Судья: Ежембовская Н.А. адм. дело № 33а-7180/2020
(2а-273/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04.08.2020
г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Лазаревой М.А., Клюева С.Б.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 2 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., объяснения представителя административного истца Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области Бурцевой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного ответчика Бутылкина В.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 05.09.2018 по административному делу № 2а-1336/2018 с Бутылкина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, взыскана недоимка по земельному налогу в размере 2749 332,06 руб., из которых задолженность за 2015 год – 1 368 644 руб., за 2016 год – 1 368 644 руб., пени – 12 044 руб. 06 коп., а также государственная пошлина в размере 21 946,66 руб.
Определением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 13.01.2020 вышеуказанное решение отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 03.06.2019 по административному делу № 2а-785/2019 с Бутылкина В.А. взысканы пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 23 141, 50 руб. за период с 06.09.2018 по 12.11.2018, за 2016 год – 23 141, 50 руб., государственная пошлина в размере 1 588 руб.
14.01.2020 определением Новокуйбышевского городского суда Самарской области удовлетворено заявление Бутылкина В.А. о пересмотре данного судебного решения по новым обстоятельствам.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 05.09.2018 по административному делу № 2а-797/2019 с Бутылкина В.А. взысканы пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 23 141, 50 руб. с 06.09.2018 по 12.11.2018, за 2016 год в сумме 23 141, 50 руб., государственная пошлина в размере 1 588 руб.
16.01.2020 определением Новокуйбышевского городского суда Самарской области удовлетворено заявление Бутылкина В.А. о пересмотре данного судебного решения по новым обстоятельствам.
Определением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 18.02.2020 административные дела №№ 2а-273/2020, 2а-426/2020, 2а-443/2020 объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен номер № 2а-273/2020.
В судебном заседании представитель административного истца Бурцева А.А. исковые требования уточнила, отказалась от исковых требований в части взыскания пени по задолженности по земельному налогу за 2016 год, и просила с учетом внесенных платежей по исполнительным производствам взыскать с Бутылкина В.А. задолженность в сумме 1 665 499,13 руб., в том числе: земельный налог за 2015 год в размере 1 339 545,71 руб., пени в размере 6022,03 руб., за 2015 год пени в размере 23 141.50 руб., за 2015 год пени в размере 84 831,91 руб., налог за 2016 год в размере 211 957,98 руб.
Административный ответчик Бутылкин В.А. с уточненными требованиями в части задолженности по земельному налогу за 2016 год согласился, с расчетом задолженности по земельному налогу за 2015 год и пени не согласился, поскольку считает, что перерасчет налога на принадлежащие ему земельные участки, с учетом установленной кадастровой стоимости участков должен быть произведен не только за 2016 год, но и за 2015 год.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 2 марта 2020 года исковые требования налогового органа удовлетворены частично: с Бутылкина В.А. взыскана недоимка по земельному налогу в размере 424 124,64 руб., из которых задолженность за 2015 год составляет 196430,71 руб., пени – 15 735,95 руб.; за 2016 год – 211 957,98 руб., государственная пошлина в размере 7 441,25 руб.
В апелляционной жалобе налоговая инспекция выражает несогласие с решением суда в части отказа во взыскании в полном объеме задолженности по земельному налогу за 2015 год.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику начисляются пени.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – пункт 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Положениями п. п. 1, 2 ст. 390 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абзац первый); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац второй).
Пунктом 8 Постановления Думы городского округа Новокуйбышевск Самарской области № 127 от 20.10.2015 года «Об установлении земельного налога на территории городского округа Новокуйбышевск» установлены налоговые ставки в размере:
8.1. 0,3 процента от кадастровой стоимости земли устанавливается в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
8.2. 1,5 процента от кадастровой стоимости земли устанавливается в отношении прочих земельных участков.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что за Бутылкиным В.А. зарегистрировано право собственности на земельные участки, расположенные в границах г.о. <адрес> с кадастровыми номерами: №, №.
Решениями Самарского областного суда от 03.09.2019 по административному делу № 3а-1627/2019, от 19.09.2019 по административному делу № 3а-1733/2019, от 14.11.2019 по административному делу № 3a-2131/2019, от 05.12.2019 по административному делу № 3а-2155/2019, по административным исковым заявлениям Бутылкина В.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности и указанных в налоговом уведомлении № 32333566 от 23.09.2017 об оплате налогов за 2015 год и за 2016 год, изменена в сторону уменьшения с начала образования разрешенного использования – 2014 год.
