Дело № 2-3734/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Трусовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Объединенный муниципальный заказчик города Орла», обществу с ограниченной ответственностью «Стройспецмонтаж» о понуждении к совершению действий,
установил:
прокуратура Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством города Орла», обществу с ограниченной ответственностью «Стройспецмонтаж» о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указала, что прокуратурой района проведена проверка состояния дорог. В ходе проведения проверки установлено, что ливневые канализации по <...> находятся в неисправном состоянии, во время выпадения сильных осадков на пересечении <...> и <...> в местах нахождения пешеходных переходов образуется застой воды, создающий препятствия участникам дорожного движения. Контроль за проведением работ осуществляет ответчик. В связи с чем, просит суд обязать МКУ «УКХ г.Орла» надлежащим образом осуществлять контроль за исполнением ООО «Стройспецмонтаж» условий муниципального контракта от ДД.ММ.ГГ №*** в части выполнения работ по содержанию ливневой канализации по <...> в течение срока действия муниципального контракта, обязать ООО «Стройспецмонтаж» обеспечивать качественное выполнение работ по контракту в части выполнения работ по содержанию ливневой канализации по <...> в соответствии с техническим заданием.
При рассмотрении дела произведена замена ненадлежащего ответчика МКУ «УКХ г.Орла» на надлежащего ответчика по делу МКУ «ОМЗ г.Орла», к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УМВД России по Орловской области.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Железнодорожного района г.Орла Быковская Е.Ю. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МКУ «ОМЗ г.Орла» по доверенности Дмитриев М.В. просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица УМВД России по г.Орлу по доверенности Михайлова О.В., полагала иск подлежащим удовлетворению.
Ответчик ООО «Стройспецмонтаж», представитель третьего лица УМВД России по Орловской области, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в законе, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
Состояние дорог, недостаточное развитие дорожной инфраструктуры и несоответствие между количеством эксплуатируемого автомобильного транспорта и качеством дорог являются одними из основных причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с п. 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Таким образом, ливневая канализация относится к элементам обустройства автомобильной дороги.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 3.2.10 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 № 5/007в-ГС, дождеприемники сетей дождевой канализации, люки колодцев сетей коммунальной инфраструктуры должны содержаться в исправном состоянии.
В судебном заседании установлено, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети по <...>.
Прокуратурой района выездами на место ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ установлено, что ливневые канализации по <...> находятся в неисправном состоянии, во время выпадения сильных осадков на пересечении <...> и <...> в местах нахождения пешеходных переходов образуется застой воды, создающий препятствия участникам дорожного движения
Согласно Перечню муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Орла, утвержденному постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №***, автомобильная дорога по <...> является дорогой общего пользования местного значения, относящейся к собственности муниципального образования «город Орел», протяженностью <данные изъяты>, идентификационный №*** №***
На основании постановления администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №*** «Об изъятии и передаче муниципального имущества в оперативное управление» автомобильная дорога по <...> передана в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла» (в настоящее время МКУ «ОМЗ г.Орла»), которое осуществляет содержание улично-дорожной сети.
Согласно п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.7, 2.1.17 Устава МКУ «ОМЗ г. Орла» учреждение в сфере управления имуществом, переданным в оперативное управление, выступает заказчиком и осуществляет размещение муниципальных заказов по содержанию и ремонту муниципального имущества, разрабатывает мероприятия по надлежащему содержанию объектов имущества, осуществляет контрольные функции за исполнением муниципального заказа.
Проверкой установлено, что 12.01.2022 между МКУ «УКХ г. Орла» и ООО «Стройспецмонтаж» заключен муниципальный контракт №*** на выполнение работ по содержанию сети ливневой канализации в г. Орле, которым предусмотрено, что подрядчик обеспечивает содержание сетей ливневой канализации в состоянии, гарантирующем их бесперебойное и надлежащее техническое состояние.
При этом существенными условиями контракта, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации, являются: сроки, качество и гарантия качества выполненных работ.
Максимальное значение цены контракта с учетом НДС (при наличии) составляет <данные изъяты>, финансирование осуществляется за счет средств бюджета города Орла.
ООО «Стройспецмонтаж» в рамках указанного контракта обязано обеспечить качественное выполнение работ по контракту, в установленные контрактом сроки, в соответствии с техническим заданием.
