К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 г. <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
судьи - Катбамбетова М.И.,
секретаря судебного заседания – ФИО10,
представителя истицы ФИО1 по доверенности ФИО11, представителя ответчика Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству по доверенности ФИО13, представителя третьего лица – Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО14,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству о сохранении квартиры в реконструированном состоянии и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Истица ФИО1, обратилась в Майкопский городской суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству о сохранении квартиры в реконструированном состоянии и признании права собственности.
В обоснование поданного иска указала, что она имеет в собственности квартиру с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 27,6 кв.м. Этаж 1, расположенной в двухквартирном жилом доме с кадастровым номером <данные изъяты>, отдельно от других помещений на земельном участке площадью 600 кв.м, с кадастровым номером 01:08:0507090:11. В 2020 она заказала у ИП Смагиной 3.В. проект на двухэтажную пристройку в жилой квартире по адресу: <адрес>, с увеличением жилой и общей площади квартиры, согласно которому на первом этаже пристройки будет располагаться холл и жилая комната, на мансардном этаже две жилые комнаты и лестница. ДД.ММ.ГГГГ она заказала технический план помещения на двухэтажную пристройку в указанной жилой квартире. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта (реконструкцию квартиры). ДД.ММ.ГГГГ Комитетом Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству ей было отказано в выдаче разрешения на строительство, сославшись на отсутствие документов, предусмотренных ч.7 ст. 51 ГрК РФ. Во исполнение решения Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству от ДД.ММ.ГГГГ, она в соответствии с ч.7 ст. 51 ГрК РФ и ст. 46 ЖК РФ путем проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, получила разрешение всех собственников квартир и согласие от них на реконструкцию своей квартиры, расположенной отдельно от других жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась в Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта (реконструкцию квартиры). ДД.ММ.ГГГГ Комитетом <адрес> по архитектуре и градостроительству ей было отказано в выдаче разрешения на строительство, сославшись на отсутствие документов, предусмотренных ч.7 ст. 51 ГрК РФ. По мнению Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству, отсутствие указанных документов, не позволяет подтвердить ее право собственности на пристройку к жилой квартире площадью - 27,6 кв.м., расположенной на указанном земельном участке и этот вопрос возможно разрешить только в судебном порядке, в связи с чем ей было предложено обратиться в суд для защиты своих интересов. Также указала, что начала осуществлять реконструкцию квартиры в соответствии с выполненным ИП ФИО12 проектом. К квартире сделана двухэтажная пристройка (мансарда) и общая площадь реконструированной <адрес> составила 90,1 кв.м. Реконструкция квартиры общей площадью 90,1 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной на указанном земельном участке, осуществлялось ею в соответствии с проектом для строительства пристройки по указанному адресу, которым определены размеры и зона застройки квартиры на земельном участке. В ноябре 2023 года реконструкция квартиры фактически была окончена, в которой она и ее несовершеннолетние дети, проживают в настоящее время, однако пристройка не сдана в эксплуатацию. Техническое состояние строительных конструкций квартиры по адресу: <адрес>, после реконструкции находится в удовлетворительном состоянии, не угрожает жизни и здоровью людей. Реконструкция квартиры выполнена в соответствии со строительными нормами и правилами, требованиями санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
На основании изложенного, просила суд, сохранить в построенном (реконструированном) состоянии принадлежащую ей жилую квартиру площадью 90,1 кв. м. с кадастровым номером 01:08:0501001:1603 расположенной по адресу: <адрес>, ул.3юзина/пер Майкопский, <адрес> признать за ней право собственности на жилое помещение - квартиру с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 90,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, ул.3юзина/пер Майкопский, <адрес>.
Определениями Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельно требований привлечены Управление Архитектуры и градостроительства МО «<адрес>», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и Администрация МО «<адрес>».
Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности ФИО11, в ходе судебного заседания поддержал уточненные исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству по доверенности ФИО13, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица – Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО14, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства, дав им надлежащую оценку, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании ст.ст.35, 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу ст.25 ЖК РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент осуществления истцами реконструкции спорного дома, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N170).
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (части 1, 2 ст. 52 ГрК РФ).
