем размере 58505,73 рублей.
При рассмотрении дела судом также было установлено, что Родионов С.В. на основании заявления был принят в ООО «Камтех-энерго» с 14.01.2019 электрослесарем КИПиА 6 разряда без срока испытания в департамент автоматизации по совместительству.
17.05.2019 Родионов С.В. написал заявление об увольнении по собственному желанию с 19.05.2019.
На основании Приказа 28 л/с/1 от 17.05.2019 ответчик был уволен из ООО «Камтех-энерго» 19.05.2019.
Вместе с тем, как следует их представленных истцом сведений о трудовой деятельности Родионова С.В., полученных от Пенсионного фонда, в ООО «Камтех-энерго» ответчик работал до 15.07.2020.
Как следует из пояснений ООО «Камтех-энерго» дата увольнения была передана ошибочно.
Согласно сведениям о трудовой деятельности, предоставляемым из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по состоянию на 09.10.2023 имеется информация о том, что на основании приказа 28 л/с/1 от 17.05.2019 Родионов С.В. был уволен из в ООО «Камтех-энерго».
Следующая запись о приеме на работу 17.08.2020 в ООО «МРТС-Строймонтаж».
Аналогичные сведения предоставлены и ОСФР по Архангельской области и НАО.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Родионова С.В. по состоянию на 09.10.2023 следует, что в ООО «Катех-Энерго» ответчик работал с 14.01.2019 по 19.05.2019. Следующая запись о работе в ООО «МРТС-Строймонтаж» с 17.08.2020.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Родионов С.В. не предоставлял ложные или не достоверные сведения ГКУ АО «АОЦЗН». А полученная ГКУ АО «АОЦЗН» информация о трудоустройстве Родионова С.В., хотя и имела место быть на момент подачи настоящего иска, фактически являлась ошибочной в результате действий ООО «Камтех-энерго», на дату рассмотрения дела реальная дата увольнения передана в Социальный фонд, сведения о периодах работы ответчика откорректированы, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении иска отсутствуют основания для распределения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» к Родионову Сергею Владимировичу о взыскании неосновательного обогащения отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд города Архангельска.
Судья | Н.С. Беляева |
Мотивированное решение составлено 01 ноября 2023 года.