Дело №
УИД 11RS0№-03
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре Габовой Е.А.,
с участием прокурора Соколовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
23 января 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего Мартынова П. С. к Шауэрману В. С. о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор прокурора <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего Мартынова П.С. к Шауэрману В.С. о взыскании компенсации морального вреда в размере 25 000 руб.
В обоснование искового заявления указано, что приговором Эжвинского районного суда <адрес> от <дата> по делу № ответчик признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 116.1 Уголовного кодекса РФ, совершенного в отношении несовершеннолетнего Мартынова П.С. Умышленными преступными действиями Шауэрмана В.С. несовершеннолетнему Мартынову П.С. причинен моральный вред.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме, выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Гайсина И.Р., законный представитель несовершеннолетнего Мартынова П.С., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представителя не направил, об отложении дела не просил, позиции по спору не выразил.
В данном случае суд находит надлежащим извещение ответчика о месте и времени судебного заседания, поскольку в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд - есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения искового заявления. Поскольку одним из основных принципов гражданского процессуального законодательства является добросовестность действий сторон в процессе реализации принадлежащих им процессуальных прав (ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ), поэтому приняв возможные меры к извещению ответчика, суд, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, установленных законом сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел, полагает возможным в соответствии со ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Согласно ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу п.1 ст.150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33).
В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела (п.32).
Из содержания данных положений закона и разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ в их взаимосвязи следует, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, а, следовательно, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Судом установлено, что в период с 09 час 00 мин до 10 час 00 мин <дата> в ходе конфликта, возникшего на почве личных неприязненных отношений с Мартыновым П.С., <дата> г.р., пользуясь своим физическим превосходством, осознавая противоправный характер своих действий, умышленно нанес один удар ладонью левой руки в область затылка несовершеннолетнего, от чего последний испытал физическую боль. Продолжая противоправные действия, ответчик <дата> с 08 час 00 мин до 12 час 01 мин умышленно нанес один удар кулаком правой руки в область правого плеча и один удар кулаком правой руки в область левого бедра Мартынова П.С., затем умышленно нанес удар ногой в область правой ноги и один удар в область спины Мартынова П.С., от чего последний испытал физическую боль. Продолжая противоправные действия, Шауэрман В.С. <дата> с 18 час 00 мин до 23 час 59 мин, умышленно взял обеими руками за обе ноги Мартынова П.С., сидящего на диване, и потянул его в свою сторону, от чего тот упал на пол, ударившись нижней частью спины об пол, и испытал физическую боль. После чего Шауэрман В.С. взял Мартынова правой рукой за правое ухо, и, сжимая его, совершил иные насильственные действия, от чего последний испытал физическую боль. Затем умышленно нанес не менее двух ударов ладонью правой руки в область спины Мартынова П.С., от чего последний испытал физическую боль.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу приговором Эжвинского районного суда <адрес> от <дата> по делу №.
Согласно ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
При рассмотрении настоящего дела судом получены доказательства, свидетельствующие о нарушении со стороны ответчика нематериальных благ несовершеннолетнего.
В нарушение положений п. 2 ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ и ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчиком в ходе рассмотрения дела не было представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии оснований для возложения на него ответственности за причиненный истцу моральный вред.
Суд, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, и подлежащих применению норм права, а также исходя из доказанности факта нанесения несовершеннолетнему Мартынову П.С. со стороны Шауэрмана П.С. побоев и совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль, считает подлежащими удовлетворению исковые требования.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание обстоятельства, при которых произошло нанесение несовершеннолетнему побоев и совершения иных насильственных действий, причинивших ребенку физическую боль, требования разумности и справедливости, оговоренные в п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, и приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу ребенка подлежит взысканию компенсация морального вреда в заявленном размере в сумме 25 000 руб., что соответствует именно тем нравственным и физическим страданиям, подтвержденным материалами дела, которые несовершеннолетний вынужден был претерпевать.
Поскольку истец в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в доход бюджета муниципального района «Сыктывдинский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Взыскать с Шауэрмана В. С. в пользу Мартынова П. С. в лице его законного представителя Гайсиной И. Р. компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
Взыскать с Шауэрмана В. С. в бюджет муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.А. Сурнина
Заочное решение в окончательной форме принято <дата>.