Согласно части первой статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истица ФИО1 имеет в собственности квартиру с кадастровым номером 01:08:0501001:1603 по адресу: <адрес>, общей площадью - 27,6 кв.м., этаж 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, расположенной в двухквартирном жилом доме с кадастровым номером 01:08:0501001:409, отдельно от других помещений на земельном участке площадью 600 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>
В 2020 году истица ФИО1 заказала у ИП Смагиной 3.В. проект на двухэтажную пристройку в жилой квартире по адресу: <адрес>, с увеличением жилой и общей площади квартиры, согласно которому на первом этаже пристройки будет располагаться холл и жилая комната, на мансардном этаже две жилые комнаты и лестница.
04.10.2022 истица ФИО1 заказала технический план помещения на двухэтажную пристройку в жилой квартире по адресу: <адрес> и
16.11.2022 истица ФИО1 обратилась в Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта(реконструкцию квартиры).
22.11.2022 Комитетом Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству истице ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство, сославшись на отсутствие документов, предусмотренных ч.7 ст. 51 ГрК РФ.
Во исполнение решения Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству от ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 в соответствии с ч.7 ст. 51 Грк РФ и ст. 46 ЖК РФ путем проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, получила разрешение всех собственников квартир и согласие от них на реконструкцию своей квартиры, расположенной отдельно от других жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 вновь обратилась в Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта (реконструкцию квартиры).
06.07.2023 Комитетом <адрес> по архитектуре и градостроительству истице ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство, сославшись на отсутствие документов, предусмотренных ч.7 ст. 51 ГрК РФ.
По мнению Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству, отсутствие указанных документов, не позволяет подтвердить право собственности истицы ФИО1 на пристройку к жилой квартире площадью - 27,6 кв.м., расположенной на указанном земельном участке и этот вопрос возможно разрешить только в судебном порядке, в связи с чем истице предложено обратиться в суд для защиты своих интересов.
Также установлено, что истица ФИО1 осуществила реконструкцию квартиры в соответствии с выполненным ИП ФИО12 проектом.
К квартире сделана двухэтажная пристройка (мансарда) и общая площадь реконструированной <адрес> составила - 90,1 кв.м. Реконструкция квартиры общей площадью - 90,1 кв.м, с кадастровым номером 01:08:0501001:1603, расположенной на указанном земельном участке, осуществлялось истицей ФИО1 в соответствии с проектом для строительства пристройки по указанному адресу, которым определены размеры и зона застройки квартиры на земельном участке. В ноябре 2023 года реконструкция квартиры фактически была окончена.
В указанной квартире, в настоящее время, проживает истица ФИО1 и ее несовершеннолетние дети, однако пристройка не сдана в эксплуатацию.
Таким образом, истицей произведена реконструкция спорного жилого дома, заключающаяся в возведении двухэтажной пристройки (мансарда), ввиду чего площадь квартиры изменилась с 27,6 кв.м. до 90,1 кв.м.
В силу пунктов 1, 3 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является, в частности, здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" постройка считается возведенной (созданной) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, в частности, если этот объект полностью или частично располагается на земельном участке, не принадлежащем лицу, осуществившему ее возведение (создание), на праве, допускающем строительство на нем данного объекта.
