№ 59RS0017-01-2023-000643-77
Дело № 2-647/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2023 года г.Губаха
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Золотавиной Т.А., при секретаре судебного заседания Шарифуллиной Е.А., с участием пом.прокурора Ильиной Д.А., представителя ответчика Маркеловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Губахи в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома,
установил:
Прокурор г.Губахи Пермского края, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил возложить на администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края обязанность в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома по <адрес>. В обоснование иска указал, что в ходе проверки обращения было установлено, что указанные дома признаны аварийными и подлежащими сносу. Собственники и наниматели жилых помещений подлежат переселению в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ.г., утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № №. Плановый срок расселения – до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время администрацией приняты меры к частичному переселению граждан. В многоквартирных домах по <адрес> не обеспечены благоустроенными жилыми помещениями наниматели трех квартир, по <адрес> – наниматели семи квартир, по <адрес> и <адрес> – один наниматель. В настоящее время жилые дома отключены от коммунальных инженерных сетей, предоставление коммунальных услуг не осуществляется. Согласно реестру муниципального имущества ________________ муниципального округа в многоквартирных домах расположены жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. В ходе осмотра домов 16.05.2023г. было установлено, что администрацией не приняты меры по ограничению доступа в аврийные дома. Двери, окна, крыша в домах отсутствуют, дома находятся в полуразрушенном и разрушенном состоянии, не исключено их обрушение, поскольку не эксплуатируются, ихх содержание не обеспечивается. Выявленные нарушения создают общественную опасность. В силу ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», п.4 ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления. В связи с чем обязанность по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются, возложена на органы местного самоуправления. Результаты проверки свидетельствуют о том, что доступ в аварийные и не не эксплуатируемые многоквартирные дома не ограничен, придомовая территория к ним не огорожена. Данные обстоятельства создают условия для совершения противоправных действий и угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Помощник прокурора Ильина Д.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложены в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края Маркелова Н.С. возражала против заявленных требований. Пояснила, что указанные многоквартирные дома включены в программу Пермского края № и местную программу по переселению граждан из ветхого жилья. Переселение жильцом запланировано до ДД.ММ.ГГГГ., в этот же срок дома будут снесены. В настоящее время принять меры по ограничению доступа в дома администрация предпринять не может, поскольку недостаточное финансирование, а также отдаленность данных домов, в которые проникнуть также будет возможно, даже при установлении ограждений. Установление более капитальных ограждений вокруг домов будет являться нецелесообразным.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ).
В силу п.8,10 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно п.7.1, 10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с абз 2 ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждением чрезвычайных ситуаций является комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно п.4 ст.5.2 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру г.Губаха Пермского края поступило обращение <ФИО> (л.д.№), в соответствии с которым в жилые дома в том числе в п<адрес> должны быть демонтированы, для ограничения доступа граждан администрация должна принять меры в силу ст.35,37 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ при прекращении эксплуатации здания и сооружения должны приниматься меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также выполняться мероприятия по утилизации строительного мусора. Консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы не возникла угроза для жизни и здоровья граждан. Поскольку заброшенные здания и недостроенные объекты могут использоваться несовершеннолетними для проведения свободного времени доступ на них должен быть пресечен через выполнение комплекса мероприятий по пресечению доступа через дверные и оконные проемы. В том числе имеется доступ в дома по <адрес> и <адрес>
Из Постановлений Администрации городского округа «________________» от ДД.ММ.ГГГГ. года N №, от ДД.ММ.ГГГГ. № № от ДД.ММ.ГГГГ. № № (л.д.№) следует, что многоквартирные дома по по <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу.
Из ответа Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.№) следует, что многоквартирные дома по <адрес> расселяются в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ.г., утвержденной постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № №. Плановые и фактические сроки расселения, снос многоквартирных домов, расселяемых в рамках Федеральной программы № № – до ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний день процедура расселения осуществляется. В рамках Федеральной программы № № в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Губахинского городского округа заключены муниципальные контракты на приобретение ________________ жилых помещений от застройщика для переселения граждан. В связи с этим, гражданам, проживающим в многоквартирных домах будут предоставлены благоустроенные жилые помещения, которые будут приобретены у застройщика во втором полугодии ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с сообщениями Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации ________________ муниципального округа (л.д.№) в реестр муниципального имущества включены в том числе квартиры, расположенные по <адрес>.
Согласно актам МУП «Тепловые сети Нагорнский» от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.№) произведено отключение аварийных домов по ул.<адрес> от централизованных сетей теплоснабжения, ввиду выселения всех проживающих жителей.
Как следует из акта проверки фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.№) в доме по <адрес> никто не проживает, личные вещи граждан вывезены, двери квартир закрыты на замки или заколочены.
В соответствии с дополнительной информацией Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края (л.д.№) квартиры, являющиеся муниципальной собственностью, расположенные в домах по <адрес> являются пустующими.
Согласно информации Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № № (л.д.№) многоквартирные дома по <адрес> в ключены в региональную адресную программу по переселению граждан изх аварийного жилищного фонда н территории Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ.г., утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № № Фактический и плановый срок переселения граждан с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Снос многоквартирных домов будет осуществлен после расселения. Квартиры № № по ул.<адрес> расселены, плановый срок расселения квартиры № № не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Квартиры № № по <адрес> расселены, плановый срок расселения квартиры № № не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Все жилые помещения в указанных многоквартирных домах являются муниципальной собственностью.
Как следует из акта осмотра аварийного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. с фототаблицей (л.д.№), осуществленного ст.помощником прокурора г.Губахи Ильиной Д.А., установлено, что многоквартирные дома по <адрес>. <адрес> находятся в полуразрушенном и разрушенном состоянии, двери, окна, крыша в домах отсутствуют, не исключено их разрушение, содержание не обеспечивается, доступ граждан к зданиям не ограничен.
Таким образом, администрация, являясь органом местного самоуправления, обязана принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, к числу которых относится принятие мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются.
Как установлено в судебном заседании администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края не приняты меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются.
При этом непринятие мер, препятствующих несанкционированному доступу в аварийные дома, создает угрозу причинения вреда населению.
Недостаточное финансирование не является основанием для освобождения администрации от указанной обязанности.
На основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая все обстоятельства дела, считает срок для устранения недостатков, указанный прокурором, десять месяцев со дня вступления решения в законную силу является достаточным и разумным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и считает необходимым установить ответчику данный срок для исполнения решения суда.
При наличии обстоятельств, не позволяющих исполнить решение суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности ходатайствовать перед судом о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Таким образом, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора г.Губахи, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края удовлетворить.
Возложить на Администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные многоквартирные дома по <адрес>. - в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Т.А.Золотавина