Согласно техническому заданию при исполнении контракта ООО «Стройспецмонтаж» необходимо выполнять следующие виды работ:
- прочистка (восстановление пропускной способности) коллекторов, коробов, лотков, дождеприемных приямков и смотровых колодцев сети ливневой канализации (прочистка и промывка сети производится для удаления из нее возможных отложений, мусора, осадка и твердых предметов в целях нормальной работы сети и предупреждения закупорки труб);
- ревизия состояния дождеприемных и смотровых колодцев сетей дождевой канализации г. Орел, определять колодцы подлежащие ремонту, определять смотровые и дождеприемные колодцы, заасфальтированные в ходе ремонта дорог;
- проводить тампонирование участков сетей ливневой канализации, находящихся в зоне возможного затопления (тампонирование сети необходимо проводить пневматическими надувными заглушками на период паводка);
- осуществлять контроль за состоянием уровня поверхностного стока после ливневых и продолжительных дождей путем восстановления и очистки канав, водопропускных сооружений, предназначенных для отвода поверхностных вод;
- в случае выпадения обильных осадков по заданию Заказчика осуществлять откачку подтопленных перекрёстков и участков проезжих частей в г. Орле;
- для выявления дефектов и повреждений на сетях ливневой канализации и степени ее засорения проводить периодические технические осмотры и т.д.
Пунктами 4.1, 4.2 муниципального контракта №*** предусмотрено, что МКУ «УКХ г. Орла» в целях реализации данного контракта обязуется при выполнении подрядчиком условий, установленных контрактом, принять выполненные работы надлежащего качества и оплатить их в порядке, предусмотренном контрактом.
МКУ «УКХ г. Орла» (МКУ «ОМЗ г.Орла») имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам выполняемых работ, являющихся предметом контракта, в любое время суток на любой стадии выполнения работ в течение всего периода действия контракта с целью осуществления контроля за надлежащим выполнением подрядчиком условий контракта; осуществлять выездные проверки с подрядчиком и участвовать при выполнении работ в качестве наблюдателя с правом получения информации и ознакомления с документами, связанными с выполнением работ по контракту; выдавать подрядчику предписания при выявлении неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту, необходимых для надлежащего содержания сетей ливневой канализации, устанавливать в предписаниях срок для устранения подрядчиком таких недостатков и осуществлять повторный контроль качества выполненных работ; выдавать подрядчику задания в рамках настоящего Контракта и устанавливать сроки их выполнения и пр.
Подрядчик в рамках контракта гарантирует качество всех выполняемых работ в соответствии с действующими нормами, техническими условиями, заданиями Заказчика и условиями Контракта; своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийного срока своими силами и без увеличения стоимости по контракту.
При этом срок гарантийного периода на содержание сетей ливневой канализации установлен в течение срока действия муниципального контракта (до ДД.ММ.ГГ).
К обязательствам подрядчика, надлежащее исполнение которых включено в обеспечение гарантийных обязательств контракта, отнесено выполнение работ надлежащего качества, определенного положениями контракта; выполнение работ в срок, установленный контрактом; устранение недостатков (дефектов) в случае их возникновения за свой счет в срок, не превышающий 3 (трех) дней со дня получения от заказчика уведомления о выявлении таких недостатков и (или) дефектов.
Статьей 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время МКУ «УКХ г. Орла» (МКУ «ОМЗ г.Орла») по причине ненадлежащего контроля не обеспечено надлежащее состояние улично-дорожной сети по <...> в части содержания ливневой канализации, что влечет нарушение прав неограниченного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, может создать угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу.
Указанные обстоятельства также подтверждаются представлением прокуратуры района от ДД.ММ.ГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГ, фотоматериалом, из которых следует, что во время выпадения сильных осадков на пересечении <...> и <...> в местах нахождения пешеходных переходов продолжает образовываться застой воды, создающий препятствия участникам дорожного движения, что может повлечь угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
В связи с чем, доводы ответчиков являются необоснованным, а ссылка представителя МКУ «ОМЗ г.Орла» о том, что в учреждении закреплено должностное лицо, которое выполняет надзор и контроль за проведенными ООО «Стройспецмонтаж» работами по содержанию ливневой канализации по <...>, не могут служит основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку из представленных материалов следует, что ливневая канализация на данном участке дороги содержится в ненадлежащем состоянии.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворению исковых требований прокуратуры Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Объединенный муниципальный заказчик города Орла», обществу с ограниченной ответственностью «Стройспецмонтаж» о понуждении к совершению действий в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования прокуратуры Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Объединенный муниципальный заказчик города Орла», обществу с ограниченной ответственностью «Стройспецмонтаж» о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» надлежащим образом осуществлять контроль за исполнением обществом с ограниченной ответственностью «Стройспецмонтаж» условий муниципального контракта от ДД.ММ.ГГ №*** в части выполнения работ по содержанию ливневой канализации по <...> в течение срока действия муниципального контракта.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Стройспецмонтаж» обеспечивать качественное выполнение работ по контракту в части выполнения работ по содержанию ливневой канализации по <...> в соответствии с техническим заданием.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 03 октября 2022 года.
Председательствующий: И.С. Щербина