Для установления отсутствия угрозы жизни и здоровью людей, а также выполнения реконструкции квартиры в соответствии со строительными нормами и правилами, требованиями санитарно-гигиенических, противопожарных, сейсмических и других норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, определением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам экспертного заключения эксперта №.1 от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного Адыгейским филиалом ФБУ Краснодарская ЛСЭ Минюста России следует, что в результате исследования эксперт приходит к выводу, что жилое помещение (<адрес>), расположенное по адресу: <адрес>/пер. Майкопский, <адрес> соответствует действующим требованиям в следующих параметрах:
-п. 4.5, 6.2, 6.22, 6.4, 6.10, 7.13, 8.3, 9.14, 9.18, 9.19 СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» [10];
- ст. 53 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2];
- п. 166 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» [14];
- п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.2, 4.3.3, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [5];
- п. 4.3, 4.4, 4.11, 4.13, 8.1.1, 8.1.4 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты». Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» [6];
- п. 9.1, 9.3, 9.11 СП 17.13330.2017 «Кровли» ];
- п. 1.2.4, 1.3.3, 2.7 ВСН 61-89 (р) «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования» [17];
- п. 5.2 СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные» [9];
- п. 5.1.6 СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы» [11];
- п. 5.9.3, 5.9.7 СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия» [12];
- п. 6.1.5, 6.14.9 СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах» [7];
- предельным параметрам разрешенного строительства установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», в части площади земельного участка, минимальной ширины земельных участков вдоль фронта улицы, минимального отступа от границ земельных участков, этажности. Не соответствует действующим требованиям в следующих параметрах:
- п. 8.2 (в части наличия лестницы с разной высотой ступеней, 16 и 21 см соответственно), 9.4 (в части отсутствии для удаления сточных вод системы канализации. 9.6 (в части отсутствии систем удаления воздуха в совмещенном санузле), 9.12 (в части отсутствия футляров в проходах трубопроводов через стены) СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» [10];
- п. ДД.ММ.ГГГГ (в части длины горизонтальной входной площадки)
СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» [5];
- п. 6.26 (в части отсутствия отмостки) СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» [13]. В целях исследования вопросов соответствия строения требованиям строительных норм и правил дана таблица сравнительно анализа. Исследование по определению соответствия исследуемого объекта требованиям строительных норм и правил произведено экспертом по тем конструктивным элементам и нормам, сравнение по которым может быть произведено по результатам визуального осмотра, в доступных для осмотра местах (см. Таблицу №).
Установление факта «угрозы жизни, здоровья граждан» как таковой не входит в компетенцию эксперта-строителя. Вместе с тем, в содержании этого вопроса есть аспекты, рассмотрение которых невозможно без использования специальных строительно-технических знаний. Это способность несущих и ограждающих конструкций здания выдерживать эксплуатационные нагрузки без разрушения и сверхнормативных деформаций, а также возможность, с точки зрения объемно-планировочного решения здания, обеспечить безопасность нахождения людей в его помещениях и возможность обеспечить их безопасную и своевременную эвакуацию в случае пожарной ситуации.
Следуя формулировке вопроса, жилое помещение (<адрес>), расположенное по адресу: <адрес>/пер. Майкопский, <адрес>, в настоящее время по объемно-планировочному решению (в случае возникновения пожарной ситуации) обеспечивает безопасность нахождения людей в помещениях и в случае экстремальной ситуации - безопасную, и своевременную эвакуацию людей через эвакуационные выходы и в рассматриваемой ситуации угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
В соответствии с правилами СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» [15]. конструктивные элементы жилого помещения (<адрес>) на момент экспертного осмотра находятся в работоспособном техническом состоянии и в рассматриваемой ситуации угрозу жизни и здоровью граждан не создают.
Вопрос в части нарушения прав и законных интересов других лиц носит правовой характер и не входит в компетенцию эксперта специальности 16.1 «Технические и сметно-расчетные исследования строительных объектов и территории, функционально связанной с ними».
Указанное экспертное заключение суд считает обоснованным, поскольку оно дано экспертом, имеющим соответствующую квалификацию, выводы его достаточно мотивированы и конкретны.
Учитывая, что при возведении жилой пристройки увеличилась общая площадь всей квартиры, следовательно, изменился объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью, суд приходит к выводу, что в настоящее время <адрес> доме по адресу: <адрес>, включающая возведенные части, является новым объектом собственности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что проведенной истцами реконструкцией спорной квартиры не нарушаются права и законные интересы граждан, это не создает угрозу их жизни или здоровью, реконструкция осуществлена на земельном участке, в соответствии с его разрешенным использованием, суд приходит к выводу о необходимости сохранения спорной квартиры в перепланированном и реконструированном виде.
В соответствии с п. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Согласно п.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом вторым ст.263 ГК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Суд отмечает, что согласно частям 2 и 3 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству о сохранении квартиры в реконструированном состоянии и признании права собственности, удовлетворить.
Сохранить в построенном (реконструированном) состоянии жилую квартиру площадью 90,1 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, ул.3юзина/пер Майкопский, <адрес>.
Признать за ФИО9 право собственности на жилое помещение - квартиру с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 90,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, ул.3юзина/пер Майкопский, <адрес>.
Решение суда является основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение одного месяца с момента вынесения решения.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись М.И. Катбамбетов
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-52
Подлинник находится в материалах дела №