Решением Самарского областного суда от 05.12.2019 по административному делу № 3а-2155/2019 установлена кадастровая стоимость земельного участка:
с кадастровым номером №, площадью 690 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>», равной рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2014 года в размере 664 470 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 718 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2014 года в размере 677 792 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 771 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 727 824 рублей.
Решением Самарского областного суда от 19.09.2019 по административному делу № 3а-1733/2019 установлена кадастровая стоимость земельного участка:
с кадастровым номером №, площадью 680 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 30 июня 2014 года в размере 411 400 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 773 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 30 июня 2014 года в размере 467 665 рублей;
с кадастровым номером № площадью 768 кв.м., расположенного по адресу ориентира. <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 476 928 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 697 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 432 837 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 828 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 514 188 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 659 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 409 239 рублей;
с кадастровым номером № площадью 677 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>», равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 420 417 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 820 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 509 220 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 668 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 414 828 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 895 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 апреля 2014 года в размере 445 710 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 834 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 апреля 2014 года в размере 415 332 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 680 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 23 апреля 2014 года в размере 338 640 рублей;
с кадастровым номером №, площадью 809 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 9 июля 2014 года в размере 413 399 рублей.
Решением Самарского областного суда от 14.11.2019 по административному делу № 3а-2131/2019 установлена кадастровая стоимость земельного участка:
с кадастровым номером №, площадью 754 кв. м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 23.04.2014 в размере 375 492 рубля;
с кадастровым номером № площадью 853 кв. м, расположенного по адресу ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 22.04.2014 в размере 424 794 рубля;
с кадастровым номером №, площадью 893 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 444 714 рублей.
Решением Самарского областного суда от 03.09.2019 по административному делу № 3а-16271/2019 установлена кадастровая стоимость земельного участка:
с кадастровым номером № площадью 636 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 394 956 рублей;
с кадастровым номером № площадью 637 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 395 577 рублей;
с кадастровым номером № площадью 572 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 15 июля 2014 года в размере 355 212 рублей;
с кадастровым номером № площадью 646 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 401 166 рублей;
с кадастровым номером № площадью 651 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2014 года в размере 404 271 рублей;
с кадастровым номером № площадью 638 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2014 года в размере 396 198 рублей;
с кадастровым номером № площадью 796 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 494 316 рублей;
с кадастровым номером № площадью 878 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 545 238 рублей;
с кадастровым номером № площадью 829 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 514 809 рублей;
с кадастровым номером № площадью 886 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 года в размере 550 206 рублей;
с кадастровым номером № площадью 896 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2014 года в размере 556 416 рублей;
с кадастровым номером № площадью 884 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2014 года в размере 548 964 рублей.
В связи с уменьшением кадастровой стоимости части земельных участков, принадлежащих Бутылкину В.А., а также частичной оплатой налоговой задолженности, административный истец Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области (МИФНС России № 16 по Самарской области), уточнив первоначально заявленные требования, просила суд взыскать задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 1 339 545,71 руб., пени в размере 6022,03 руб., налог за 2016 год в размере 211 957,98 руб., за 2015 год пени в размере 23 141.50 руб., за 2015 год пени в размере 84 831,91 руб.
Проверив полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании санкций, основания для взыскания, правильность расчета и размера взыскиваемой денежной суммы, а так же платежей, внесенных в рамках исполнительного производства в счет оплаты задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 13 571,02 руб., суд признал размер задолженности по земельному налогу подлежащей взысканию за 2016 год в размере 211 957,98 руб. верным. Административным ответчиком заявленный размер задолженности по земельному налогу за 2016 год не оспаривается.
Решение в данной части сторонами не обжалуется, законных оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем решение суда в части взыскания с ответчика задолженности по уплате земельного налога за 2015 год в размере 196 430,71 рубля, пени в размере 15 735,95 рублей является неправильным, поскольку противоречит нормам материального права.
Отказывая в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 1339 545,71 руб. суд обосновывал свои выводы тем, что административным истцом при произведении расчета не принято во внимание изменение кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих на праве собственности Бутылкину В.А. и указанных в налоговом уведомлении № от 23.09.2017 об оплате налогов за 2015 год в сторону уменьшения с начала образования разрешенного использования – с 2014 года.
При этом не согласился с позицией административного истца в части того, что перерасчет задолженности по земельному налогу не может быть произведен за период, превышающий 3 года с даты обращения, поскольку в данном случае изменение кадастровой стоимости земельных участков произошло на основании решений Самарского областного суда, принятых 03.09.2019, 19.09.2019, 14.11.2019, 05.12.2019, после чего у административного ответчика возникли основания для обращения за перерасчетом суммы налога.
Судебная коллегия находит приведенные суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 5 НК РФ).
Как установлено в пункте 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Спорным налоговым периодом в рассматриваемом деле является 2015 год.
С целью дальнейшего совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривавшие учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратили силу с 1 января 2019 года в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, устранившего действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды (подпункты "а", "б" пункта 4 статьи 2, часть 6 статьи 3 данного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеперечисленные положения, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Закона N 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
При этом перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено продление установленного законом срока на подачу заявления о перерасчете сумм ранее исчисленных налогов в случае изменения кадастровой стоимости объектов налогообложения на основании решения комиссии или суда.
Как разъяснено в письме ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», письмах Минфина России от 27.09.2018 N 03-05-05-02/69137, N 03-05-05-01/69209, от 01.10.2018 N 03-05-06-01/70282, следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52, пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в указанной редакции), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога осуществляться налоговым органом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, с заявлением о перерасчете ранее начисленного налога Бутылкин В.А. обратился 11.11.2019 (т. 2, л.д. 108). Таким образом, налоговым органом, в порядке пункта 2.1 статьи 52, пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации произведен перерасчет налога за предшествующие периоды, начиная с 2016 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 июня 2001 года N 173-О, норма пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
В то же время, данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пояснений сторон и представленных в материалы дела доказательства не следует, что причиной пропуска срока на обращение с заявлением о перерасчете ранее начисленного налога явились неправомерные действия (бездействие) налогового органа, в том числе: несвоевременное направление налогового уведомления и (или) требования об уплате налогов, либо создание административному ответчику иных препятствий в реализации им своих прав и исполнению налоговых обязанностей.
Обжалование заявителем решений судов первой и апелляционной инстанции о взыскании недоимки по налогам в вышестоящих судебных инстанциях к таким основаниям не относится, как и несвоевременное обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков.
При этом судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога полностью либо в неоспариваемой части налогоплательщиком не исполнена до настоящего времени. Сведений об обращении административного ответчика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога суду не представлено.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Исходя из обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что правовые и фактические основания для выводов о незаконности действий налогового органа, отказавшего Бутылкину В.А. в перерасчете суммы задолженности по земельному налогу за 2015 год, отсутствуют.
Оснований полагать, что налоговым органом допущены нарушения или ошибки при расчете налоговой базы в отношении спорных земельных участков за налоговый период – 2015 год, либо налоговая база определена неверно, либо допущены иные нарушения при осуществлении расчета недоимки – не имеется. Правильность осуществленного налоговым органом расчета недоимки по земельному налогу и пени проверена судебной коллегией и сомнений не вызывает.
В данном случае уважительных причин послуживших причиной несвоевременного обращения административного ответчика с заявлением о перерасчете не усматривается.
В связи с чем, выводы суда первой инстанции о наличии правовых и фактических оснований для перерасчета земельного налога начисленного Бутылкину В.А. за 2015 год нельзя признать правильными, соответственно, решение суда в соответствующей части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в оспариваемой части с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 2 марта 2020 года отменить в части частичного удовлетворения требований МИФНС России № 16 по Самарской области к Бутылкину В.А. о взыскании недоимки по налогу и пени за 2016 год.
Принять в данной части новое решение, которым административный иск МИФНС России № 16 по Самарской области к Бутылкину В.А. о взыскании недоимки по налогу и пени за 2016 год удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Бутылкина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 1339545 руб. 71 коп.,
пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 84831 руб. 91 коп.,
пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23141 руб. 50 коп.,
пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6022 руб. 03 коп.
Увеличить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Бутылкина В.А. в доход местного бюджета до суммы 16526 руб. 99 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу МИФНС России № 16 по Самарской области удовлетворить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: